Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Подготовка учащихся  к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ

Стремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. В целом  ИКТ в образовании открывают учителям и учащимся новые возможности для эффективного усвоения учебного материала, позволяют совершенствовать учебный процесс путём внедрения новых технологий которые, конечно же,  ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения методики преподавания русского языка. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже органичным  дополнением в системе преподавания русского языка....  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся  к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ

Стремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. В целом  ИКТ в образовании открывают учителям и учащимся новые возможности для эффективного усвоения учебного материала, позволяют совершенствовать учебный процесс путём внедрения новых технологий которые, конечно же,  ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения методики преподавания русского языка. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже органичным  дополнением в системе преподавания русского языка.  Методически продуманное и взвешенное использование на уроках русского языка современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, у учащихся формируется интерес к предмету, развивается его личность

 Использование компьютера на всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Использование ИКТ в процессе школьного обучения тем более важно, что, как известно в перспективе предполагается проведение централизованного тестирования ЕГЭ в компьютерном виде. Каждая учебная дисциплина, конечно, обладает своей гносеологической ценностью и спецификой и как  следствие вытекающей из этих и других особенностей методикой преподавания. Исходя из уровня компьютерной компетенции учащихся, владения ими навыками пользовательской работы с ними учитель имеет возможность сам разрабатывать  эффективные  формы работы с использованием ИКТ с учетом общих и индивидуальных учебных  особенностей и возможностей  контингента учащихся. Использование компьютерных форм обучения русскому языку необходимо на всех этапах обучения русскому языку, но эта задача становится ещё актуальнее в 9-11 классах, что объясняется объективными причинами, связанными с ЕГЭ и планируемым  централизованным тестированием в компьютерной форме.

Эффективное использование учебных компьютерных технологий как при обучении русскому языку учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ЕГЭ учащихся старшего звена предполагает  ряд требований. Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам  и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебно-тренировочную  информацию, предлагаемую и комплектами пособий для родителей и выпускников школ и демонстрационной версией ЕГЭ. Поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку предполагает достаточный уровень компетенции самого учителя, умение ориентироваться в использовании того или иного программного обеспечения, используемого  на таких занятиях в зависимости от тематической и практической направленности занятий. Для проведения как обычных уроков русского языка, так при подготовке к ЕГЭ можно использовать   программы Microsoft Word, Exel поскольку  они просты  в освоении. В условиях сельской школы, например, технические возможности, ограничены  и нет соответствующей составляющей и самого оборудования для использования очень эффективной для работы учителя программы Microsoft Power Point, которая  позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов,   используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с  монитора спроецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических заданий на уроках русского языка и при подготовке к ЕГЭ повторяется теоретический материал, то есть идет  работа с большим объемом информации. Внимание учащихся при использовании этой программы поддерживается за счет параллельного восприятия демонстрации на экране яркой, красочной модели с короткими тезисами, сопровождаемой устным комментарием, или представляется весь теоретический блок полностью. В этих условиях выходом из такого положения для учителя может стать  использование  в своей работе учебных программ, не требующих дополнительного оборудования к  компьютерам: Microsoft Word, Exel, а также специальные тематические электронные издания: «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», «К-ЕГЭ: Подготовка» Шмелёва А.Г.,1С: репетитор Русский язык, интерактивный курс по русскому языку для школьников 10-11 классы О.Е.Кармаковой, И.А.Букринской издательства «Просвещение» и.т.д.

Безусловно, в этой связи можно и необходимо использовать компьютер на обычных уроках как средство ТСО с  соответствующей мультимедийной библиотекой. Но, что делать, когда предметные кабинеты русского языка и литературы   не могут  быть, в силу известных причин, оснащены компьютерной техникой? Выходом из такой ситуации может быть разработка учителем такого учебно-тематического планирования, которое по своему содержанию будет  элективным  курсом русского языка, способным развивать содержание одного из базисных курсов этой дисциплины, изучение которой в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Занятия по такому плану должны проводиться в кабинете информатики. Тематическое планирование или такой элективный курс по русскому языку в 10-11 классе необходимо составить таким образом, чтобы это была единая программа, которая при существующем режиме один час в неделю– могла бы качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и должна базироваться на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и развивать содержание базового курса «Русский язык».

