Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний

 

Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  ближайшего развития, сохранения  здоровья  учащихся

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обучающая:  повторить сведения об имени числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
  • Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
  • Развивающая:  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету,  творческие  способности  учащихся.

Деятельно - коммуникативные:

·         закреплять навык работы в паре, в коллективе;

·         закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.

Ценностно - ориентированные:

·         прививать желание изучать русский  язык,

·         через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать  утомляемость.

Методы обучения:

·         проблемный;

·         объяснительно-иллюстративный;

·         частично-поисковый;

·         словесно-логический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

·         фронтальная;

·         индивидуальная;

·         работа в паре.

Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития  мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого   обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства  ИКТ, учебник, раздаточный  дидактический  материал, смайлики для самооценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sobiratelnye_chislitelnye.zip2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по  русскому  языку в 6 классе

Тема: «Собирательные числительные»

                                                                                                                                                                                                       

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  ближайшего развития, сохранения  здоровья  учащихся

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обучающая:  повторить сведения об имени числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
  • Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
  • Развивающая:  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету,  творческие  способности  учащихся.

Деятельно - коммуникативные:

  • закреплять навык работы в паре, в коллективе;
  • закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.

Ценностно - ориентированные:

  • прививать желание изучать русский  язык,
  • через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать  утомляемость.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в паре.

Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития  мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого   обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства  ИКТ, учебник, раздаточный  дидактический  материал, смайлики для самооценивания.

Технологическая карта урока:

Ход  урока

Деятельность  учащихся

Деятельность  учителя

Интеграция  программы

 В.Н. Касаткина «Здоровье»

I. Организационный  момент

Проверка  готовности  к  уроку.

Тема  и  цели  урока.

Цели  урока  формулируют  сами учащиеся,  исходя  из  сообщённой    учителем  темы  и  по  аналогии  с  предыдущими  уроками.

Сообщение  темы  урока.  

Создаёт  условия  для  возникновения  потребности  включения  в  деятельность.

Раздел 1: самопознание (самопознание через ощущение, чувство и образ)

II. Фронтальный  опрос по  темам  предыдущих  уроков  как  переход  к  изучению  нового  материала

- Что  мы  изучали  в  течение  последних  уроков?

- Какие имена числительные вы знаете?        

-  Проверим домашнее задание

1вариант. Сообщение о старинных мерах длины: косая сажень, маховая сажень, локоть        (слайд 1)

 - А вот еще такая мера длины была в старину – пядь. Запишите в словарики:                              (слайд 2)             

2 вариант. Сообщение о старинных мерах веса: золотник, фунт, пуд, берковец                         (слайд 3)             

- К какой группе относятся употребленные в этих сочинениях числительные?

Учащиеся  отвечают  на  вопросы  учителя, подготавливаются  к  изучению  нового  материала.

Учитель задаёт  вопросы, призванные  проверить  теоретическую  подготовку  школьников  по  теме. Учителем  организуется актуализация ЗУНов.  

        

Раздел 2: я и другие

( практические способы общения, конструктивное взаимодействие в различных социальных группах)

III. Объяснение  нового  материала.

Лингвистическое  исследование.

 - А теперь внимание на доску. На доске запись:

Семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней. Две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

- Прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

(В   них есть количественные числительные)

 - Найдите «третье лишнее» словосочетание, объясните, почему вы так решили?

(Действительно, числительные пятеро, трое обозначают,  что несколько предметов вместе, как единое целое  объединяются, группируются, собираются).

- Как называются такие числительные?

 - Тема сегодняшнего урока  «Собирательные числительные».         

 - Запишите  в тетрадях число и тему нашего урока.

 - Что вы хотите сегодня узнать на уроке?

Учащиеся  соотносят  имеющиеся знания  по  предыдущим  темам  с  новым  материалом, через  сравнение  и  анализ  делают выводы

Учитель  применяет  элементы  технологии  сотрудничества  и  развивающего  обучения, добивается  того, чтобы  учащиеся  самостоятельно  решали  учебную  задачу, поставленную  перед  ними. Осуществляется  деятельностный  подход  при  организации  коммуникативной  деятельности  учащихся  по  исследованию нового  материала.

