Морфемный анализ и синтез слов
методическая разработка по русскому языку по теме

Русский язык глазами логопеда -  «Морфемный анализ и синтез слов»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnyy_analiz_i_sintez_slov.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

                               Русский язык глазами логопеда

Тема:

«Морфемный анализ и синтез слов»

Учитель-логопед, учитель русского языка

Владимирская Татьяна Евгеньевна

Цель:

тренировать умение определять значимые части слова, развивать морфемный  анализ и синтез слов

Задачи:

Уточнить понятия «состав слова», «части слова», «родственные слова»

Уточнять представления о  составе слова, о разборе слова по составу

Закреплять знания о приставках, суффиксах

Развивать мыслительную деятельность

Развивать внимание, память

Обогащать словарь

Развивать навыки словообразования

Воспитывать интерес к языковым явлениям, любовь к родному языку, положительное отношение к урокам русского языка

Воспитывать навыки общения в паре, в группе

Оборудование: карточки с заданиями, плакаты с ребусами, плакаты с приставками и суффиксами, картинки с однокоренными словами, разрезные части слова, детские работы с однокоренными словами

1.ООЗ. Сообщение темы.

Урок-игра. Много заданий. Много новых заданий. Эти игры помогут лучше понять русский язык, узнать секреты языка, легче учиться. Тему вы угадаете по подсказкам…                      Подсказка. Загадки.

 2.Упражнения и игры с приставками.  

1) найти общую часть слов: подберёзовик, подводный, подписать, подоконник. Записать.

2) образовать другие слова с приставкой  под.

3) вспомнить (повторить, прочитать) другие приставки

4)выделить в словах  (перебегать, зарисовать, выигрыш, списать, изложение, подставка, находка, рассказчик) приставки, записать.

5) чтение стих-я про приставку:

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова..

6) беседа по вопросам о приставке.

7)отнять приставку от слов:

   а)устно: высказать, заучить, подарить, подводный, переделать, наушник 

   б)по карточке чтение слов парами.

Переехать-переплыть, добежать-дорисовать,..

Перезимовать-зимовать, улетели-летели

8)записать приставки, которые убрали из слов

9)подобрать подходящие слова с приставками (по картинкам)

10)отгадать ребусы, выделить приставку в получившихся словах.

(задача, забор,

3.Упражнения  и игры с суффиксами. 

11)Чтение стих-я про суффикс:

 За корнем любит суффикс находиться

и делать новые слова он не боится.

12) беседа по вопросам о суффиксе.

13) образование слова с помощью суффиксов по картинкам: для всего класса с ок : гриб-грибок, жук-жучок, круг-кружок, лес-лесок;

по группам  с   очк,  к,  ик (задания-карточки в конвертах)

14)послушать слова, определить, с помощью какого суффикса они образовались: учитель, слушатель, покупатель, двигатель.

15) Образовать другие слова с суффиксом тель (строитель, воспитатель, читатель, писатель, родители, водитель, пользователь, мечтатель, краситель,).

16) назвать детёнышей животных во мн.ч., определить суффикс (по картинкам: тигрята, львята, поросята, воронята, утята, гусята, жеребята, цыплята,  бельчата, волчата, медвежата), записать суффиксы  ат , ят. 

17)отнять суффикс, прочитать слово (по карточкам  )  

Стенка-стена, проводок-провод, пятнышко-пятно

18)Записать эти суффиксы к, ок, чик, ок,  ек,  онк, к, чик, к, ышк, чик, ик,  чик, ник

 4.Упражнения и игры с корнями.

19)Отгадать загадку. Эта часть слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть 

20)Рассказ про корень. Главная часть. Несёт в себе смысл всех родств слов. Корень – сердцевина слова, его смысловой центр. Корень разрастается, образуется словесное дерево, целая семья родств слов, у них общий смысл. Слов без корня не бывает .

21)Прочитать слова, назвать корень, найти лишнее слово:

а)цветок, соцветие, расцвет, цветут, цветочек, цветастые, рассвет, зацвели, цветущие, цветник, цветочный. б) горелый, загореть, подгорели, пригорелый, угореть, горение, пригорюнился, пригорел, сгореть, загореться, выгорело. в)водный, заводь, заводить, водица, наводнение, водяной, водоём, водянистый, подводная, безводный, вода. г)лучистый, облучение, лучик, лучевая, луч, лучок, излучать, лучезарный.

22) Назвать корень в словах: бегущий, проход, дошкольник, присмотреться, перебегать, вылепить, пригорок, водянистый, обучающийся, сродниться, лисичка. 

23)Вставить в слово подходящий корень (по группам, задание в конверте).

Пере         к а   ,     по          ить   ,                     н ая     ,                   иц  а

 24)Прочитать однокоренные слова по карточкам с картинным изображением корня. Записать слова.

23) Показ детских работ учащихся по образованию однокоренных слов. 24)Подобрать слово к схеме (по группам), прочитать слова. Анализ слов (водица, подводник,                                                однокоренные слова)

         5.Физпауза.

 25)Игра «да-нет» (качание головой –утверждение, мотание – отрицание) .  Вопросы: приставка – это часть речи, приставка – часть слова, без суффикса слов не бывает, слова гора и горе- родственные, корень -главная часть слов, окончание - изменяемая часть слова, окончание находится перед корнем, окончание находится в конце слова  

26)Составление слова из выделенных  общих частей слова каждой группой (об- уч- ени-е: объяснение, объявить, обход;  ученик, учёба, ученица; сочинение, изложения; на парте, в школе, на доске).

6 .Упражнения с  различными частями слов

27)Сложить слово  из отдельных частей по линии (карточки для пары уч-ся)  28) выделить общую часть слов, записать: водопад-водичка, каменщик-стекольщик, котёнок-лисёнок, руку-собаку, прилететь-летательный

29)Сложить слово из выделенных частей (по инд. карточкам)

Подвёл, дарит, цветок – по дар ок

30)Составление однокоренных слов из разрезных частей (по парам); задания в конвертах.

      7.ООЗ. Подведение итогов.