Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Задачи. Предметные. 1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле. 2. Знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их. Метапредметные: 1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Извлекать информацию из разных источников. 3. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Личностные: 1.Воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, работа в группах. Тип урока: урок сообщения новых знаний Оборудование: Газета «Кадетский вестник», компьютер с проектором, презентация «Словарная статья»; презентация «Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею», таблица «Публицистический стиль речи», схема синквейна, листок оценивание себя, видеоролик «Выступление В. В. Путина», учебник «Русский язык» для 8 класса под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова-М.,: Мнемозина, 2012 г. Эпиграф Репортаж - это глаза и уши читателя. Г.Я. Солганик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_osnovnye_zhanry_publ._stilya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение кадетская   школа - интернат «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского

Владимирской области

                                Урок русского языка в 8 классе

                «Основные жанры публицистического стиля».

                                                                      Подготовила Матвеева Валентина Геннадьевна,

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                 высшей  категории.                                                                

                                                       2014 год

                             

                           Урок русского языка в 8 классе

                «Основные жанры публицистического стиля».

Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.

Задачи.

Предметные.

1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле.

2. Знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.

Метапредметные:

 1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.    2. Извлекать информацию из разных источников.

3. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Личностные:

1.Воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип речи: урок сообщения новых знаний

Оборудование:         

Газета «Кадетский вестник», компьютер с проектором, презентация         «Словарная статья»;  презентация «Виртуальная экскурсия в         Государственную Третьяковскую галерею», таблица «Публицистический стиль речи», ча синквейна, листок оценивание себя, видеоролик «Выступление В. В. Путина», учебник «Русский язык» для 8 класса под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова-М.,: Мнемозина, 2012 г.

Эпиграф        

Репортаж - это глаза и уши читателя.

                                                Г.Я. Солганик

                                Ход урока.

1.Организационный момент. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

 Добрый день!  Ребята, сейчас мы с вами посмотрим видеоролик: выступление президента РФ В.В.Путина о присоединении Крыма к России.  Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

        Когда вы  слушали публичное выступление нашего президента, вы, конечно, догадались, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (Ученики говорят, что,  скорее всего, мы будем говорить о публицистическом стиле и, в частности, об информационных жанрах). Формулировка темы урока, проблемы: расширить знания о жанрах публицистического стиля речи. Каждый из воспитанников записывает тему урока и свою цель в тетрадь.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Г.Я. Солганика: «Репортаж - это глаза и уши читателя». Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь, обозначают грамматическую основу, объясняют постановку тире в предложении.

2.Систематизация знаний о публицистическом стиле.

Цель: актуализация необходимых знаний для последующей работы на уроке.

- Посмотрите на таблицу и скажите: «Какую информацию она несёт». О чём рассказывает?

-Как можно озаглавить таблицу?

                                 Таблица

Задача

Сфера применения

Особенности

Жанры

Воздействие на читателя

Выступление

Призывность

Публичное выступление

Информирование

Газета

Оценочность

Заметка

Убеждение

Радио

Образность

Интервью

Телевидение

Эмоциональность

Статья

Репортаж

3.Презентация «Словарная статья». 

Учащиеся работали в группах дома, составляли словарную статью о жанрах публицистического стиля речи.

Слайд1  Заметка -и, ж                1 группа                            

  • Краткая запись. Заметка в дневнике.
  • Сообщение в печати. Газетная заметка о чём-то.

Слайд 2.   Интервью- нескл., ср.          2 группа                      

  •  Беседа с каким-нибудь лицом.
  • Получить интервью.

Слайд 3. Статья. –и, ж. р. 3 группа

 Научное или публицистическое сочинение небольшого размера.

  • Газетная, журнальная статья.
  • Глава, раздел в каком-нибудь документе, перечне, справочнике.
  • Статья закона. Словарная статья.

Слайд 4. Репортаж- и., м.      4 группа                            

  • Публицистический жанр не только сообщает о событии, но изображает это событие так, как будто читатель становится его участником.
  • Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.
  • В репортаже автор подчёркнуто и ярко выражает отношение к тому, о чём он пишет.

4. Практическая работа в группах.

    Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому, получение новой информации.

