Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ахметова Дария Каламтаевна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

КГУ  «Казахская средняя школа №1»

Открытый урок

Тема :  Имя существительное

                                                                             Проводила учитель рус. языка

                                                   Ахметова Д.К.

г. Аксу 2014 год

Тема: Имя существительное.

Цели урока: 

образовательные: обобщить знания об имени существительном, тренироваться в определении частей речи, упражняться в разборе предложения по членам предложения и нахождению словосочетаний, тренироваться находить и проверять безударные гласные в корне слова;

развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивать речь детей, расширять словарный запас учеников, развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающие: воспитывать внимание к слову, любовь к русскому языку, воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.


Тип урока: обобщение изученного материала. 

Формы работы: фронтальная, 
 индивидуальная, групповая 

Методы обучения: 

словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический),

самостоятельная работа, иллюстративный.


Методические приемы: 

рассказ учителя,

проблемные вопросы,

работа над новыми понятиями,

творческие задания,

практические упражнения

Педагогические технологии: 

элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии,

здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока :

1.Организационный момент 
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. 

– Дети, вам тепло? (Да!) 
– В классе светло? (Да!) 
– Прозвенел уже звонок? (Да!) 
– Уже закончился урок? (Нет!) 
– Только начался урок? (Да!) 
– Хотите учиться? (Да!) 
– Значит можно всем садиться! 

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число. 

 2. Проверка домашнего задания: Упр. 4 стр. 65

Ответь на вопросы.


Учитель: Сегодня на уроке мы встретимся с волшебницей. А кто она, догадайтесь сами. 
Она приходит с ласкою 
И со своею сказкою. 
Волшебной палочкой взмахнет 
В лесу подснежник расцветет. 
Дети: Весна! 

3. Словарно-орфографическая работа
– Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.) 
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.) 
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.) 
– Закончи мои высказывания: 
Первого марта наступила … (весна). На носу и на щеках появились… (веснушки). 
– Какое слово осталось? (Веснянка) 
Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:
Прилетите, скворушки к нам! 
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную. 
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила. 

4. Постановка темы урока 
Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке: 
Давно живу я в мире этом, 
Даю названия предметам. 
(
cуществительное


5. Обобщение изученного об имени существительном. 
  План:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Что обозначает?
  3.  На какие вопросы отвечает?
  4. Имена существительные  бывают какого рода?
  5. Имена существительные изменяются?
  6. Имя существительное в предложении чем является является?



Работа в тетради.
 А) На доске записаны слова: Задание №1   Распределите существительные в 2 столбика.
сне…, (И,и)ванов, р…бята, п…года, (М,м)урка, за..ц, (К,к)оля, сн…жинка, л…сица, с…бака, (Е,е)нисей 
   
Нариц.                                                                Собств.


А теперь проверим, насколько хорошо и быстро вы можете определить род имени существительного. 

Б ) Письменная работа: Задание №2
1.молоток, 6.поле, 11 девочка
2. доктор, 7.мальчик, 12.край
3.перо, 8. школа , 13.весна 
4.кольцо, 9.озеро, 14.повидло
5.игрушка, 10.дом, 15. деревня 

 1гр.                                   2 гр.                              3 гр.

М.р.                                   Ж.р.                              Ср.р.

В) Чтение текста, краткий пересказ: Задание №3

Казахстан

       Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан – очень большая республика.            Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз – это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.  

                                                        Наурыз

        Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.

        Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.

        Наурыз – это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.

 

Три товарища

        Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял  в стороне.

        Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

        Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

        А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.        

             
Физкультминутка 

Это класс, это класс

Что есть в классе у нас

Это шкаф, а это стол

Это парта, это пол

Вот окно, а вот стена

Мел и тряпка и доска

Это стул, а это дверь

Повтори-ка ты теперь.

г)Письмо по памяти. (слайд)
 Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую весну,

Подымают целину.


д) работа с учебником – упр. 5 стр. 65.

Рисунки замени словами. Озаглавь текст, перескажи.

         Раньше ёжик шил платья и рубашки. Поэтому у него столько иголок. Еще раньше ёжику довелось быть котом. Коты любят ловить мышей.

         А еще раньше ёжик никем не был. Поэтому он теперь он сидит тихо, будто его нет.    


е) Тест по теме: "Имя существительное.” 

1. Имя существительное обозначает: 
А)  признак предмета; 
Б)  действие; 
В)  предмет 

2. Имя существительное отвечает на вопросы
А)  Что делает? 
Б)  Кто? Что? 
В)  Какой? Какое? 

3. Имена существительные бывают:
 
А)  м.р., ж.р., ср. р.; 
Б)  ж.р., ср.р.; 
В)  м.р., ж.р.

4. Выберите имя существительное:

А)  читать

Б)  река

В)  умный

5. Выберите имя существительное женского рода:

А)  школа

Б)  стол

В)  яблоко

Итог урока

Расскажите всё, что мы  узнали об имени существительном. 

4. Домашнее задание :   Составить кроссворд

5. Рефлексия. На доске – бумажная лестница: Дети должны оценить свои знания по теме "Имя существительное" и прикрепить своё солнышко на определённую ступеньку.

                                                             

Ключ

  1. В
  2. Б
  3. А
  4. Б
  5. А

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...