Урок русского языка в 6 классе по теме "Порядковые числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хакимова Регина Алексеевна

                  Целью урока в 6 классе является ознакомление с изменениями порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении. Усвоение материала проходит параллельно  с изучением учащимися  народного праздника  Масленица, что способствует формированию у детей чувства уважения и любви к родному краю. На уроке используется мультимедийная презентация, что позволяет сделать урок интересным и  занимательным для шестиклассников. Неожиданным элементом урока являются гости – скоморохи и Масленица, их роль исполняют сами учениками. Игра даёт школьникам возможность продемонстрировать своё актерское  мастерство, ощутить радость народного праздника.

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс. Русский язык.                                            

Тема: Порядковые числительные.

Цели: - Познакомить с изменениями порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении. Ознакомить учащихся с народным праздником - Масленица.

           - Сформировать умение разграничивать количественные и порядковые числительные, умение правильно употреблять порядковые числительные в речи.

           - Прививать интерес учащихся к изучению народных праздников.

Оборудование: стол, накрытый расшитой скатертью; самовар, блины. Мультимедиапроектор, репродукции  картин Сурикова «Взятие снежного городка» , «Масленица».

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

  - Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званые и желанные.
2-й Скоморох.
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох.
Почтенные и молодые.
2-й Скоморох.
Полные и худые.
1-й Скоморох.
Мы рады гостям, как добрым вестям!
2-й Скоморох.
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
1-й Скоморох.
Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.
2-й Скоморох.
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!

1-й Скоморох.
У нас сегодня представленье —
Всем на удивленье.
1-й Скоморох.
Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
2-й Скоморох.
Приходите все без стесненья:
Билетов не надо —
Предъявите хорошее настроение!
1-й Скоморох.
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й Скоморох.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
1-й Скоморох.
Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!




Учитель:
Наш сегодняшний урок посвящен не только изучению русского языка, но и проводам зимы. В 2010 году с 8 по 14 февраля в России отмечался один из древнейших праздников, который  называется Масленица. Этот народный праздник не закреплен за определенным числом календаря, он относится к «переходящим» , связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой.

(Стук в дверь и заходит ученица одетая в костюм Масленицы)

Учитель:     - Здравствуй, сударыня Масленица! Касаточка Масленица, ты с чем пришла?
Масленица:  - С пышными блинами, да с ясным Солнышком!
Учитель:       - А как будем блины печь?
Масленица:  - Большаку дрова рубить (большой палец);
                     - А тебе воды носить (указательный палец);
                     - Тебе печь топить (средний палец);
                                                                   

- А тебе тесто месить (безымянный палец), а малышке песни петь (мизинец);


                     - Всем – песни петь да плясать, родных братьев потешать;
                     - Будем Масленицу величать да блинами угощать:
                     - Будем Масленицу хвалить да на саночках ходить.

Масленица:  - Здравствуйте, гости дорогие! Примите мой гостинец. А прежде скажите, почему этот праздник имеет такое название     «Масленица» ?

Ученик:     - Потому что на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут  блины масляные.

Масленица:  - Молодцы! Все вы знаете. Ответьте на второй вопрос. Почему именно блины стали обязательным атрибутом Масленицы, ее символом?

Ученик:  - Наверно, потому, что блин такой же круглый, горячий, как солнышко. Люди верили, что вместе с масленичными блинами им передается могущество и тепло солнца.

Масленица: - А блины ребятки пекут каждый день. В 1 день – блинища, во 2 день – блины, в 3 день – блинцы, в 4-й – блинчики, в 5-й – блинки, в 6-ой – блиночки, в 7-ой – царские блины.

                  Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блины?

Ученик:  - Дрожжевого.

Масленица:  - Рецептов блинов есть много. С двумя из них я хочу вас познакомить.

Пшеничные блины

Сначала варят пшенную кашу средней густоты, для которой берут на 200 г крупы 6 стаканов воды или молока. Охлаждают, после этого добавляют в кашу 50 г дрожжей, разведенные в 1/3 стакана воды, туда же кладут соль по вкусу, 2 яйца, 2 столовой ложки сахара и постепенно всыпают 400 г пшеничной муки.

 Блины

Дрожжи развести в 2-х стаканах теплой воды, всыпать 500г муки, размешать и поставить в теплое место для подъема (опара). Затем 1,5 чайной ложки соли, 2 столовые ложки сахара и 2 яйца перемешать, всыпать остальную муку и, продолжая вымешивать, влить 4 стакана молока. Снова размешать, дать подняться выпекать (сковороду смазывают смальцем или растительным маслом, иногда р.м. добавляют в тесто).

Размешивают, ставят в теплое место, дают подняться и приступают к выпечке.

Учитель:  - Спасибо тебе, Масленица. А теперь ты посиди, отдохни, а мы поработаем.

                    Скажите, ребята, без какой части речи не обходится ни один рецепт?

Ученики:    - Без имени числительного.

Учитель:    -  Что обозначает эта часть речи?

                   - На какие вопросы отвечает?

                   - В зависимости от вопросов на какие две группы делятся имена числительные?

                   - Числительные какой группы встретились в данных рецептах?

                   - Что вы можете рассказать о количественных числительных? ( Разряды).

                   - Как изменяются количественные числительные? (По падежам).

