Рецензия на спектакль "Мой милый Плюшкин"
статья по русскому языку на тему

Петрова Ольга Викторовна

Рецензия на спектакль «Мой милый Плюшкин» или
                                                                                       версия того, как умирает душа

Существует мнение, что Николай Гоголь задумывал третий том «Мёртвых душ» и даже отчасти его написал и в последствие сжёг. Пьеса Виктора Ольшанского может служить подтверждением того, что рукописи не горят, и, возможно, то, что хотел нам продемонстрировать Гоголь, легло в основу спектакля «Мой милый Плюшкин», который играют актёры омского театра юного зрителя, начиная с 17 мая 2013 года.

Пьеса нашего современника драматурга и сценариста Виктора Ольшанского – это фантазия в семи картинах, фантазия о том, как стала мёртвой душа Степана Плюшкина, последнего из помещиков бессмертного произведения Гоголя. Сам классик говорил, что Плюшкин в молодости был милейший человек…и зрители омского, а так же туапсинского ТЮЗов и саратовского народного театра драмы имеют возможность убедиться в этом. Спектакль практически не имеет ещё истории, он новый, оригинальный, экспериментальный.

В Омске за сценическое воплощение сказочной фантазии своего давнего друга Виктора Ольшанского взялся режиссёр театра юного зрителя Борис Гуревич, а за детальную прорисовку полотна произведения – художник Мария Брянцева, заслуженный деятель искусств России. Их работа и игра артистов производят впечатление, зритель во время просмотра и улыбается и плачет, испытывая при этом и отвращение, и жалость, и скорбь, и радость, и удивление. Последнее начинает появляться ещё до начала спектакля. Дело в том, что труппа театра «доверяет зрителю и пускает его на сцену, что вообще-то запрещено в актёрском сообществе», как говорит сам режиссёр. ТЮЗ пошёл на эксперимент и посадил зрителей на сцену, куда, к слову, входит до 120 человек, поскольку этот спектакль для камерной площадки, а таковой в театре нет. Постановщики играют с пространством, что в свою очередь играет особую роль в понимании спектакля. С каждой последующей картиной действие уходит дальше от зрителя, в итоге и вовсе перемещаясь в зрительный зал.

В первой картине «Мёртвые и беглые» зрителю даётся возможность вспомнить о своём знакомстве со Степаном Васильевичем Плюшкиным, с тем самым, которого рисует Гоголь. На сцене совершается сделка купли-продажи мёртвых и беглых душ между бедным и скупым помещиком и предпринимателем Чичиковым (Сергей Дряхлов). На дворе в это время декабрь (и в природе и в душе Плюшкина), а в доме полно мусора, с потолка сыпется песок, старый хозяин и его шаркающая и сморкающаяся прислуга Мавра (заслуженная артистка России Лариса Яковлева) дополняют картину полного запустения, которое заставляет ощущать брезгливость. Перед нами в роли Степана Васильевича предстаёт харизматичный актёр Никита Пивоваров, которого не сразу узнаёшь под массой просаленного тряпья. Плюшкин кажется человеком с совсем «замороженной» душой, которую ничего не волнует. Однако в момент воспоминания о своём давнем друге, однокорытнике Иване, который стал уважаемым чиновником, на его лице появляется улыбка и даже немного становятся влажными глаза….тогда на сцене раздаётся первый звон старых запылённых часов, которые начинают для зрителя идти в обратную сторону – Плюшкин молодеет на глазах, а его душа «размораживается».

Действия переносят зрителей в ноябрь жизни Плюшкина, где происходит последний удар, нанесённый уже взрослыми детьми; в сентябрь, где Степан Васильевич заявляет, что душа у него стала мёртвая;  в август, где у вдовца был последний всплеск любви к женщине; в июнь, когда по саду бродит беременная жена и зарождается первое чувство тревоги; и, наконец, в апрель, в котором мы видим 19-летнего Степана Плюшкина, парящего, активного, полного надежд и стремлений и расписавшего план своей жизни на 13-ти страницах.  

Плюшкин «апрельский» бы ужаснулся, увидев себя «декабрьского». Вместо него ужасаемся мы, зрители. Ужасаемся для того, чтобы лишний раз взглянуть на себя, проанализировать и исправить ошибки, если это возможно. Если бы мне дали высказаться от имени Станиславского, я бы сказала актёрам чёткое «Верю!». Верю, что душа Плюшкина мертва, верю, что ему больно от поступков и слов детей, верю, что он любил слабую здоровьем дочь Вареньку и верю, что она действительно больна, верю, что Степан Васильевич волнуется, делая предложение гувернантке Жюли, и верю, что она и правда француженка, верю, что герой любил свою жену и был хозяйственным и добрым помещиком, и верю, наконец, что Плюшкин был полон энтузиазма и жизненных сил, и мог бы стать совершенно другим человеком, если бы…

Если бы не мешки, которыми его нагружали в течение жизни близкие люди, если бы не мусор, засоряющий жизненное пространство. Мешки и мусор – это не просто метафоры, а детали, которые появляются на сцене, являясь сквозными образами спектакля, так же как и шкатулка чёрного дерева, ненависть к офицерам и образы самого Плюшкина и его верной служанки Мавры. На сцене играют не только актёры, но и, как уже было упомянуто, пространство, а так же цвет, свет, декорации и звуки. Цвет: с каждым действием костюмы героев становятся все светлее и светлее, к последнему действию и вовсе Плюшкин облачён во всё белое. Это напрямую связано с состоянием его души. Свет: его постепенно становится больше, в последнем действии он заливает не только сцену, но и зрительный зал, куда отдаляется от нас действие вместе с годами Плюшкина. Декорации: они просты и точны. Уже упомянутый мусор в виде смятых бумаг присутствует постоянно, его перегоняют по сцене Мавра и прислуги даже между действиями. Бумага может является символом писем, документов, осенних листьев, лепестков цветов, даже забот, тревог и терзающих воспоминаний…Часы, шкафы, шкатулка в виде свиньи, кулич с плесенью, беседка, деревья, цветы и бабочки, ликёр, сваренный женой Глафирой Андреевной, детские игрушки, кресло качалка, самовар – всё это подчёркивает ценности Плюшкина в каждый период его жизни. Звуки: мурашки по коже бегут от тикания и звона часов, которые слышно в каждом действии, и хочется пританцовывать под музыку, сопровождающую переход картин. А в итоге вовсе хочется закрыть глаза и бежать от танца мёртвых душ, окруживших Плюшкина…

Убегая из театра, не спешите, не ужасайтесь, ведь у вас есть ещё возможность избежать участи Степана Плюшкина и спасти свою душу от преждевременного старения и умерщвления!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsenziya_na_spektakl_plyushkin.doc162 байта

Предварительный просмотр:

*User***************************************************U*s*e*r*******`4b**z\*****l***�***$7*9****฻9*************y;9************(z;9************:;9z*******


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина

Материал  поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...

Так кем же все-таки был Плюшкин? (Презентация к уроку)

Презентация к уроку-исследованию 6 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Плюшкин- «прореха на человечестве».

Третий урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"....

Кем был Плюшкин

Автор указан в документе...

"Плюшкин" (Н.В.Гоголь "Мертвые души")

По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души»  Маранцман В.Г...