Доклад "Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Хольджгонова Тамара Басанговна

Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. Многолетний опыт работы в школе показал, что имеются значительные возможности по переносу системы укрепленных знаний на практику обучения не только предметов физико-математического цикла и естественных наук, но и открываются перспективы аналогичных поисков и в методике обучения предметам гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ude.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 8 имени Номто Очирова

Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках

 русского языка и литературы

учитель русского языка и литературы

Хольджгонова Т.Б.

Заслуженный учитель РК

домашний адрес: 358005 г. Элиста

 улица Хомутникова, 120а/14

телефон:89054093940

место работы: МБОУ СОШ № 8

г. Элиста 2014г.

Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. Многолетний опыт работы в школе показал, что имеются значительные возможности по переносу системы укрепленных знаний на практику обучения не только предметов физико-математического цикла и естественных наук, но и открываются перспективы аналогичных поисков и в методике обучения предметам гуманитарного цикла.

Сам автор данной методики Эрдниев П.М. указывает следующие основные способы УДЕ:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
  2. Решение прямой задачи и преобразование её в обратную;
  3. Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов;
  4. Усиление удельного веса творческих заданий;
  5. Интегрирование знаний;
  6. Работа на уроке по единому тексту;
  7. Использование матриц при объяснении учебного материала.

Большая часть этих приёмов УДЕ применима на уроках русского языка, так как методика УДЕ уникальна и обладает целостностью и системностью.

Один из основных принципов УДЕ – блочное или совместное и одновременное изучение родственных понятий – требует пересмотра программы. Так, темы «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Ё» и «О-Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и наречий» изучаются по традиционной программе в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Наречие» в 5, 6, 7 классах. Технология УДЕ позволяет нам изучить темы блочно в 5 классе, то есть учебный материал можно перенести из класса в класс. Блоками даю такие темы синтаксиса, как «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Сложные предложения» и «Сложноподчиненные предложения».

В морфологии укрупняю следующие темы: «Разряды имён прилагательных и степени сравнения», «Причастие» и «Деепричастие». Таким образом, если традиционная программа предлагает нам последовательное изучение учебного материала, то при УДЕ школьники имеют возможность сравнивать, находить общее и различное.

При блочной подаче тем ученики легче воспринимают материал, а при соответствующей наглядности легко воспроизводят его. Таким средством, позволяющим наглядно показать учебный материал, является матрица – таблица с двумя входами. Её можно использовать и при объяснении новой темы, и при её закреплении. Матрица может быть дана уже заполненной или частично заполненной. Ребята с удовольствием заполняют её, восстанавливая недостающую информацию. Бесспорным преимуществом данной технологии является компактность, экономность переработки теоретической информации. Укрупненные блоки помогают усваивать главное, сущностное понятие, значительно увеличивают объём усваиваемого учебного материала при резком снижении нагрузки на ученика. Школьники получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходят к детальному изучению частей этого целого, то есть  к анализу взаимосвязанных явлений.

Кроме того, расход учебного материала сокращается за счёт одновременного (параллельного) изучения взаимосвязанных вопросов программы. Сэкономленное время отводится на усиление практической направленности уроков, развитие и расширение лингвистического кругозора учащихся.

УДЕ позволяет решить и другую задачу: внедрение национально-регионального содержания в обучение учащихся. Национально-культурное содержание материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет историческую память от поколения к поколению.

Одной из актуальных задач современной методики является задача повышения интереса к изучаемому предмету. Без этого невозможно качественное усвоение знаний. Действительным средством повышения качества обучения и воспитания является этнопедагогическое содержание уроков русского языка и литературы.

        За долгие годы работы в школе убедилась, что на уроках и внеклассных мероприятиях учащимся очень нравится использование известного им местного материала.

        Национально-культурное содержание материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и передает историческую память от поколения к поколению. В свое время Д. Ушинский высказал мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, которые, как он писал, «бывают иногда очень сильною, врожденною способностью обращать внимание на окружающее».