Раздел 1: самопознание

( Я-концепция и индивидуальный психологический образ)

IV. Актуализация знаний.

  1. Устная  разминка

- Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Работаем в парах         (слайд 4)

Работа  в  парах  с  взаимопроверкой, двигательный  режим - движение  на  уроке                            

Создаёт  условия  для  сохранения  здоровья  учащихся применение здоровьесберегающей технологии (смена позы, движение  на уроке)

Раздел 3: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

( рациональная практика чередования отдыха и труда)

  1. Выборочное письмо (с

 использованием  ИКТ) Словарная работа

- Повторим правописание числительных, напишем

Математический диктант:

7+8 = пятнадцать

100 : 2 = пятьдесят

22 * 3 = шестьдесят шесть

1000 – 100 = девятьсот

50+30 = восемьдесят

9+7 = шестнадцать

30+45 = семьдесят пять

400+260 = шестьсот шестьдесят

 - Сверьте ответы с доской                (слайд 5)

Индивидуальная работа с последующей  самопроверкой. Учащиеся  записывают только ответы, обозначают орфограммы

Активизирует  мыслительную  деятельность  учащихся  через  применение  ИКТ, проверяет  уровень первичного  понимания изученного  материала.

Раздел 1: самопознание (регулирование эмоционального состояния)

V. Двигательный  режим (гимнастика  для  глаз)

- «Напишите»  глазами  числительные два, три, пять

Выполняют  двигательный  режим

Создаёт  условия  для  сохранения  здоровья  учащихся, применение здоровьесберегающей технологии (корректирующая  гимнастика)

Раздел 3: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

(профилактика заболеваний глаз)

VI.Закрепление нового материала (продолжение)

- Мы повторили все, что знаем пока о числительных. Поговорим о собирательных числительных.

- Что обозначают собирательные числительные? (слайд 6)

- Рассмотрите таблицу.

- Сколько в русском языке собирательных числительных?

- С какими частями речи употребляются собирательные числительные?

-Что обозначают эти части речи?

3. Работа  с  учебником

 - Прочитайте самостоятельно материал параграфа 74, стр.56.

 - Что мы еще не сказали о собирательных числительных?

 - Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Задание: выполните упражнение 422 (записать числительные вместе с существительными в указанных падежах)

- Кроме собирательных числительных: двое, трое, четверо … –

 в русском языке есть еще одно числительное - оба (обе).

- Как их правильно употребить, мы сейчас выясним (слайд 7)

- С какими существительными  сочетается числительное оба (обе)?

-Просклоняем эти числительные (устно – по цепочке)

4. Разноуровневая  работа  (выборочная  проверка  учителем)

Уровень А

Задание: спишите, употребляя слова, данные в скобках, в нужном падеже (упражнение 424).

Уровень В

Задание: составьте словосочетания «числительное + существительное, употребив числительные и существительные в творительном падеже (упражнение 425).

Уровень С

Задание: напишите мини-сочинение на тему «На уроке рисования» (5-6 предложений), употребив имена числительные (слайд 8)

Учащиеся  соотносят  имеющиеся знания  по  предыдущим  темам  с  новым  материалом, через  сравнение  и  анализ  делают выводы

Читают материалы  учебника

Выполняют письменно упражнение 422;

1 ученик проговаривает вслух

Учащиеся  выполняют  работу, определяя  самостоятельно  свой  уровень  (в  соответствии  с зоной ближайшего  развития). Закрепляют  умение  находить собирательные числительные  и  отличать  их  от  других числительных.

Осуществляется  деятельностный  подход  при  организации  коммуникативной  деятельности  учащихся  по  исследованию нового  материала.