Помимо теоретической части в такой план я включаю все занятия, которые планирую провести в кабинете информатики с конкретным указанием вида и формы деятельности:

теоретический блок (изучение правил по темам);

тренировочно- диагностическое тестирование;

практикумы по разделам русского языка;

тематическое тестирование;

тестовые домашние  задания;

работа над ошибками ( как форма домашнего задания);

практикум с тренировочными тестами и заданиями;

практикум по составлению тестов и расшифровке вопросной базы тестовых заданий;

получение интерактивной консультации программы;                                                                                              

методика использования справочного материала;

контрольное тестирование;

онлайн тестирование (в сети Интернет);

контрольно-зачётное тестирование с автоматической проверкой результатов по критериям и

шкале перевода баллов;                      

тренинг с комментариями и объяснениями учителя и  контрольные работы по анализу текста;

лабораторная работа (работа с текстами);

репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С.

Формы проведения занятий с использованием ИКТ не должны быть однообразными. В начале этой работы  объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Стараюсь продиагностировать знания, умения и навыки учеников по различным разделам школьного курса. Включаю тестовые формы контроля в учебный процесс уже  с 5-го класса, помогая  учащимся овладеть техникой работы с тестами в компьютерной форме, постепенно готовя их  к формату ЕГЭ

Чтобы предупредить опасность малоэффективного «натаскивания» на тесты в выпускном классе, следует организовать повторение базовых элементов курса на протяжении всех семи лет. Регулярно проводимое тематическое тестирование в классе и контрольно-проверочное на компьютере   позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них, что   может  быть достигнуто  при хорошей подготовительной работе учителя. Такая работа предполагает тщательный подбор заданий для каждого учащегося с учетом пробелов и недостатков в знаниях, о которых учитель может судить по результатам всех проведенных контрольно-проверочных и диагностических тестирований на основе технологии компьютерного тестирования при помощи ПМК «Школьный наставник»: «Русский язык 5-7» и «Русский язык 8-9»,составление карты пробелов в знаниях, обучающихся при помощи ПК «Учебный мониторинг», составление поурочно-тематического планирования дополнительных занятий с учетом карты пробелов, один час в неделю - «теоретическое» занятие по специально разработанной программе и ещё один час-занятие в кабинете информатики с компьютерной программой «Школьный наставник. Русский язык 5-7 и 8-9 классы».  Пробелы и недочеты в знаниях учащихся, а также положительную или отрицательную динамику по их преодолению  я  фиксирую  в специальном журнале. Наряду с журналом у меня на компьютере имеется специальная   таблице, куда я заношу результаты проверочного тестирования учащихся всего класса. Таблицу можно снабдить диаграммой или другими элементами, целью которых будет визуализация той или иной динамики.

Таблицу по пробелам можно завести и на каждого учащегося в отдельности и корректировать её в именной папке ученика на компьютере учителя.

Если в 5-8 классах в таблице невыполненные задания будут соответствовать  параграфам, темам, разделам русского языка, то в 9-11 классах неудовлетворительные результаты должны уже соответствовать номерам  тестов части. А, Б и критериям части С  с учётом элементов их содержания по кодификатору.