        Мною составлены и изданы «Дидактический материал по русскому языку с национальным содержанием в 5-7 классах» и «Дидактический материал по русскому языку с национально-региональным содержанием в 8-9 классах», в которых даны тексты из произведений калмыцких писателей и поэтов, отрывки из героического эпоса «Джангр», йорялы, калмыцкие пословицы, поговорки, загадки описание национальной кухни, игр и одежды.

        Упражнения различны по степени трудности, что дает возможность проводить обучение дифференцированно, используя их на уроках и в индивидуальной работе с учетом различного уровня, подготовки школьников. Материал пособия составлен и распределен по темам в соответствии с требованиями программы. Остановлюсь на некоторых темах и заданиях.

5 класс. Тема урока – «Прямая речь. Диалог. Знаки препинания». Учащиеся читают по ролям диалог и объясняют знаки препинания. Диалог взят из повести Т.Бембеева «Граница детства».

 - До самого захода солнца в Берикте шум и гам. Потом приходить пора ужинать. После ужина – джомба.

 - Как? Что после ужина?

 - Джомба.

 - А что это такое?

 - Это калмыцкий чай.

 - Ах, чай. Ну чай-то все пьют, - разочарованно протянул Саня.

 - Пьют-то его везде. Но чай у нас особенный. Джомба! От одного только слова этого во рту появляется особый вкус. Джомба – это чудо!

         После работы с текстом дается творческое задание: продолжить диалог, введя в него рецепт приготовления джомбы. Дети с удовольствием выполняют такую работу.

При изучении «Разносклоняемых существительных» учащиеся работают с калмыцкой пословицей «Чем умрет имя, умри сам»: объясняют ее смысл, определяют падеж разносклоняемого существительного. Затем отгадывают загадку: «У пламени величиной с чашку греется все человечество» и обозначают суффикс.

        Работа с текстом проводится следующим образом: учащиеся читают текст: «Булмг – сытное мучное блюдо. В кипящее масло бросить муку и мешать до тех пор, пока не получится густая масса. Залить ее молоком и кипятить», заменяют глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения и выясняют, в каком варианте совет выражен более настойчиво. Затем объясняют постановку тире и запятых в предложениях. Кроме того, учащиеся сами подбирают тексты на определенные темы и красочно оформляют.  

        Дети любят работать на уроках с отрывками из лирических произведений калмыцких поэтов. Выразительно читают их, объясняют смыл прочитанного и выполняют грамматические задания.

        Например, стихотворение Д.Н.Кугультинова использую при изучении наклонений в 6 классе.

        О время щедрое!

        За мой короткий век

        На чудеса ты было тороватым.

        Меняло направленья рек,

        К созвездиям устремляло бег,

        Бесстрашно расщепляло атом.

        О время!

        Дай мне еще совсем немного!

        Людей и государство научи

        Дарить друг другу добрые улыбки

        И уступать при случае дорогу,

        А не сбивать, как поезда в ночи,

        Друг друга с рельсов

        В кровавой сшибке.

Шестиклассники выразительно читают стихотворение, определяют его основную мысль, стиль текста. Проводится словарная работа: тороватый (устаревшее) – то же, что и щедрый. Сшибка – от слова сшибать. Ученики определяют наклонение глаголов, объясняют их образование и знаки препинания и получают дополнительное задание: от глаголов повелительного наклонения образовать глаголы изъявительного и условного наклонений.

После работы с текстом о Ф.И.Калмыке учащиеся описывают «автопортрет» Ф.Калмыка – а это урок развития речи. Или при изучении темы «Слова – предложения» ребята записывают отрывки из «Кемялгн», доказывают, что это диалог. Объясняют знаки препинания при нем, находят слова – предложения, выделяют их на письме и дома записывают диалог из «Кемялгн» и разбирают его.      

Сколько интересных слов – предложений  в поэме Е.Буджалова «Исход и возвращение»! При изучении данной темы посещаем памятник Э.Неизвестного, и девятиклассники пишут сочинение – описание этого памятника.

