Лингвистическая игра «Пословица недаром молвится»
методическая разработка по русскому языку на тему

Волюшкина Валентина Ивановна

 

Углубить знания учащихся о пословицах,

 стимулировать интерес детей к изучению пословиц, поговорок, крылатых выражений,

повысить общую языковую культуру школьников и культуру общения,

 воспитание бережного отношения и любви к русскому языку.

 

 

 

 

 

   Играют две команды. Каждая заранее определяет название и выбирает капитана.

 Игра состоит из шести конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Задания команды получают на листочках. Можно давать задания поочередно, можно каждой команде одинаковые. Кто сделает быстрее, тот получит на 2 балла больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_igra.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Лингвистическая игра

     «Пословица недаром                                    

               молвится»

Цели:

- углубить знания учащихся о пословицах,

- стимулировать интерес детей к изучению пословиц, поговорок, крылатых выражений,

- повысить общую языковую культуру школьников и культуру общения,

- воспитание бережного отношения и любви к русскому языку.

   Играют две команды. Каждая заранее определяет название и выбирает капитана.

 Игра состоит из шести конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Задания команды получают на листочках. Можно давать задания поочередно, можно каждой команде одинаковые. Кто сделает быстрее, тот получит на 2 балла больше.

 1. Задание: вставить в пословицу недостающее слово.

  1) По одежке встречают,

      По …  провожают.      

                                                   (уму)

  2) Не спеши языком,

       Спеши …  

                                                    (делом)

  3) На языке мед,

      На … лед.

                                                (сердце)

  4) Любишь кататься,

       Люби и ….  возить.

                                                  (саночки)

  5) Не говори «гоп»,

      Пока не …

                                                  (перепрыгнешь)

             

  6) Сколько веревочке не виться,

       А …  будет.

                                     (конец)

   7) Сытый голодному не  ….

                                       (товарищ)

   8) Своя ноша не  ….

                                      (тянет)

 

 2. Задание:  найти вторую половину каждой пословицы.

  1) За двумя зайцами погонишься ….

  2) Взявшись за гуж ….

  3) Обжегшись на молоке ….

  4) Рано пташечка запела ….

  5) Готовь сани летом …

  6) Как месяц не свети ….

  7) Назвался груздем ….

  8) Не знавши броду …

                                   1) … как бы кошечка не съела.

                                   2) … полезай в кузов.

                                   3) … а телегу зимой.

                                   4) … не суйся в воду.

                                   5) … а все не солнышко.

                                   6) … будешь дуть на воду.

                                   7) … ни одного не поймаешь.

                                   8) … не говори, что не дюж.

 3. Задание:  подобрать к пословице близкую ей по значению.

   1) Что посеешь, то и пожнешь.

       А) По Сеньке и шапка.

       Б) Что с возу упало, то пропало.

       В) Как постелешь, так и поспишь.

       Г) Каков поп, таков и приход.

                                (В)

   2) Каждый сверчок знай свой шесток.

       А) Запретный плод сладок.

       Б) Руби дерево по себе.

       В) Как аукнется, так и откликнется.

       Г) Каждому своя ноша тяжела.

                                  (Г)

   3) Мягко стелет, да жестко спать.

       А) На языке мед, а в сердце лед.

       Б) Иди в родной край, там под елкой рай.

       В) Дареному коню в зубы не смотрят.

        Г) Мал золотник, да дорог.

                                (А)

   4) Пустой колос прямо стоит.

        А) Не складно скроен, да складно сшит.

        Б) Пустая бочка пуще гудит.

        В) Сегодня пусто, а завтра густо.

        Г) У пустого корыта и кони грызутся.

                             (Б)

   5) Яблоко от яблони недалеко падает.

        А) Два сапога пара.

        Б) Горшок котлу не товарищ.

        В) Какое семя, такое племя.

        Г) Горбатого могила исправит.

                              (В)

   6)  Раньше зари солнце не взойдет.

       А) Вечер покажет, какой был день.

       Б) Не все ненастье, проглянет и красное солнышко.

       В) Пока солнце взойдет, роса очи выест.  

       Г) Всякому овощу свое время.

                                    (Г)

   7) С волками жить – по-волчьи выть.

       А) Как волка не корми, он все в лес смотрит.

       Б) Волков бояться – в лес не ходить.

       В) Рыбак рыбака видит издалека.

       Г) В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

                                         (В)

   8) Упавшему в воду дождя нечего бояться.

       А) Он из воды сухим выйдет.

       Б) Снявши голову по волосам не плачут.

       В) Не зная броду, не лезь в воду.

       Г) Одни поддельные цветы дождя не боятся.

                                        (Б)

 4. Задание:  составить пословицу из данных слов.

   1) Не, овсом, а, кнутом, гони, гони.

       (Не гони кнутом, а гони овсом.)

    2) Где, ищет, рыба, а, лучше, человек, где, глубже.

       (Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше)

     3) Как, дружка, матушка, милее, родная, нет.

        (Нет милее дружка, как родная матушка.)

    4) То, с, упало, что, возу, пропало.

         (Что с возу упало, то пропало.)

    5)Соловья, золотая, не, клетка, красит.

        (Соловья красит не золотая клетка.)

    6) Себе, дерево, по, руби.

        (Руби дерево по себе.)

5.Задание:   включите пословицу в рассказ (на выбор).

    1) Не в свои сани не садись.

    2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    3) Мал золотник, да дорог.

    4) Дорога ложка к обеду.

 6. Задание:   закончите текст пословицей.

   1) Светлана села готовить уроки, но увидела в окно подруг. Она попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Светлане?

                        (Кончил дело – гуляй смело. Делу время, а потехе час.)

 2. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге: «Давай вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им?

                     (Ум хорошо, а два лучше.)

 3. На соревнованиях по бегу Нина, не дождавшись сигнала, бросилась со всех ног вперед, споткнулась и под общий смех упала. Какую пословицу она вспомнила?

                     (Поспешишь – людей насмешишь.)

 4. Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик?

                   (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

 5) Во время каникул каждый чем-нибудь занимался: кто работал в кружке юных химиков, кто собирал коллекции минералов, кто рисовал, кто смотрел интересные фильмы. А один мальчик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья?

              (Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Скучен день до вечера,

                 коли делать нечего.)

 6) Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис?

                                (После драки кулаками не машут.)

Подведение итогов и награждение.

       

       

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)

Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их  речевую изобретательность....

Игра "Пословицы и поговорки о мире природе".

Воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе....

Лингвистическая игра "Учимся играя"

Внеклассная работа по русскому языку . ?-8 классы....

Лексика. Урок - игра "Пословицы и поговорки"

Лексика. Урок - игра "Пословицы и поговорки"...