Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (сочинение)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Слободина Наталья Ивановна

Презентация по написанию сочинения и план сочинения с пояснениями,  рекомендациями, речевыми оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_prezentatsiya.ppt999 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Часть 3 (С) Сочинение-рассуждение по тексту

План

I. Вступление

II. Основная часть

  1. Формулировка проблем текста
  2. Комментарий к основной проблеме текста
  3. Определение авторской позиции
  4. Собственное мнение и его аргументация

III. Заключение

Формы вступления

Примеры

I. Вступление.

! Cpaзy заяви, что тема и основные вопросы, поднятые автором, тобой поняты верно.

1. Ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)

2.        Ряд назывных предложений, создающих
образную картину, возникающую по ассоциации
в связи с проблематикой текста.

3.        Цитата, содержащая основную мысль текста

Используй, если помнишь цитату дословно. Любое искажение - фактическая ошибка.

4.        Ключевое слово текста

5. Факт из жизни, иллюстрирующий основную мысль текста

     

6. Описательное утверждение

  •  Кто из живущих ныне людей может себе представить, что позволит своим детям пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащей несколько дней? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
  •  Чёрная, обугленная земля до самого горизонта ... Мёртвая тишина ... Ощущение вселенского одиночества ..,

Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет  В.Солоухин в своей статье.

  • «Судьба человечества - в руках человека. Вот в чём ужас». Эту фразу В.Гжешика я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В.Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.

  • Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими

душами. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.

  • Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролететь на вертолёте над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идёт фильм-: катастрофа: гектарами вырубленный лес, причём лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное покорёжено, повалено, ободрано ... Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, писатель В.Солоухин в своём тексте рисует подобную страшную картину нашего «хозяйствования»
  • Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся, представить., что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдётся ещё одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали, её разумные обитатели ... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

Дополнительные примеры:

  • Наверное, каждый человек хоть один раз встречал зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы! А птицы! Как выразить настроение пробуждающейся природы? Именно об этом говориться в тексте Владимира Солоухина.
  • Каков современный человек в сравнении со своими предками? Стало ли больше свободного времени у людей, имеющих доступ к достижениям научно-технического прогресса? Такие вопросы невольно возникают после прочтения текста В.Солоухина.
  • На первый взгляд, история, написанная Н.Соколовой, о рябинке. Да, это верное утверждение, рассказ о рябинке, но он наполнен идеями, главная из которых касается нравственной жизни человека.

План. Пояснения

Речевые обороты

Примеры

II. Основная часть.

  1. Формулировка проблем текста:

  а) ответ на вопрос

      «Что это за проблема?»

б) определение в виде вопроса (если кратко сформулировать проблему невозможно)

ПОМНИ!

Формулируй проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

  • Автор поднимает проблему…

касается проблемы…

уделяет внимание проблеме... выдвигает проблему… обсуждает проблему... осмысливает проблему... рассматривает проблему...

  • Предметом внимания автора является проблема...

  • родительской любви
  • цели и средств её достижения
  • нравственного отношения человека к природе
  • выбора жизненного пути
  • смысла человеческой жизни
  • школьного обучения
  • бездуховности, бездуховного потребительства в современном обществе
  • «отцов» и «детей», взаимоотношения отцов и детей
  • влияния средств массовой информации (популярных артистов) на человека
  • милосердия
  • нравственного выбора,

нравственной ответственности

  • взаимодействия природы и человека или воздействие природы на человека.
  • истинной и ложной красоты
  • сохранения человеческого достоинства
  • приобщения человека к культуре
  • взаимосвязи образованности и нравст-венных качеств человека
  • отношения к старшему поколению
  • восприятия окружающего мира
  • назначения искусства
  • истинных и ложных ценностей
  • ответственности за свои поступки

  • В предложенном тексте

С. Авдеева поднимается  

проблема назначения  искус-ства.

  • Как сохранить чувство собственного достоинства и остаться настоящим воином в самый страшный момент перед неизбежной гибелью? Этой нравственной проблеме посвящён фрагмент повести В.Быкова. «Сотников».

                                                 

  1. Комментарий к основной проблеме текста (2 – 3 предложения)

     Это следование за  автором в раскрытии проблемы.

       Как автору удаётся привлечь  внимание читателей к данной проблеме?
Какой случай из жизни им описан?
Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

Можно указать:

Насколько проблема актуальна, злободневна? К какой категории относится избранная автором проблема?
(  Нравственная, философская, социальная, экологическая)

ПОМНИ!

Нужно прокомментировать одну из проблем. В комментарии не должно быть:

а)подробного пересказа исходного текста или любой его части;

б) комментариев о действиях героев;

в) общих рассуждений о проблеме.

  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор
    рассказывает историю о …
    повествует о …
    приводит факты  …
    на примере случая из жизни писателя показывает...
  • Чтобы разобраться в этом злободневном вопросе, автор повествует о..

  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который  убеждает своего брата в том. Что безумие войны способно лишит человека его лучших качеств.

  1. Определение авторской позиции.

Это ответ на вопрос, поставленный в тексте (решение автором проблемы)

     а) Что хотел сказать своим читателям автор?

     б) Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?

