Конспект урока +презентация по теме: "Культура речи. Правильное построение предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Ведунова Екатерина Сергеевна

Продолжение работы по теме «Культура речи»; обобщение знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, систематизация знаний и применение их на практике ( тест "Главные члены предложения")- всё это несёт в себе данная разработка урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Культура речи. Правильное построение предложения

Цели: воспитывать интерес и любовь к русскому языку; развивать логическое мышление, грамотную речь, умение систематизировать свои знания, а так же применять их на практике; обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках; продолжить работу по теме «Культура речи», знакомя детей с новым правилами.

Оборудование: презентация, учебник, тесты, доска.

Литература: учебник «Русский язык» 8 класс

Ход урока

Ι Организация класса

 - Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Екатерина Сергеевна. Проверьте чтобы у вас на партах лежал учебник, тетрадь и пенал.

ΙΙ Словарная работа

- Начнем мы наш урок со словарной работы.

- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. (Тринадцатое декабря  / Классная работа)

 …, выходи к доске и записывай. А вы пишите самостоятельно в своих тетрадях, выделяя орфограммы и ставя ударение.

Словарь: моральная победа, нравственный подвиг, мобилизовать энергию, герой никогда не умрет, колонна автомашин, навстречу урагану, смышленый мальчонка.

 - Молодец, присаживайся.

ΙΙΙ Сообщение темы и цели урока

1. Актуализация знаний

 - Сегодня на уроке мы продолжим изучать культуру речи. Обобщим уже полученные знания о главных членах предложения.

 - Вспомним, что вы знаете о подлежащем и сказуемом?

 - …выходи к доске. Записываем такое предложение:

Долг наш – защищать крепость до последнего дыхания, за ней – Россия.

 - В этом предложении определи грамматическую основу.

2. Тест

 - Мы все повторили, поэтому проведем небольшой тест. Вы прямо в тесте обводите правильный ответ в каждом вопросе. И в конце выписываете буквенный код, то есть все правильные ответы по порядку. Потом вы сравните свои ответы с теми, которые я выведу на экран и поставите себе оценку. Кому что не понятно? Приступайте.

1. Подлежащее выражено существительным:

A) Мокрый дождя не боится.

B) Двое были в горах.

C) Наконец пришло и послезавтра.

D) Встречающие вышли на перрон.

E) А дождь и не думал затихать.

2. Подлежащее выражено местоимением:

A) Мокрый дождя не боится.

B) Двое были в горах.

C) Наконец пришло и послезавтра.

D) Каждый делает свое дело.

E) А дождь и не думал затихать.

3. Подлежащее выражено числительным:

A) Мокрый дождя не боится.

B) Двое были в горах.

C) Наконец пришло и послезавтра.

D) Встречающие вышли на перрон.

E) А дождь и не думал затихать.

4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

A) Ветер стал теплее.

B) Среди болота поднимался лесной островок.

C) По утрам я стал упражняться в переводах.

D) Мне ваша искренность мила.

E) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. 

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

A) Ветер стал теплее.

B) Я даже их могу по пальцам перечесть.

C) По утрам я стал упражняться в переводах.

D) Среди болота поднимался лесной островок.

E) Буду петь я и радость, и горе.

6. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

A) Небо всегда было ярким и темным.

B) Я стал часами бродить по городу.

C) В комнате было несколько человек.

D) Я писать обязан по мандату долга.

E) День будет долог, светел и горяч.

7. Главный член предложения, обозначающий предмет речи и отвечающий на вопросы именительного надежа, называется

A) сказуемым.

B) подлежащим.

C) дополнением.

D) приложением.

E) определением.

8. Подлежащее отвечает на вопросы

A) кто? что?

B) кого? что?

C) кого? чего?

D) где? куда? откуда?

E) какой? каков предмет речи?

9. Чаще всего подлежащее выражается

A) именем числительным.

B) именем существительным.

C) цельным словосочетанием.