На уроках развития речи  работаем с картинками калмыцких художников: Г.Рокчинского, К.Ольдаева…

Природа сложна. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально готовить к этому, иначе они останутся глухи к природе. Именно научить школьников бережно относиться к природе – такова цель уроков, на которых работаем над текстами, содержащими описание природы. Если они проникнутся настоящей любовью к природе, они никогда не станут уничтожать редкие деревья, опустошать водоемы, загрязнять воздух, истреблять птиц. Важно, чтобы дети увидели красоту и богатство нашей степи. Красочное описание степи мы видим у М.Нармаева в стихотворении «Степь моя»; у А.Кукаева - «В моей степи»; у Д.Кугультинова. К.Эрендженова, М. Хонинова, в романе «Мудрешкин сын» Амур-Санана. Ребята находят в текстах слова, в которых выражена основная мысль, отмечают слова и словосочетания, которые играют особую роль в создании картины.

 В 5 классе работаем над лирическим описанием природы, передающим нежную любовь поэтов к родной земле, а в 7 классе уже обращаемся к пейзажу индустриальному, городскому, к описанию природы, преобразованной человеком. Завершающим этапом работы над текстом подобного рода являются сочинения, темы которых разнообразны. Например, «Я горжусь тобой, мой край родной».

На уроках использую и краеведческий материал, добытый на внеклассных занятиях по языку. Так, восьмиклассники собрали интересный материал о Номто Очирове, чье имя носит наша гимназия. Учащиеся, ознакомившись с нелегкой судьбой этого легендарного человека, удивляются: «Почему Н.Очиров, испытавший в жизни столько страданий, не озлобился и никогда не жаловался на жизнь, на несправедливость со стороны властей к нему?». Ответ на этот вопрос дал сам Н.Очиров, написавший на склоне лет такие прекрасные слова: «Несмотря ни на что, делать добро людям. Несмотря ни на что!». Это его жизненная позиция, выражающая философское отношение просветителя к жизни, основанная на жизненном богатейшем опыте. Тексты о жизни и деятельности этого ученого, которые использую на уроках, носят воспитывающий характер.

Незабываемое впечатление на ребят произвела поездка в поселок Кетченеры на могилу Н.Очирова, посещение домика на улице, носящей его имя: он здесь жил последние годы и умер. По приезде учащиеся написали сочинение. Вот что написала Бембинова Н. «Стояла у могилы великого человека и думала о том, что история жизни Н.Очирова еще раз убедительно доказывает трагедию неординарной личности в тоталитарном режиме. Высланный за пределы родины, он вернулся в поселок Кетченеры только в конце 50-х годов старым, больным человеком. Он прожил нелегкую жизнь, но в нем всегда теплилась огромная любовь к людям, которая заставляла его вновь и вновь подниматься и оказывать помощь тем, кто в ней нуждался».

Если раньше с ребятами много путешествовали, стремились познать нашу необъятную страну и увидеть литературные места, то сейчас нет такой возможности. Тем не менее стараемся увидеть вновь появляющиеся в городе памятники и достопримечательности, собрать материал об их авторах, написать сочинение – описание; весной обязательно идем в степь, чтоб еще раз увидеть неброскую красоту наших мест, читаем стихи о степи калмыцких поэтов.

Также провожу заочную экскурсию по нашему городу – особенно интересно проводить такой урок при изучении в 6 классе темы «Имя числительное».

   Когда обращаешься к прошлому нашего народа, его героям,  необходимо помнить сказанные две тысячи лет назад слова Плутарха: «Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю».

Поисковая работа приносит не только удовлетворение, но и знакомит с историей народного края, учит дорожить им, а любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает человека. Эти экскурсии, встречи, беседы сопровождают человеческая речь, художественное слово: будь то надпись на альбоме, выпуск газеты, надпись на фотографии, поэтому это тоже один из путей обучения языку. При этом идет постоянная словарная работа, например, выясняется лексическое значение слова «край»; устанавливаются синонимические ряды, в которые входит это слово:

   край – страна

   страна – край, местность, сторона

   страна – государство, земля

Словарно – семантическая работа тесно связана с синтаксической работой, когда выяснение лексического значения его слова и сущность Понятия сопровождается составлением словосочетаний и предложений. Так, разъяснив в процессе подготовки к сочинению «Что значит любить Родину» значение слова «патриотизм» (любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу), поясняю, что слово пришло к нам из греческого языка (патрис) и переводится «родина, отечество» и предлагаю составить словосочетания с данными существительными.

