ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
статья по русскому языку на тему

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД  В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_2_po_rus_yaz.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД  В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).

Автор: Владимирская Татьяна Евгеньевна.

Организация: Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение школа №663.

Должность: учитель-логопед, учитель русского языка

Индивидуальный подход - один из психолого-педагогических принципов, который подразумевает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.

Необходимость его применения в педагогической работе очевидна. Не существует одинаковых детей; все имеют индивидуальные отличия, касающиеся анатомии, физиологии, психологии, социологии. В основе индивидуальных отличий лежат особенности свойств нервной системы. К ним относятся  своеобразие мышления, восприятия, ощущений, темперамента, наклонностей. Отличительные черты каждого ребенка формируют его возможности, исходя из которых педагогу и необходимо строить работу.

В коррекционной педагогике этот принцип имеет особое значение.  В коррекционных образовательных учреждениях обучаются дети с различными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).  В школе 7-го вида учатся

дети с задержкой психического развития.  Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники детского дома, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОДН. Часто наши воспитанники имеют сочетанный диагноз.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.

 Индивидуальный подход - залог успеваемости. Каждый ребенок может обучаться и усваивать материал по-разному (в разных условиях, с различным темпом). Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот (пусть не существенный) положительный момент в деятельности ребенка, может быть оценен выше.

Учесть индивидуальные особенности учитель может, хорошо зная ребенка, изучив его семейные условия, анамнез, возможности, состояние здоровья, уровень развития. Конечно, задача любого учителя, работающего в специальном учреждении – выявить, узнать эти особенности и определить с помощью коллектива специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога) так называемый «индивидуальный маршрут», который позволяет оценивать личные продвижения каждого ученика, планировать работу, ориентируясь на конкретную личность.

Индивидуальный подход необходим для создания успешной ситуации, комфортных условий обучения. В понятие комфорта включаются заинтересованность, мотивы учащегося, доступность. Важнейшим фактором является сохранение здоровья. Педагог не имеет права игнорировать такие особенности как левшество, наличие каких-либо заболеваний  (пониженное зрение), состояние ребенка в конкретной ситуации (подрался, ссора дома, не поел, болит живот, голова). Не учитывая это, можно покалечить не только психику ребенка, но и нанести вред физическому здоровью.

 Учёт индивидуальных особенностей ребенка  (темпа работы, уровня развития речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.)  является залогом успешности. Интересна в этом отношении книга Еремеевой В. Д. и Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира». Авторы говорят, что минусы в обучении детей часто связаны  именно с незнанием многих особенностей (ведь в идеале необходимо учесть и особенности мужского и женского начал).

 Конечно, учителя в коррекционном образовательном учреждении понимают важность учета особенностей ребенка с ОВЗ, его индивидуальности. Часто на уроках даются дифференцированные упражнения, предлагаются индивидуальные задания с учетом возможностей учащихся.

Но классно-урочная система и существующие жесткие рамки учебного процесса не  всегда дают возможность учесть все особенности каждого.

Идеальным условием для реализации принципа индивидуального подхода является индивидуальная работа с учащимися. Это индивидуальные занятия и индивидуальные беседы с учащимися.

Индивидуальные занятия проводят логопеды, психологи, дефектологи, учителя классов с учащимися, особо нуждающимися в индивидуальной помощи. Это дети, находящиеся по состоянию здоровья на надомном обучении, а также ученики с особыми нарушениями речи, поведения, проблемами в усвоении материала.

Работая учителем – логопедом и учителем русского языка 19 лет в школе VII вида, проводя различные формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную)  и совмещая эту работу с ведением  индивидуальных логопедических занятий в ЦПМПСС,  работой на логопункте массовой школы, имею возможность сравнить результаты коррекции в различных условиях.

Опыт работы показывает, что большая эффективность в коррекции достигается именно на индивидуальных занятиях, которые позволяют максимально обеспечить необходимые условия для работы с каждым ребёнком, учесть все его особенности. Это касается и речевых нарушений, и трудностей восприятия какой-то определенной темы, и любых других проблем.  

 При индивидуальной работе внимание ребенка сосредоточено на учителе, ученик не отвлекается на одноклассников, он спокоен, рад вниманию и вынужден работать.

Индивидуальная  работа с учеником позволяет вовремя среагировать на конкретную ситуацию, учесть настроение, самочувствие, проявить интерес к личным переживаниям, похвалить за каждую мелочь, аккуратно и тактично указывать на недостатки.

Уверена, индивидуальная работа с ребенком принесет больше пользы, даже при некотором отступлении от запланированного.

 На индивидуальных занятиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, быть понятым, раскрепоститься, рассуждать вслух; учитель может объяснить непонятное столько раз, сколько потребуется конкретному ученику, используя те методы и приёмы, которые подходят только для него. Кроме этого, на индивидуальных занятиях больше вероятности установления личного контакта с ребенком, что имеет решающее значение для дальнейшей работы (и индивидуальной, и групповой), для объяснения правил работы в коллективе.

При индивидуальной работе мы ориентируемся на только на конкретную личность в определенной ситуации, подстраиваемся под учащегося, чувствуем его, знаем, что ему нужно. Некоторые дети нуждаются в общении с учителем, так как обделены вниманием со стороны семьи, может быть, и  сверстников.  Очень важно дать ребенку высказаться ( дома им не интересуются, на уроках – часто не понимают и обрывают, останавливают ).

Кому-то нужно просто уйти на время из класса. Не зря дети часто хотят идти на занятия к логопеду и психологу: им нравится внимание и успех, их личный маленький успех. На индивидуальных занятиях дети занимаются лучше и получают больше. Часто индивидуальная работа оказывается более эффективной.

На индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Учитель может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений  и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного.  Учитывая степень усталости или возбужденности, может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы самомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.

Индивидуальная  работа создаёт наиболее благоприятные условия для освоения учебного материала каждым ребёнком, для коррекции  имеющихся недостатков, позволяет учителю максимально подготовить учащегося к жизни в обществе, использовать все его резервы, раскрыть его таланты, сориентировать на дальнейшую  деятельность в коллективе. Реализация индивидуального подхода помогает ученику чувствовать себя увереннее и успешнее.