Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Анисимова Наталья Петровна

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред.А.Д.Шмелёва

  • Тема урока № 70 Прямое и переносное значение слова
  • Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности.

                       2) образовательная: повторить и закрепить толкование термина «Лексикология», повторить понятие  многозначности слова, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов; показать,  как используются слова в переносном значении в текстах; формировать навыки анализа художественного текста; формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением; развитие умения работать со словарем; развитие речи;

 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: «изучение нового материала»

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

Этапы урока

(учебные ситуации)

Содержание (деятельность учителя и ученика)

Планируемые результаты освоения ООП ООО

Личностные (Л), метапредметные (М), предметные (П)

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Включение в деловой ритм работы.

Повторение теоретической части прошлого урока и проверка домашнего задания.

Л 4.2.

Р 1.1.

П 6.3, 6.6, 6.8

К 9.5

2.Актуализация знаний

Цель:  1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить  пробелы в знаниях учащихся; 2)  обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала; 4) формировать навыки работы с толковым словарем; 5) развивать способность  самостоятельно формулировать тему урока.

Работа со словарем (3-я часть учебника «Толковый словарик» на стр.12)

Орфографический практикум на повторение пройденного материала и устранение пробелов в знаниях учащихся.

Работа над составлением предложения со словом, значение которого ранее было неизвестно:

- Значение какого слова вам неизвестно? Узнайте значение этого слова по словарю и составьте с ним предложение.

  - Определение темы урока.

Л 4.4, 4.5

Р 1.1, 1.3, 2.5, 3.5, 3.8, 4.4

П 6.1, 6.4, 6.11, 8.1

К 9.2, 9.4, 9.5, 10.1

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока.

Осмысление темы урока.

Определение цели урока.

Планирование  действий.

Л 4.4

Р 1.4, 1.5, 2.5

П 6.7

К 9.1, 9.3, 9.10, 10.1

4. Выявление места и причины затруднений

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации, составить план достижений цели и определить средства достижения 

обеспечить закрепление темы урока

Работа с учебником (упр. 30)

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составление плана достижения цели и определение средств деятельности

Работа с ЭОР (проверка по эталону http://www.gramota.ru/)

Чтение теоретического  материала учебника – стр.242-243.

Практическая часть: упр. 25 (устно)

Л 4.4

Р 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 5.2

П  6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3

К 9.2, 9.7, 9.9, 10.1, 10.7, 11.1

5. Первичное закрепление

Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение

Решение типовых задач (упр. 27 – работа с фрагментами текста Н.Носова).

Работа с «Толковым словариком» (3-я часть учебника – стр.28)

Выпишите значение слова «чурбан» и определите, какое значение является первичным (прямым), а какое переносным?

Какая часть словарной статьи вам поможет ответить на этот вопрос? (помета перен.)

Обсуждение предположений, догадки:

- Как вы понимаете выражение распустит свои кулаки? (обращение к параграфу 11 – стр.266)

Л 4.4

Р 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 5.2

П  6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3

К 9.2, 9.7, 9.9, 10.1, 10.7, 11.1

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала

Работа в парах.

Упр.26 (составление текста с использованием одного и того же слова в прямом и переносном значении: для работы с текстом предлагается выбрать любое слово из упр.29)

Л 4.4

Р 2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 3.8, 4.1, 4.4,5.1, 5.4

П 6.1, 6.2, 6.14, 7.5, 8.1

К 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12, 10.2, 10.5, 10.6, 10.7, 10.10, 11.2

7.  Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Цель: анализ урока,

 закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности

Фронтальный опрос.

 Беседа по теме урока:        

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

Л 4.4

Р 2.9, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5

П 6.11, 6.14

К 9.6, 9.9, 10.2

8. Домашнее задание

Выучить пар.5-6, упр.31.



Предварительный просмотр:

Урок № 70.  Прямое и переносное значение слова

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности; 2) образовательная: повторить значение термина  «Лексикология», повторить понятие  многозначности слова, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов; показать,  как используются слова в переносном значении в текстах; формировать навыки анализа художественного текста; формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением; развитие умения работать со словарем; развитие речи; 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийное оборудование, «Толковый словарик» (3-я часть учебника под ред. А.Д. Шмелева), выход в интернет (ЭОР)

Мотивация к учебной деятельности.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексикология». Что это за раздел?  (раздел лингвистики, изучающий слово и лексическую систему языка)

- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Однозначные и многозначные слова).

