Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Изложение по тексту Куприна "Тапер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».

Ход урока.

      1. Слово учителя

   Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Куприна “Тапер”. Встреча с каким композитором стала самым большим подарком в жизни Юрия Азагарова? А что вы знаете об Антоне Григорьевиче Рубинштейне? (Величайший пианист, композитор – автор огромного числа произведений, например оперы “Демон”, основатель первой русской консерватории.)

  1. Чтение текста изложения

Описание внешности А. Г. Рубинштейна.

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.

 Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

   Юрий Азагаров решил  в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…

  1. Беседа с классом.

-   Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

- Какой вид описания представляет собой текст?

4.  Работа над планом сочинения.

1)-   Из каких структурных частиц он состоит?

-   Какая часть текста называется зачином? Какой элемент содержания в нём обязателен? (Заявление, о ком или о чём идёт речь, т. е. заявление темы.)

 -  Где обычно заканчивается зачин и начинается основная часть? Выделите в тексте зачин.

 -  Озаглавим эту часть (“В залу вошёл пожилой господин…”) и запишем в виде первого пункта плана изложения.

2) -  Прочитайте основную часть. Назовите, какие элементы портрета составляют ее содержание, и на какие характерные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, его социальный статус, следует обратить внимание. Озаглавьте основную часть текста и запишите в качестве второго пункта плана: “Внешность композитора А. Рубинштейна”:

  1. Рост и фигура
  2. Манера держаться
  3. Лицо, лоб, глаза, губы
  4. Голова и волосы

   (Запоминающееся лицо: лоб изборождён “суровыми, почти гневными морщинами” - суровость; глаза, глубоко посаженные, смотрели ”тяжело, утомлённо и недовольно” – требователен, много трудится.)

 -  Какая деталь портрета свидетельствует о сильной воле, властности и упорства героя?

 -  Почему автор характеризует голову так: гордая, похожая на львиную? Случайно ли такое сравнение? Докажите, что не случайно, отыскав в тексте соответствующий элемент оценки.

   

3)-   Прочитайте концовку. Какие элементы включает она: вывод, оценку, умозаключение?

ЧОПОРНЫЙ Чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий.

План сочинения.

  1. В залу вошёл пожилой господин…
  2. Внешность композитора А. Рубинштейна:

   1) Рост и фигура

   2) Манера держаться

   3) Лицо, лоб, глаза, губы

   4)Голова и волосы

  1. Мнение о композиторе Юрия Азагарова.

  5.  Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.

- Найдите в тексте контекстуальные синонимы, с помощью которых автор избегает повтора слова композитор (пожилой господин, вошедший, незнакомец, этот человек, новоприбывший гость).

- Прочитайте предложение “Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света”.

 -  Какое общество называли в XIX веке большим светом?

 -  Как вы понимаете значения слов изящный, величавый?

  6.  Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок.

 -  В ученических работах доминирует такая синтаксическая конструкция: “У него были (такие-то…) глаза, губы, лицо и т.д.”. Обратите внимание, какие конструкции использует автор, чтобы констатировать наличие какой-то детали портрета и одновременно раскрыть качества личности:

   Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые…

   …большой четырёхугольный лоб был изборождён морщинами…

   …глаза…смотрели тяжело, утомлённо и недовольно…

   …нижняя челюсть…твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства.

   Общее впечатление довершала длинная грива густых волос…делавшая эту…голову похожей на львиную…

   - Составьте схему предложения, включающего оценку.

  7.  Предупреждение орфографических  ошибок.  Работа со словами властность, присутствующие, изящный, запечатлеваются, впечатление, придавала, гостиная, физиономия.

  1. Чтение текста.
  2. Написание изложения на черновик (25 мин.), в чистовик (15 мин.)

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.

 Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

   Юрий Азагаров решил  в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.

 Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

   Юрий Азагаров решил  в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Описание внешности"

Урок русского языка в 6 классе "Описание внешности" направлен на развитие творческих способностей учащихся. При работе с произведениями М.А.Шолохова отрабатываются навыки  языкового анализа ...

Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"

Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....

Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека

Разработка урока развития речи  для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....

Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека

Разработка урока развития речи  для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....

Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс

анализ по теме  " Описания внешности человека"...

Презентация. Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности.

Мультимедийный урок развития речи в 7 классе. Описание внешности....

Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека.

Урок подготовки к сочинению-описанию внешности. Завершает тему  "Причастие". Аннотация.Место урока в учебном процессе: урок развития речи  в 7 классе, завершающий изучение тем...