  • Автор призывает к сопереживанию.
  • Позиция автора достойна уважения.
  • Точка зрения автора оригинальна, своеобразна.
  • Автор рассуждает о …
  • Автора волнует …
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное (положительное) отношение …

… открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

… говорит с тревогой о наболевших проблемах

… показывает образец поведения, отношения к жизни

  • Автор защищает …

   оправдывает …

   заставляет читателя задуматься, понять, осмыслить заново …

   стремится доказать …

   пытается разобраться …

   приходит к выводу …

   пытается понять, почему …

  • Автор анализирует …

   характеризует …

   отмечает …

   сравнивает, сопоставляет …

   подчёркивает …

   ссылается на …

   отмечает важность …

   причину этого видит в том, что …

   считает, что …

   приводит пример того, как …

   утверждает …

   исходит из того, что …

   объясняет это тем, что …

   старается объяснить, почему …

   убедительно доказывает, используя конкретные примеры …

  • Автор посвящает свою статью …

   образно воссоздаёт картину происходящего

   убеждает читателя в правоте своей позиции

   использует ряд убедительных аргументов

   ставит ряд вопросов, требующих незамедлительного ответа, …

   подчёркивает остроту поставленной проблемы

   заставляет переоценить отношение к …

   говорит с тревогой о наболевших проблемах

   показывает негативную сторону нашей жизни

   пытается найти в читателе единомышленника

   видит глубину и актуальность проблемы

  • Автор восхищён силой духа А. Мересьева, его поразила судьба известного лётчика.

  • Писатель невольно застав-ляет полюбить этот мир, взглянуть на него иными глазами.

  1. Собственное мнение и его аргумента-ция.

Необходимо:

а) выразить своё мнение по сформулиро-ванной проблеме текста (согласившись или не согласившись с позицией автора);

   

    б) аргументировать своё мнение, приведя не менее двух аргументов (не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои).

В аргументации используйте опыт

 жизненный                          читательский

- Реальные факты        - Примеры из

из жизни окружа-       художественной,

ющих людей.              исторической,                                          

                                      научно-популярной  

                                      литературы.

- Собственные

наблюдения и

выводы.

- Примеры из жизни

выдающихся людей.

ПОМНИ!

1. Аргументы (доказательства) должны быть:

     а) правдивыми, доступными, простыми,

         понятными, корректными;

     б) должны опираться на авторитетные

         источники;

     в) должны быть фактологически точны.

2. Аргументы приводи по силе возрастания. Конечный должен быть самым сильным.

3. Не нужно анализировать аргументы автора.

Аргументы «против» должны быть особенно корректны.

  •  Я разделяю точку зрения автора …
  •  Нельзя остаться равнодушным …
  •  Я не могу не согласиться с тем, что …
  •  Я согласен с автором …
  •  Мне близка позиция автора …
  •  Автор, безусловно, прав, утверждая, что …

  •  Подтверждением этого является …
  •  Ещё один пример …
  •  Таких примеров можно привести немало …
  •  Подобный случай произошёл …
  •  О подобном я слышал от …
  •  О подобном я читал в …
  •  Мне вспомнилось …

  •  Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что …
  •  Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения

 на данную проблему.

  •  Не так давно я посмотрел фильм …, в котором поднимаются аналогичные проблемы.
  •  Мне вспомнилось, как остро я пережил переезд в город из моей родной деревни.
  •  Не мешало бы героям поучиться у Петра Великого, много сделавшего для России и не кричавшего о своём патриотизме.
  •  Я разделяю чувство автора: нельзя спекулировать тем, что всегда было и будет святым. Это элементарная подлость. Подлецом можно назвать Берга, персонажа романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который объявлял себя патриотом, а заботился не об обороне Москвы, а скупке вещей жителей, спешно покидавших город.

Форма заключения

Примеры

III. Заключение.

! Заключение должно придать работе завер-шённый вид. Сделай выводы из написанного, разверни или заверши мысль, высказанную во вступлении.

  1. Обзор всех выше сказанных положений.

  1. Вывод-впечатление.

  1. Яркий пример, обобщающий суждения.

  1. Яркая иллюстрация, облегчающая понимание высказанного.

  1. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим проблематику текста.

Цитату  обязательно прокомментировать.

Искажать цитату нельзя.

  1. Развёрнутое рассуждение об идее текста.  

  • Итак, грязные реки и озёра , ядовитые продукты, искорёженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, - вот тот мир , в который приведёт человечество его алчность, не знающая предела.
  • Текст В. Солоухина заставляет многое переосмыслить. Даже страшно подумать о том, куда ведёт нас путь наживы … Неужели наши потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам?
  • Когда-то я читал сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы эту роковую ошибку, стремясь к наживе?  Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью …
  •  О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди …», мнящие себя друзьями природы и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?
  • Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Без соблюдения этой нравственной заповеди вряд ли можно считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище – Землю.

  • Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным. Но нельзя забывать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.

Дополнительные примеры:

  • Текст Н. Дубинина заставляет переосмыслить понятие подвига, оценить свою жизнь: к какому полюсу иду я? Что-то совсем не хочется оказаться там, где трусость, равнодушие, мещанство.
  • Текст С. Залыгина посвящён очень важному вопросу. Человеческая жизнь полностью зависит от экологической стабильности, и об этом нельзя молчать. Поэтому проблемы, поднятые автором, ещё долго не утратят своей актуальности.

 


         

                                                  Список литературы

  1. Единый государственный экзамен 2008. Русский язык [Текст] : учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007. – 224 с.
  2. ЕГЭ. Русский язык, Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену [Текст] / Е.В. Чуфистова, Ю.В. Чуфистова, Т.Н. Мамона, Е.С. Сергеева, Е.М. Михайлова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 320 с
    .
  3. Архипова Е.В.  Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты  [Текст] / Е.В. Архипова. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
  4. Егораева Т.П.  Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) [Текст] : учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 254 с.
  5. Петрова В.В.  Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В) [Текст] : учебно-методическое пособие / В.В. Петрова. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253 с.    

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( сочинение на лингвистическую тему)

Презентация и план сочинения на лингвистическую тему с комментариями и  речевыми оборотами....

Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"

Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"

Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...

Задание по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 9.3.

Задание по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на тему "В чем сила доброты?"...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...