Учитель  контролирует  самостоятельность  выполнения задания, оказывает  дозированную  помощь только  слабым  учащимся, затрудняющимся  в  выполнении  упражнения, обращая  их  внимание  на  опорные  схемы  на  доске.

Учитель  контролирует  самостоятельность  выполнения задания, оказывает  дозированную  помощь только  слабым  учащимся, затрудняющимся  в  выполнении  задания.

Раздел 1: самопознание

( Я-концепция и индивидуальный психологический образ)

VII. Двигательный  режим (самомассаж  ушных  раковин, пальцев  рук)

Выполняют  двигательный  режим

Создаёт  условия  для  сохранения  здоровья  учащихся (применение здоровьесберегающей технологии  самомассаж)

Раздел 1: самопознание

( части и органы тела, их функциональное предназначение)

VIII. Закрепление нового материала (продолжение)

Устная  работа  с  использование  ИКТ (межпредметные  связи)

 -  Какие  имена числительные  пропущены? Кто  автор  этих  строк? (слайд 9)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно  ----------------     (
тридцать лет и три года).

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(слайд 10)

День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У  -----------------  богатырей.                   ( семи)

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

(слайд 11)

Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
-------------------------  
(Тридцать три богатыря)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Устная работа

Использует   ИКТ  и  межпредметные  связи

( литература)  для  активизации  мыслительной  деятельности  и  поддержания  интереса  к  предмету.

Раздел 2: я и другие

( практические способы общения, конструктивное взаимодействие в различных социальных группах)

IX . Проверка знаний, умений и навыков.

- Сегодня мы говорим о «коварной» части речи - имени числительном. Почему «коварной»? Да потому, что с ней связан целый ряд грамматических и стилистических ошибок в нашей речи. Вот, уважаемые ребята, предлагаю вам выполнить Тест «Правописание числительных. Употребление числительных в речи» (УМК. Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.6 класс»), стр.45 (части А, В). Попробуйте, проверьте свою грамотность.

Проверка (слайд 12).

Практическая работа, тестирование

Использует   тест для  активизации  мыслительной  деятельности  и  поддержания  интереса  к  предмету.

Раздел 2: Я и другие

(навыки аргументирования и принятия решения)

X. Д/З  разноуровневое

Уровень А  (базовый):  упражнение 426 из  учебника

Уровень В (конструктивный)):  подберите  6-8  предложений   из  художественных произведений, в состав которых входят имена числительные;  укажите  их разряд.

Уровень С  (творческий): сочините лингвистическую сказку о собирательных числительных.

Записывают  д/з.

Комментирует  д/з

Раздел 1: самопознание (решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни)

XI. Подведение  итогов.

  • Выставление  оценок
  • Рефлексия

 - С  каким  настроением  вы  уходите  с  урока?

-  Что  понравилось  на  уроке больше  всего?

-  Как  ты  оцениваешь  свою  работу  на  уроке?

- Как  ты  оцениваешь  работу  на  уроке  своего  соседа  по  парте?

- Какое  задание  показалось  самым  трудным  и  почему?

 -  Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте смайлики рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.

Самооценка своей  работы  на  уроке  и  взаимооценка.

Фиксируют  затруднения в индивидуальной  деятельности

Создаёт  условия для самооценки  индивидуальной  деятельности  и  фиксации  затруднений  при закреплении  новой  темы.

Раздел 2: Я и другие

(навыки аргументирования и принятия решения)

Список использованной литературы:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.  Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
  2. Педагогика здоровья / под ред. Касаткина В.Н., М.: Липка – Пресс, 2000.
  3. Селезнева Е.В. Тесты  по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык. 6 класс». -М.: Экзамен 2013.
  4. http://skaz-pushkina.ru/cs_1.html
  5. http://900igr.net/kartinki/matematika/Starinnye-mery-dliny/Starinnye-mery-dliny.html
  6. http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/skazki/skazki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Тема: «Собирательные числительные» 6 класс.

В данном файле конспект урока...

Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.

Технологическая карта  урока русского языка по теме  «Собирательные числительные». 6 класс.  Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке....

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...