  В 10-11 классах в отличие от 5-9 классов занятия по русскому языку  в кабинете информатики, включая теоретический блок, желательно проводить чаще. Оптимальным считаю, проведение каждого второго занятия, в кабинете информатики, чтобы общее количество уроков, проводимых  там, в неделю было бы не менее трёх, учитывая, конечно стадию, на которой находится изучение материала, практическую «применимость» и доступность  темы для работы с ней на компьютерах.  Может возникнуть вопрос: Как же проводить занятия два раза в неделю в кабинете информатики, если по учебному плану в 10-11 классах  на русский язык отведён всего один час? Выходом из этого положения может быть проведение дополнительных занятий в кабинете информатики во внеурочное время. Другое, не менее эффективное, решение-это  проведение в кабинете информатики  интегрированных с уроками русского языка  уроков русской литературы, на которых учителю представляется прекрасная возможность реализовать пункты, касающиеся подготовки к ЕГЭ,  

Занятия  проводятся в кабинете информатики и необходимо,  чтобы компьютеры были объединены в локальную сеть. Это очень важно для одновременной работы учащихся всего класса по заданиям и тестам, исходящим из головного компьютера учителя, в котором и сосредоточены все  общие и индивидуальные задания, заблаговременно подготовленные учителем.  На  компьютере учителя-оператора в папках хранятся все данные на учащихся с их результатами по всем видам проверочно-тестовых работ.

Ученики в начале занятий получают задания единого образца. Это могут быть тестовые задание части А,B или С, но из различных источников и вариантов демоверсий и КИМов. Во второй части занятий учащиеся будут получать индивидуальные задания по проблемным для них разделам. Ответы на эти задания учащиеся по локальной сети  отправляют на компьютер учителя, и после их анализа учитель решает, что делать дальше: попросить ученика аргументировать свой ответ или дать ему задание подобное или более сложного уровня.

Наиболее типичные ошибки и сложные моменты при выполнении тестовых заданий можно разбирать тут же в кабинете информатики с объяснениями учителя и использованием обычной доски, Ученик допустивший ошибку при выполнении теста должен иметь возможность найти свою ошибку и исправить её и получить аналогичное задание в качестве домашнего задания. На обычных уроках русского языка  в классных помещениях учащиеся используют обычную тетрадь, учебники и справочные материалы. На занятиях в кабинете информатики мы дополнительно используем CD(RW) или DVD(RW) носители и называем их CD-тетрадями. В них учащиеся  хранят всю актуальную информацию, касающуюся ЕГЭ, начиная с нормативной документации, электронными версиями учебников, справочников, демоверсий и заканчивая всеми  полученными на занятиях контрольно-тестовыми заданиями как успешно выполненными, так и не выполненными. Электронный аналог тетради имеет ряд очевидных  преимуществ и для учителя и для ученика. Преимущества эти заключаются  в компактности, в сосредоточенности всего необходимого материала на одном носителе, На эти электронные CD-тетради учащиеся с компьютера учителя получают и записывают  общие и индивидуальные задания, часть из  которых учащиеся будут выполнять дома.  А уже на следующем занятии учащиеся сдают готовые работы на проверку учителю, то есть передают по той же локальной сети выполненные задания в свои именные папки на компьютер учителя, а при наличии всего банка ответов ко всем тестовым заданиям на компьютере учителя. Это значительно  экономит время и делает работу ещё более плодотворной.

Вероятно, не может существовать единой или универсальной системы обучения русскому языку. Каждый учитель-словесник сам определяет путь к успеху для себя и своих учеников. Но нет сомнений и в том, что преподавание русского языка должно обеспечивать высокие результаты выполнения учащимися тестов ЕГЭ и базироваться на использовании современных образовательных технологий, которые невозможно представить без компьютерных средств обучения.

Мудунгасанов М.Г.,учитель русского языка и литературы Кудалинской средней школы Гунибского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку

Современные педагогические технологии обучения русскому языку при подготовке к ГИА...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

"Модульная учебная программа подготовки к ОГЭ по русскому языку с использованием индивидуального образовательного маршрута."

6-й РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСпрофессионального мастерства педагогов, реализующих на практике«Инновационные педагогические модели индивидуально-личностного развития обучающихся в контексте ФГОС и п...