обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Клокова Виктория Викторовна

Презентация к уроку "Односоставные предложения в художественном тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odnosostavnye.zip204.39 КБ

Подписи к слайдам:

Анализ миниатюр
В.П.Астафьева
«
Затеси
»
«
Затеси
» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. Что же такое
затесь
? Это
стёс
, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека, и ходили по тайге от метки к метке.
Практическая работа
Проанализируйте
миниатюру «Тоска»:
найдите
и охарактеризуйте односоставные предложения;
определите
их роль в тексте;
вставьте
пропущенные буквы и обозначьте
орфограммы.
Цель урока:
Понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.
Задания к тексту

Спишите
текст. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

Все
ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Определите и запишите тип каждого из односоставных предложений..

Каковы
тема и идея стихотворения?

Какие художественные средства использует
поэт?
Объясните
орфограммы в личных окончаниях глаголов.
Функции безличных предложений в художественном тексте
Найдите и выпишите односоставные предложения, определите их
вид.
Что дает писателю употребление безличных предложений?
Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.
Урок- Обобщение
Тема урока:
«Односоставные предложения в художественном тексте»
Урок разработала учитель русского языка и литературы МБ ОУ
Пеля
-Хованской СОШ
Клокова
В.В.
Анализ поэтического текста
Едем бором, чёрными лесами.
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет.
На горе над нами
Лес щетинит новую вершину.
И темным-темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
И враждебен мой ямщик молчащий.
И надежда в сердце лишь на бога.
И.А. Бунин «Едем бором, черными лесами…»
Функции безличных предложений в художественном тексте
«Какое сырое утро!»
За
окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федя на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась. Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.
Реализация домашнего задания
Вид односоставного предложения
Способ выражения главного члена
Пример
Определенно-личное
глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа.
Жду
 от тебя известий.
Неопределённо - личное
глагол в форме 3-го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.
Стучат
 в дверь.
 
Безличные
Нет и не может быть подлежащего.
∙ безличный глагол (
прош
.
вр
., ед. ч., ср. р.)
∙ глагол 3 лица ед. ч.
∙ инфинитив
∙ наречие, слово нет
Вечерело.
Светает.
У меня
нет
времени.
Назывные
сущ. в форме И.п., может быть указат. частица вот или вон
Тихий
вечер



Зима
.
Наблюдение
за ролью назывных предложений в художественном тексте

Встретились ли в миниатюре односоставные предложения? Какие преобладают?

Какова
роль назывных предложений в данном тексте?
Из шести предложений в данной миниатюре пять назывных, одно безличное. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы. А как емко и ощутимо передано состояние автора в последнем предложении!
Эпиграф к уроку

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С. Лихачев «Как говорить?»
Наблюдение
за ролью назывных предложений в художественном тексте
«Мелодия»
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная
опадь
с лиственниц. Черная, обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?!
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра с использованием разных видов односоставных предложений.
Спасибо за работу на уроке.