D) неопределенной формой глагола.

E) наречием в значении существительного.

10. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи, называется

A) сказуемым.

B) подлежащим.

C) дополнением.

D) приложением.

E) определением.

11. Грамматическую основу предложения составляют

A) сказуемое и дополнение.

B) подлежащее и сказуемое.

C) подлежащее и дополнение.

D) подлежащее и приложение.

E) сказуемое и обстоятельство.

12. Из двух частей, основной и вспомогательной, состоят сказуемые

A) простые глагольные и составные именные.

B) составные глагольные и составные именные.

C) простые глагольные и составные глагольные.

D) простые глагольные, включающие в свой состав фразеологизмы.

E) простые глагольные, составные глагольные и составные именные.

Проверка: Е D B С А С В А В А В В

- Молодцы, я вижу вы хорошо усвоили этот материал

 - …, выходи к доске. Записываем предложение:

Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

 - Определи вид сказуемого.

- Молодец, присаживайся.

ΙV Изучение нового материала

 - Сейчас мы продолжим работать с подлежащим и сказуемым и выясним их связь в предложении.

 - Посмотрите на правило, с.     . Прочитайте первое правило, с которым мы познакомимся. Приведите мне свои примеры на это правило.

1. При подлежащем, выраженным местоимениями кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто и др., сказуемое ставится в форме мужского рода единственного числа.

Кто это был? Кто-нибудь хотел высказаться?

 - Прочитайте следующее правило. Приведите примеры.

2. Если в состав подлежащего входят слова сколько, столько, много, не много, мало и др., то сказуемое употребляется только в форме единственного числа:

На столе лежало много кнопок.

- Следующее правило. Приведите примеры.

3. Если в качестве подлежащего выступают слова большинство, множество, ряд, часть, толпа и др., то употребляется и единственное, и множественное число сказуемого:

Большинство школьников правильно поняло/поняли это задание.

 Однако, когда сказуемое предшествует подлежащему, используют только форму единственного числа:

Пришло множество посетителей.

- Следующее правило. Приведите примеры.

4. При однородных подлежащих в форме единственного и множественного числа сказуемое употребляется обычно в форме множественного числа:

В учебнике имеются карта, схемы, словарик терминов.

- Следующее правило. Приведите примеры.

5. При подлежащем – существительном мужского рода, называющем лицо по роду деятельности и обозначающем лицо женского пола (автор, врач, кассир и др., ), сказуемое  выступил/выступила с инициативой.

 Но: Депутат Иванова выступила с инициативой.

 - Молодцы. А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение 319.

V Итог урока

- Что мы повторяли сегодня на уроке?

 - Что такое грамматическая основа?

 - Какие типы сказуемых вы знаете?

 - Чем может быть выражено подлежащее?

Домашнее задание: - хорошо разобраться дома и выучить правило, с которым мы сегодня познакомились

                                 - повторить параграф 17;

                                 - упражнение 317.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи. Правильное построение предложения

Слайд 2

Тест Буквенный код: E D B С А С В А В А В В 5 - 4 - 3 - 2 - 1 ошибка 2-3 ошибки 4-5 ошибок 6 и более ошибок

Слайд 3

- хорошо разобраться дома и выучить правило, с которым мы сегодня познакомились; - повторить параграф 17; - упражнение 317. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильность построения предложений (о синтаксических ошибках в речи учащихся).

В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи.  Одним из основных  показателей грамотной речи является правильное построение предложений. В статье описаны  правил...

Конспект и презентация по теме: "Культура стран халифата"

Помощь при обьяснении  темы - "Культура стран халифата"...

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...

Урок русского языка в 6 классе. "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

На уроке уч-ся закрепляют  представление о деепричастии и деепричастном обороте, умение находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, правильно ставить знаки препинания в предложении с ...

Презентация "Правильное построение предложений"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Правильное построение предложений"....

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

презентация "Правильное построение предложений"

Презентация "Правильное построение предложений"...