Односоставные предложения в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Клокова Виктория Викторовна
Урок-обобщение по односоставным предложениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_odnosostavnye_predl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Односоставные предложения в художественном тексте».

Тип урока:

Обобщающее повторение по теме.

Цель:

Понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.

Задачи:

•        проанализировать функцию односоставных предложений;

•        проанализировать строение и структурные признаки;

•        формировать умение находить данные конструкции, отличать от других конструкций;

•        учить умению заменять односоставные предложения синонимичными конструкциями;

•        учитывать стиль и тип речи при употреблении односоставных предложений;

•        правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав  которого входит односоставное предложение.

Эпиграф к уроку.

              Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей  личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

                                                                          Д.С.Лихачев. «Как говорить?»

                                                      Ход урока.

1.Вступительное слово учителя: тема, задачи, эпиграф.

             - Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?

 2. Проверка домашнего задания. Рассказ о видах односоставных предложений, их структуре, семантике, способах выражения главного члена предложения. Отвечающий использует опорные таблицы.

 3. Рецензирование ответа одноклассниками на основании следующих критериев: полнота знаний, речевое оформление, качество приводимых примеров.

 4. Работа над темой урока. Тренировочные упражнения.

•        Анализ поэтического текста стихотворения И.А.Бунина «Едем бором, черными лесами» (текст распечатан).

              Едем бором, черными лесами.

              Вот гора, песчаный спуск в долину.

              Вечереет.

              На горе над нами

              Лес щетинит новую вершину.

              И темным - темно в той новой чаще,

              Где опять скрывается дорога.

              И враждебен мой ямщик молчащий.

              И надежда в сердце лишь на бога.

 

            - Спишите текст. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

            - Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте?  Определите и запишите  тип каждого из односоставных предложений..

            - Каковы тема и идея стихотворения?

            - Какие художественные средства использует поэт?

            - Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.

•        Анализ миниатюр В.П. Астафьева «Затеси» (тексты распечатаны).

1.Краткое слово учителя.

            «Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о  природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле  и в его личной жизни. Что же такое затесь? Это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека, и ходили по тайге от метки к метке.

- Сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается  «творить чудеса» великим писателем, проследим, какие у Астафьева «работают» односоставные предложения.

 2.Наблюдение за ролью назывных предложений в художественном тексте.

- Прочитайте миниатюру «Мелодия».

Мелодия.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?!

            - Встретились ли в миниатюре односоставные предложения? Какие преобладают?

            - Какова роль назывных предложений в данном тексте?

Из шести предложений в данной миниатюре пять назывных, одно безличное. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы. А как емко и ощутимо передано состояние автора в последнем предложении!

            - Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными?  Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени? Почему в  тексте употреблены распространенные назывные предложения?

Назывные предложения бывают только утвердительными. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. (Сравните: Ночь. – Была ночь.)

              - Почему в  тексте употреблены распространенные назывные предложения?

Автору необходимо передать как можно полнее картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям.

3. Проверка понимания наиболее сложного материала: функции безличных предложений в художественном тексте.

-Прочитайте миниатюру «Какое сырое утро!».

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть…

Я ведь заработал право полежать? но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федя на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась. Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.

-Найдите и выпишите односоставные предложения, определите их вид.

-Что дает писателю употребление безличных предложений?

Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.

•        Практическая работа.

         -Проанализируйте миниатюру «Тоска»:

        найдите и охарактеризуйте односоставные предложения;

        определите их роль в тексте;

        вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

Тоска.

Раста..л мокрый снег.

Осталось не ст..кле пр..кле..вшееся птичье пер..шко. Смятое. Тусклое и до боли сир..тливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по ст..клу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И пер..шко это как  укор белеет на ст..кле.

Потом о..сушило со..нцем стекло. Унесло куда(то) пер..шко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дот..нула до тепла и весны, вот сердцу(то) и (не)ловко, печально. Залетело, видать, в меня пер..шко. Пр..липло к моему сер..цу.

•        Подведение итогов урока.

Итак, мы рассматривали односоставные предложения с точки зрения их роли в тексте, наблюдали, как они «работают» в произведениях В.Астафьева, увидели, как активно использует их писатель. Очень радует тот интерес, который вы проявили к его творчеству  к особенностям его художественной речи. Теперь вам предстоит попробовать себя в роли писателя.

•        Домашнее задание: сочинение-миниатюра с использованием разных видов

односоставных предложений.

Литература.

.1. Бабайцева в.В., Максимова Л.Ю. синтаксис и пунктуация. Учебное пособие. М.: Просвещение,1981.

2. Борисенко Н. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку. http://rus.1septtember.ru

3. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. 8 класс. М.: Экзамен, 2007.

5. ГИА 2010.Экзамен в новой форме. Русский язык. 9класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Авторы-составители: Цыбулько И.П., Степанова Л.С. М.: Астрель, 2009.

6. Практикум по русскому языку для учащихся 11 класса/ Мин-во образования Нижегородской обл., Нижегородский институт развития образования.- Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008

7. .Программы для образовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9, 10 – 11 классы. М.: Дрофа, 2009,с.49

8. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др.

10. www.prosv.ru

11. www.standart.edu.ru

Тоска

      Растаял мокрый снег.
      Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.
      Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.

Какое сырое утро

      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
      Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
      Наступило утро. Все люди работают. И мне тоже надо работать.
      Но как болят кости! И старые раны болят.
      Полежу еще маленько, чуть-чуть…
      Я ведь заработал право полежать?
      Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!..
      Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федор на мокрой лошади к ферме — он везет вонючий силос.
      Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
      Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает — разогрелась.
      Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.

Мелодия.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?!