Любовь к Родине – это:

- привязанность к месту жительства;

- любовь к родной природе, родному языку, традициям, культуре;

- уважение к историческому прошлому;

- гордость достижениями края в области культуры, науки и т.д.

Богатый материал для работы на уроках русского языка дают местные газеты, в которых публикуются статьи о наших современниках, интересных людях. Осознав проблему, учащиеся выдвигают гипотезу, намечают план поиска, практически осуществляют его и находят решение. Таким образом, на краеведческом материале решается вопрос об использовании в школьной практике проблемного обучения.

Чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем больше возрастает значение литературного краеведения. Вопросы войны и мира испокон веков волнуют человечество, поэтому именно мы, учителя литературы, обязаны раскрыть их перед школьниками, которые знают о войне только понаслышке, из книг, телепередач, рассказов бабушек и дедушек. «Тамара» С. Каляева, «Эрдни» К. Эрендженова, «Золото в пыли не затеряется» А. Бадмаева – это далеко не полный перечень произведений калмыцких писателей и поэтов, посвященных подвигам сынов и дочерей на фронтах и в тылу. Книга «Помнишь, земля смоленская» М.Хонинова не только о войне, но и о мире. Невозможно спокойно читать строки романа, особенно те, в которых дано описание раненых (18 глава).

Мною составлена программа по литературе с национально-региональным компонентом в 5-11 классах с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся. Она знакомит школьников с лучшими произведениями калмыцких писателей и поэтов, которые помогают учителю формировать внутренние потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Так, в 5 классе наряду с русскими народными сказками изучаем и калмыцкие, показывая их различия и сходства. Также сопоставляем пословицы, поговорки и загадки. Изучение сказки Г.Х.Андерсена «Соловей» даю в сравнении с «Песнью о чудесной птице» Д.Кугультинова. В раздел «Произведения о Великой Отечественной войне» включаю повесть Т.Бембеева «Граница детства». В 6 классе после знакомства с «Библией для детей» читаем «Учение Будды». В 7 классе – Ц.Леджинов «Детство» (после «Детства» М .Горького), Д.Кугультинов «Сар – Герел». В 8 классе изучаем калмыцкие и русские лирические песни. После «Телеграммы» К. Паустовского стихи о матери Э.Лиджиева, Ц.Леджинова, Х.Сян-Белгина. В 9 классе сопоставляем «Слово о полку Игореве» и «Джангр» и изучаем калмыцкую поэзию XX века. В 10 классе провожу урок «Судьба Катерины из «Грозы» А.Островского и Булгун из «Правды минувших лет» Б. Басангова. В 11 классе на вводном уроке читаю лекцию на тему «Роль литературного образования в системе этических, эстетических и нравственных ценностей современного человека в русской и калмыцкой литературе».

При обзоре литературы 20-х годов включаю рассказы Нимгира Манжиева, литературы периода Великой Отечественной войны – Л.Инджиева «Просьба танкиста» или «Знаменитого героя» Б.Доржиева. а литературы на современном этапе – Т.Манджиевой и Н. Санджиева «Азиатский дракон». Деревенская проза хорошо представлена в романе Л.Инджиева «Дочь Ольды».

Авторская песня изучается одиннадцатиклассниками с огромным интересом, ребята с удовольствием готовят рефераты о любимых поэтах – песенниках, поэтому наряду с песенным творчеством А.Галича. В.Высоцкого. Б.Окуджавы, Ю.Визбора говорим о музыкальной культуре Калмыкии, слушаем песни А.Манджиева, Б.Чимидова. А.Мацакова.    

Таким образом, история и культура калмыцкого народа, его фольклор оказывают нам неоспоримую помощь в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Внедрение национально-регионального содержания в процесс обучения учащихся на уроках русского языка и литературы стало возможным в связи с применением технологии академика П.М.Эрдниева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Реализация ФГОС по курсу русский язык и литература

Внедерение ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы. Основное содержание и целеполагания....

Статья на тему «Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе».

                   План.1.Вступление.2.Шесть основных этапов современного урока.3.Требования к современному уроку языка и литературы.4.Шесть ша...