                   - Какое количественное числительное изменяется, кроме того, по родам и числам? (Один).

                   - На какие еще две группы делятся числительные? ( Простые и составные).

                   - Как склоняются числительные от 5 до 30 ? ( Как существительные 3 склонения).

                   - К какому разряду относятся числительные оба и обе? ( Собирательные).

                   - С существительными какого рода сочетается числительное обе? ( Жен. род).

II. Формирование новых понятий.

Масленица: -Ой, а я тоже знаю числительные. Только они другие. А ну-ка угадайте. Во время моего праздника люди пили квас, сбитень, морс, лесной чай. Сбитень появился на Руси очень давно, но особенно распространился в 18 веке. Какое числительное я употребила?

Ученик:      -Порядковое.

Учитель:    -Спасибо, Масленица.

                   - Ребята! Что обозначают порядковые числительные?

                    -На какой вопрос отвечают?

                   -На какую часть речи похожи?

                   -Как изменяются порядковые числительные?

                   -Как определяются окончания порядковых числительных? (Как и окончания прилагательных).

                 -Каким членом предложения могут быть  порядковые числительные?

Учитель:   - Масленица! А что это за напиток сбитень?

Масленица:  - Это мед, прокипяченный в воде с различными пряностями. Готовили его в больших,    похожих на самовар чайниках. А пили из специальных стаканчиков с выгнутыми наружу краями ( чтобы не обжечься).

III. Формирование умений и навыков.

Учитель:     - Масленица, расскажи нам еще о своем празднике.

Масленица:- В 1772 году Петр I дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжала множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями.

Учитель:    - Ребята! С каким порядковым числительным вы встретились в рассказе Масленицы?

Ученик:     - В 1772 году.

Учитель:   - Запишем предложение с данным числительным.

                    -Какое оно по составу?

                    -Как склоняется составное порядковое числительное? ( Склоняется только последнее слово)

                   - Запишите это предложение. Определите род, число, падеж данного числительного.

Учитель:   - Ребята! Отгадайте загадку.

                      Черненько, горяченько, а все любят.   (Чай)

  -Масленица в своем рассказе упомянула о лесном чае. Как вы думаете, какие травы можно        использовать для приготовления лесного чая? (Душица, зверобой, мята, листья земляники, малины, смородины и т.д.) А в каком году на Руси стали употреблять чай? Давайте запишем.

                   Чай на Руси стали употреблять с шестого века, но широкое распространение он получил только в восемнадцатом веке .

                   - Определите род, число и падеж порядковых числительных.

   Учитель:  - Масленица! А что ещё является символом твоего праздника?

 Масленица: - Конечно же, соломенное чучело, которое символизировало зиму. Его наряжают обычно    в женскую одежду.

 Учитель:  - Откуда появилась традиция сжигать чучело на Масленицу?

 Масленица:  - В ритуальное сжигание чучела вкладывался глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках.

                      В масленицу каждый день недели имеет свое название.

- Понедельник – “встреча”. В этот день полагается устраивать ледяные горки. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А где нет снега, нужно качаться на качелях. Чем выше – тем лучше растут растения.

 Во всех домах начинали печь блины.

- Вторник – “заигрыш”. В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами. Все наряжались в животных, цыган. Часто женщины переодевались в мужчин и наоборот. Парням разрешалось ухаживать за девушками – невестами.

- Среда – “лакомка”. В этот день хозяйки живут по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. Чтобы прийти в гости на блины, запасались пословицами и поговорками. Хозяйка в каждом случае должна было отвечать умными словами.

- Четверг – “широкий разгуляй”. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях по солнышку (по часовой стрелке). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка.

- Пятница – “тещины вечера”. В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя угощает.

- Суббота – “золовкины посиделки”. Ходят в гости к родственникам, и опять угощение – блины. Гостей принимает невестка.

- Воскресенье – “прощенный день”. Самый важный день масленицы. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, обещая не помнить зла и впредь не огорчать, не обижать своих близких.

 Не стоит и нам забывать эту хорошую традицию. Вспомнить, ведь каждый из нас мог невольно кого-то обидеть, попросить у него прощения, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Издавна русские люди старались провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год в “горькой беде”. Русская пословица говорит: “Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”.

 

Учитель:  - Спасибо тебе, Масленица. А вот какие пословицы и поговорки мы о тебе знаем.

           - Не житье, а масленица.

            -Маслена неделю гуляет.
          - Не все коту масленица, будет и великий пост.
          - Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
          - Масленица без блинов не бывает.
          - На горах покататься, в блинах поваляться.
         - Что есть в печи – все на стол мечи.
         - Блин брюха не портит.

         

   - Ребята ! Давайте запишем некоторые из этих пословиц.

Масленица: - Мне тоже было приятно с вами пообщаться. А теперь мне пора возвращаться. Ждите меня на следующий год.

IV. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Когда отмечается Масленица?

-Что является символом масленицы?

- С какой новой темой вы сегодня познакомились?

-Расскажите о порядковых числительных.

  1. Домашнее задание. (По вариантам)

1 вариант: Найти и записать материал, как празднуют Масленицу в других странах, используя порядковые числительные.

2 вариант:  Написать рассказ о Масленице, используя порядковые числительные.

3 вариант:  Подобрать и написать загадки о блине, о солнце, о самоваре, о зиме и весне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"

Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....