-  Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

- Как слово становится многозначным? (если явления или предметы как-о связаны друг с другом или чем-то похожи, то название одного предмета переносится на другой предмет или явление. Два основных вида смысловой связи – это сходство предметов или явлений либо их смежность.)

2. Актуализация знаний.

      Воспользуйтесь толковым словариком 3-ей части учебника (стр.12) и продиктуйте пишущему у доски сначала однозначные, затем  многозначные слова на букву «А». Вспомните, как в словаре обозначаются многозначные слова? (1.2.3. – см. сокращения и пометы на стр.12 словарика):

1) адъютант, аллюр, аналогия, артишок, Атлас, атлАс, афоризм;  

2) азбука, алфавит, атмосфера.

- Значение какого слова вам неизвестно? Узнайте значение этого слова по словарю и составьте с ним предложение.

Слово учителя:

   - Ребята! Однажды я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга? Запись слов на ДОСКЕ!!! (Мягкий характер - хороший  характер, острый ум-  быстро понимающий, острый как нож;  золотые руки- все умеет делать, светится от счастья-  очень рад). 

- Почему он не смог меня понять? (Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением).

-Кто догадался, как будет звучать сегодня тема  урока? («Прямое и переносное значение слова»).

 Запишите ее в тетрадь.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем работать по теме «Прямое и переносное значение слова». Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? (узнать, что такое прямое и переносное значение слова, почему в языке появились слова с  переносным значением, научимся узнавать такие слова в тексте, составлять со словами в прямом и переносном значении различные синтаксические конструкции, узнаем, какую помету в словаре имеют слова).

- Что мы должны для этого сделать? (познакомиться с материалом учебника, поработать с практическими заданиями; сравнить значения слов в разных предложениях и попробовать самостоятельно в тексте узнать слова, употребленные в  переносном значении; поработать со словарем и познакомиться с перечнем сокращений и помет)

4. Работа по теме урока

А) Выявление места и причины затруднения.

- Попробуйте догадаться, что такое прямое значение слова и переносное значение слова? Сколько значений может быть у слова «груша»? (дети высказывают свои предположения).

Попробуйте догадаться, каково прямое значение слова «груша».

Где можно узнать точное толкование и количество значений этого слова? (в словаре)

 ЭОР  (работа в онлайн с электронным ресурсом)  http://www.gramota.ru/

Страничка с сайта «Грамота.ру» (Большой толковый словарь)

ГРУША, -и; ж.
1.
Фруктовое дерево сем. розоцветных с крупными сладкими плодами в виде округлого конуса. Груша-дюшес
2.  чего, какая.
О предмете, имеющем форму такого плода. 

 3. Спортивный снаряд для отработки ударов боксёрами. 

Подумайте, какое значение слово «груша» является прямым? (первое) 

Упр.24.

Б) Слово учителя.

Чтение теоретичекого  материала – стр.242-243.  Сверим с теоретической частью наши предположения.

В) Первичное закрепление ( упр. 25 (устно)) 

Решение типовых задач (упр. 27 – работа с фрагментами текста Н.Носова).

Работа с «Толковым словариком» (3-я часть учебника – стр.28)

- Выпишите значение слова «чурбан» и определите, какое значение является первичным (прямым), а какое переносным?

- Какая часть словарной статьи вам поможет ответить на этот вопрос? (помета перен.)

- Как вы понимаете выражение распустит свои кулаки? (обращение к параграфу 11 – стр.266)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах.

Упр.26 (составление текста с использованием одного и того же слова в прямом и переносном значении: для работы с текстом предлагается выбрать любое слово из упр.29)

7.  Подведение итогов урока, рефлексия.

Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (Выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

Что сегодня вынесли нового для себя? (прямое значение – то, которое дается первое в словаре, все многозначные слова имеют переносное значение, в словаре помета перен. Обозначает переносное значение слова)

Какова роль слов в переносном значении? (украсить речь, сделать ее боле яркой, метафоричной, эмоциональной)

8. Домашнее задание

Выучить пар.5-6, упр.31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

конспекты и технологические карты уроков русского языка и литературы

Здесь размещены материалы разработанных мною уроков...