Разработка урока русского языка в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Новомирская Людмила Владимировна

Данный урок предполагает повторение, обобщение и систематизацию знаний о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения. В ходе занятия совершенствуются навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений; навык речеведческого анализа текста. Урок разработан с опорой на учебник - А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10_kl._slozhnoe_predlozhenie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

«Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение».

Разработала Новомирская Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 г. Шахты Ростовской обл.

Цели урока.

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.
  2. Развивать навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений. Развивать навык речеведческого анализа текста.
  3. Воспитывать внимательное отношение к художественному слову, а также к системе языка как видоизменяющемуся и пополняющемуся организму, как элементу национальной культуры.

Методы:

- словесные (диалог);

- работа с информацией (с учебной книгой);

- организация учебной работы (демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа, работа у доски);

- методы, отражающие логический путь познания (анализ, сравнение, обобщение);

- методы контроля (самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, тестирование);

- методы оценивания (рейтинговый, критериальный).

Оборудование.

  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для  общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.
  2. Планшеты (А3) для опорных конспектов.
  3. Раздаточный материал (тексты с заданиями) для самостоятельной работы.
  4. Оценочный лист (см. приложение).

Ход урока.

Организация класса. Запись темы, целеполагание.

Задание №1.

Терминологический диктант (с толкованием терминов).

(В это время назначенный «контролёр» проходит по классу и вносит в оценочный лист выполнение домашнего задания (составленные опорные конспекты по теме «Сложное предложение»), отмечая самый краткий и самый полный опорный конспект. Также в ходе урока помощник контролёра заносит в оценочный лист ответы с места, работу у доски, правильность реплик и записей).

Слова для диктанта:

Синтаксис, пунктуация, согласование, управление, примыкание, вводные слова, обращение, параллелизм, инверсия, сложное предложение.

Вариант задания: составьте терминологический диктант на лингвистическую тему (8-10 терминов), продиктуйте отвечающему у доски 1-2 слова.

Фронтальный опрос. (Учащийся, у которого самая малоинформативная схема, записывает её маркером на листе А3, закрепляет на доске. Тот, у кого наиболее полная, тоже записывает на планшете, но пока не демонстрирует.)

  • Какие типы сложных предложений вы знаете?
  • Какие предложения называются сложносочинёнными? Приведите пример.
  • Какие предложения называются сложноподчинёнными? Приведите пример.
  • Как называются части СПП?
  • Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?

 Задание №2.

Выборочный диктант.

Прослушайте предложения, отметьте номера:

1 ряд – ССП                (1,5)

2 ряд – СПП                (4,6)

3 ряд – БСП                (2,3).

  1. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
  2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.
  3. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
  4. В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами  медведя.
  5. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
  6. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.

Запись с разбором 4 предложения, составление схемы 6 предложения.

Задание №3.

 Работа с учебником.

Из упражнения №118 выпишите предложения, соответствующие схемам:

  1. [   ] , (когда …).
  2. [   ] , (что…), (которая…)!
  3. [   ] ; [   ] …
  4. [   ] , [   ] , ( в котором…)…

Докажите устно, определите вид придаточных.

Ответы:

1.О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.  (А.Блок.)

2.Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжёт, и губит!   (А.Блок.)

3.В туче, солнце заступающей,

Прокатился гулкий гром;

Ангел радугой сияющей

Золотым взмахнул крестом…  (И.Бунин.)

4.Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…  (А.Блок.)

Каковы смысловые отношения между частями ?

Обратите внимание на частоту употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли сложных предложений в системе языка.

Задание №4.

Анализ частных случаев постановки запятой в СП.

Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли.

Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось всего три километра.

 - Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

Задание №5.

Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)

Выполните задания к тексту. (5 мин)

(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В.Набоков)

  1. Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
  2. Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
  3. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
  4. Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
  5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.

(Можно применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами консультантам.)

Подведение итогов.

Сравните два опорных конспекта. Чем они отличаются? Какие сведения о сложном предложении можно внести в конспекты для полноты информации?

Какие вопросы, касающиеся сложных предложений, не были рассмотрены?

Домашнее задание.

Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочный лист к уроку по теме «Сложное предложение».

Ф.и. учащегося

Дом. Зад. (+, -)

Выбор. дикт.

(правильно, с ошибками)

Устные ответы

Работа у доски

Самост. раб.

оценка

Поставьте: +, если задание выполнено правильно;

                    - , если задание не выполнено;

                   ош., если задание выполнено с ошибками.

За каждый устный ответ или выполнение задания у доски ставьте аналогичные значки.

Ключи к заданиям.

Задание №2.

Выборочный диктант.

Прослушайте предложения, отметьте номера:

1 ряд – ССП                (1,5)

2 ряд – СПП                (4,6)

3 ряд – БСП                (2,3).

Задание №5

  1. 1
  2. 5,6,11
  3. 4
  4. 5
  5. 10.

Задание №5.

Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)

Выполните задания к тексту. (5 мин)

(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В.Набоков)

  1. Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
  2. Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
  3. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
  4. Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
  5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...


 

Комментарии

Полонская Елена Владимировна

Спасибо за урок! Можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ. Возьму на вооружение. С уважением, Елена.