Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Чуйко Ирина Николаевна

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 9-ом классе

на тему:

«Сложноподчинённое предложение

 и его особенности. Главное

и придаточное предложения».

                            Чуйко Ирина Николаевна,

                                          учитель русского языка и литературы

                                   МОБУООШ № 21 с. Камышеваха

                   Новокубанского района

               Краснодарского края

Тема: «Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и прида-

             точное предложения».

Задачи:

             - углубить понятие о сложноподчинённом предложении, формировать

               умения различать сложноподчинённое и сложносочинённое предло-

               жения, находить главное и придаточное в сложноподчинённом пред-

               ложении, устанавливать смысловые отношения между ними с помощью

               вопроса, определять средства связи придаточного с главным, уметь

               употреблять в речи сложноподчинённые предложения;

             - дальнейшее совершенствование пунктуационных навыков и навыков            

               грамотного письма учащихся;

             - воспитывать интерес школьников к спорту.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 1.Таблицы:

                                   - «Знаки препинания в ССП»;

                                   - «Знаки препинания в СПП»;

                                   - «Средства связи частей СПП».

                           2. Раздаточный материал:

                                   - карточки;

                                   - тесты.

                           3. Мультимедийный проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

    1. Работа с таблицей («Знаки препинания в ССП»).

    2. Проверка комплексного анализа текста (текст № 5).

    3. Графический распределительный диктант (слайд № 1):

к данным предложениям составить схемы, определить вид сочинительного союза в нём и распределить в нужную колонку (соединительный, разделительный, противительный), чётко соблюдая номер предложения.

      1) Вышел я утром на берег реки, а на ней звон тонкий, тонкий, еле уловимый.

      2) Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.

      3) То светило солнце, то шёл снег.

      4) Поворчал он, да не посмел ослушаться.

      5) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся

          вслед пролетающим облакам.

      6) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.

Ответ: 1- № 2, 5;     2- № 3,6;       3- № 1,4.

Проверка: взаимопроверка, обмен тетрадями.

    4. Индивидуальные задания отдельным учащимся ( работа по карточкам).

3. Объяснение нового материала.

     1. Слайд № 2.

- Какова грамматическая основа предложения?

- Можно ли задать вопрос от одной части к другой?

- Что вы знаете о СПП?

     2. Работа с таблицей «Знаки препинания в СПП».

     3. Работа с учебником: самостоятельно прочитать параграф, сформулировать определение, что такое СПП.

     4. Самостоятельная работа: тестовый контроль.

Проверка сразу, по вопросам. Ученики, глядя на вопросы и ответы текста, составляют рассказ о СПП.

Тест

1. Как связаны простые предложения в СПП?

А. интонацией;

Б. подчинительными союзами;

В. подчинительными союзами и союзными словами.

2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?

А. относительными прилагательными и местоимениями;

Б. относительными местоимениями и наречиями;

В. наречиями и существительными.

3. В каком предложении-главном или придаточном находятся средства связи?

А. в главном;

Б. в придаточном;

В. ни к одному из предложений не относятся.

4. Чем отличаются союзные слова от союзов?

А. ничем не отличаются;

Б. союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному;

В. союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

5. Какие слова в СПП могут быть как союзами. Так и союзными словами?

А. что, когда, как;

Б. кто, когда, где;

В. что, какой, чей.

     5. Работа по таблице «Средства связи частей СПП».

Текстовое моделирование - модель для лучшего усвоения учебной информации.

Нужно  помнить, что слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами. Как отличить?

    6. Знакомство с приёмами отличия союзных слов от союзов.

- Отличия:

1) Так как союз не является членом предложения, он может быть опущен. А союзное слово - нет.

2) Союзные слова можно заменить другим словом.

- Слайд № 3.

Предложения:

Кто может знать, что ждёт меня? (А.С.Пушкин) - союзное слово.

Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.(А.С.Пушкин) – союз.

4. Закрепление нового материала.

1. Объяснительный диктант (слайд № 4).

Записать предложения, определить главное и придаточное, поставить вопрос (устно), выделить средство связи, определить синтаксическую роль союзных слов, составить схему.

1) Я хочу поблагодарить наших болельщиков, которые поддерживали нас.

2) Чтобы весело смеяться, надо спортом заниматься.

3) В то, что Хорватия не сможет обыграть англичан, не верит никто.

- Можно ли объединить эти предложения одной темой и какой? (спорт)

- В России, и в частности в Краснодарском крае, уделяется большое внимание развитию спорта. Указом губернатора края образовываются спортивные клубы, секции, которые есть и в нашей школе.

  Спортом увлекаются не только спортсмены, но и артисты, певцы, участвуют в различных спортивных шоу («Ледниковый период», «Большие гонки» и т.д.). Юлия Ковальчук, одна из солисток группы «Блестящие», завоевала 1-ое место в шоу «Танцы на льду». Она сказала, что вся в синяках, но с медалью. (-Какого типа это предложение?). Россия завоевала право провести зимние олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

2. Конструирование предложений (слайд № 5):

из двух простых предложений составить ССП и СПП.

1) Человек нашёл своё призвание.

2) Труд становится для него радостью.

   Ответ: 1- союз и, 2- союз если…, то…   

3. Выборочный диктант.  

 

1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

2. Свет такой тут заблистал, что чуть спальник не вскричал.

3. Если ты в рассвет зари не исполнишь повеленье, я отдам тебя в мученье.

4. Тут тоска её взяла, и царица умерла.

5. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.  

6. Вмиг по речи распознали, что царевну принимали.  

 

Ответ:  1-ССП, 2-СПП, 3-СПП, 4-ССП, 5-ССП, 6-СПП.  

- Кто автор всех этих стихотворных строк?      

- Какое слово с чередующейся гласной в корне встретилось в первых двух предложениях?

- От чего зависит написание гласной в корне?  

5. Словарная работа.

Проверка индивидуального задания тёх учеников: подготовить словарную справку о данных словах:     комментарий, комментатор

                                                 популярный

                                                 интенсивный  

6. Развитие речи.

Слайд № 6: картина на тему «Спорт».

По данной картине придумать по одному сложноподчинённому предложению.

7. Редактирование  (исправление ССП и СПП).

КУБАН. В кубанской речи ошибки в управлении падежными формами имеют и другое, диалектное происхождение. Под влиянием украинского языка широкое распространение получили такие сочетания: смеяться с него…. Одна из причин ошибок – влияние местного говора.

8. Подведение итогов, выставление отметок, домашнее задание.

Страница 37-38, 41-42  учить правило;  упражнение 79-все, упражнение 78 – индивидуально 3 человека (сильные  учащиеся):  не писать, составить схемы, указать средство связи), 1 ученик – словарная справка (слово гостиная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...