 Задание:

1 гр. Бегло просмотреть номер газеты «Кадетский вестник» и найти заметку, аргументируйте свой ответ.

2 гр. Найти интервью в газете «Кадетский вестник», аргументировать свой ответ.

3 гр. Упр.№110 (1) Статья. Прочитать, списать первый абзац, ответить на вопросы, подготовить сжатый пересказ статьи.

4 гр. Работа с текстом   (репортаж). Прочитать текст, определить жанр,  аргументировать, проследить композицию текста, определить языковые особенности.

Выполнение задания.

Проверка выполненной работы в группах. Определить отличия заметки от статьи и интервью.

 Заметка носит информационный характер, содержит сообщение о каких-либо фактах. Её главная задача  - точность и конкретность сообщения.

В статье же факты не просто сообщаются, а обсуждаются, анализируются, им даётся эмоциональная оценка.

 Воспитанники 1 и 2 групп выполнили задания раньше и подключаются к работе над репортажем.  Текс у всех на парте.

 Слушаем ответ 4 группы ребят. Анализ репортажа «Нет им дела до игрушек». Учащиеся находят в тексте зачин, основную часть  и концовку. В основной части выделяют глаголы в форме настоящего времени, а также глаголы прошедшего времени совершенного вида.

 Обращаюсь к словам известного лингвиста Г.Я Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя».

- Как вы понимаете это высказывание?

Репортаж-это рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего так, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

1.Репортаж изображает событие как процесс.

2. Всегда присутствует автор, проявляется его отношение к событию.

3. Наличие зачина репортажа. Это может быть описание места действия, состояние окружающей среды – всё зависит от авторского замысла. Зачин должен быть динамичным (использование односоставных предложений, обращений к слушателю, читателю.)

4. Основная часть – рассказ о событии. Используются глаголы в форме настоящего времени, что создаёт впечатление о «Сиюминутности» происходящего, а также глаголы прошедшего времени совершенного вида.

5 Концовка – оценка событий, краткий вывод, к которому он приводит читателя..

        Заслушиваем ответ 3 группы учащихся.  Упражнения 110 (1). К какому жанру относится текст. Соотнесите его с иллюстрацией в учебнике на стр. 66. Как связаны рисунок и содержание статьи. Сжатый пересказ теста. Рассказ о Третьякове, об основании Государственной Третьяковской галерее.

6. Виртуальная экскурсия. Презентация произведений живописи, выполненная группой учащихся. Упр. № 110 (2)

Цель задания: повышение интереса воспитанников к видам искусства. Оценивание учащихся.

Слайд 1.Картины Третьяковской галереи. Название презентации и имена авторов презентации.

Слайд 2. Изображения памятника П.М. Третьякову у здания созданной им галереи.

Слайд 3.Иллюстрация картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и комментарии к ней.

Слайд 4.И.Э.Грабарь «Мартовский снег».

Слайд 5. В.М. Васнецов «Три богатыря».

7. Подведение итогов.

 Цель: обобщить полученную информацию, резюмирование информации.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Как вы сами оцените свою работу на уроке?

- Какой вид деятельности понравился?

Комментирование оценок.

 Составление синквейна.  В это время учитель выставляет оценки в дневник.

                                  Схема

Существительное                                                  

Прилагательное, прилагательное                

Глагол, глагол, глагол                                    

Предложение-отношение к теме                

Синоним к первому слову                                          

8. Оформление листа  самооценивания.

- Я научился…

- Я умею…

- Я получил наиболее полные…

- Я понял…

 9.Задание на дом: 1 гр. – написать заметку; 2 гр. – написать интервью. 3гр.- статью, 4гр – репортаж.  Урок окончен

Текст

                Нет им дела до игрушек

        Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.

        Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…

Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?

- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просим  расширить помещение, но пока все тщетно.

        Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновидности жанров публицистического стиля.

Данный элективный курс  по русскому языку расчитан на учащихся 8-9 классов...

Очерк как жанр публицистического стиля

Презентация для работы на уроке русского языка в 11 классе...

Тема: «Жанры публицистического стиля»

Урок 11 класса по русскому языку на тему «Жанры публицистического стиля»...

План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...

Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"

В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...

Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»

Статья  «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...