Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"
проект по русскому языку (10 класс) по теме

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Урок – проект в 10 классе

«Лексические нормы русского литературного языка»

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.

Оборудование:  презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.  Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.  Мотивация

На слайде портрет Д.С.Лихачёва

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

- Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока  всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.

Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
  2. Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).
  3. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
  4. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

III.  Целеполагание (погружение в проект)

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые  речевые ошибки и  выработаем способ их предупреждения.

Работаем  по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта. 

Таблица зачерчивается в ученический словарь – справочник (общая тетрадь, которую каждый ученик ведёт с 5 класса) в раздел «Классификация ошибок»

Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:

Слайд

  1. В группе  нет лидеров. Все члены группы равны.
  2. Группы не соревнуются.
  3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

IY.  Актуализация опорных знаний.

Методика «полётного повторения» по В.Ф.Шаталову.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

                                           2) уместность его использования в общепринятых в языке

                                               сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.

Слайд.

Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.

  №

Вид ошибки

Примеры

1

Неразличение паронимов

Письмо отправили  адресанту по почте.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

Y.  Работа в группах

Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

  1. Неразличение паронимов

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует  активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.

  1. Лексическая сочетаемость.

Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.

Исправление ошибок, запись примеров в графу.                                                                Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

………

……….

2

Лексическая несочетаемость

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните!  Иметь значение

                     Играть роль

Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.

Группа 1

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Группа 2

  1. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.
  2. В голове у него метнулась мысль о побеге.
  3. Дети страшно обрадовались.
  4. Восточный Крым был полон цветения и тишины.

Лексическая сочетаемость нарушена в  1 -3 предложениях.  

  1. Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.

Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык. А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки.

Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу.                  Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

…..

…..

2

…..

…..

3

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём.  Составьте с данными словами словосочетания.

Группа 1                                                                Группа 2

Амбиция, вердикт, пунктуальный                     Реставрация,  флора, экспорт

Каждая группа сообщает о проделанной работе. 

YI.  Лингвистический анализ текста  

Учитель предлагает  вниманию учеников отрывок из рассказа М.М.Зощенко  «Аристократка». Возможно подготовленное чтение по ролям.

  1. А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?...

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19)   - Ложи, говорю, взад!             

(20) А  она  испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

   

      Задания по тексту

  1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.
  2. Укажите стиль текста. Поясните ответ.
  3. Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.
  4. Наш урок мы начали со слов Д.С.Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.

     

      YII  Рефлексия

  1. Результаты деятельности и их оценка.

- Какие цели мы ставили сегодня?

- Какой результат получили?

Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.

- Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

 На уроках русского языка, при написании сочинений и  ,конечно, при  подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.

-Что нового узнали?

       2. Учитель:  Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую

           проблему поднимает поэт?  Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ

           проиллюстрируйте.

         

          Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

          Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

          Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

          Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

          Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

          Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

   

       YIII  Домашнее задание (на выбор): написать мини-сочинение «Каким будет русский язык через 10 лет» или упр. 63 по учебнику.

Литература

  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.
  2. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. - №3. – С. 32 -36.
  3. Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.
  4. Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура речи. Нормы русского литературного языка"

Программа направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка. Имеет практическую направленность, учитывает реальные жизненные ситуации....

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...