урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Тулегенова Гульжан Бектасовна

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся закрепляют знания о морфологических признаках имен существительных. Такая форма работы помогает разнообразить учебный процесс, прививать интерес к урокам русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Предмет: русский язык

Класс: 5 «Б»

Тема: Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных.

Цели:

  1. Повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж).
  2. Обучить правильному употреблению в речи тех существительных, при определении рода которых нарушаются нормы литературного языка.
  3. Воспитать чувство ответственности за соблюдением норм, правил русского языка.

Оборудование: Колпачки для 2-х существительных и “рода”, “числа” и падежа”.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-путешествие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

  • Сегодня со мной приключилась очень странная история. У меня есть замечательный друг – Запятайкин. Я его очень сильно обидела и теперь не могу путешествовать с ним по замечательной стране “Акитаммарг” (грамматика). Я писала ему самые разные записки, подбрасывала их в самые разные места: на подоконник, в шкаф и даже в холодильник. Писала ему стихи.

Запятайкин, ты проказник!
Не приходишь даже в праздник
Как ты мог совсем пропасть?
Я хочу к тебе попасть!

Они получались неудачные. Я вчера готовилась к урокам, мне было очень скучно, и в своей тетради я написала:
На доске: Я больше не могу без моего друга Запятайкина потому что без него скучно.
И вдруг в тетради появилась запятая, которая превратилась в друга Запятайкина. Он всплеснул руками и спросил, какую же ошибку я допустила?

  • Найдите мою ошибку. (Отсутствует запятая).
  • Какое слово является сигналом и кричит, что с него начинается новая часть предложения?

Мы отправляемся в путешествие на лодке, которая называется “Море слов”.
Первый остров, к которому мы причалим – “Существительное”.
Чтобы не было неожиданностей, мы с вами должны вспомнить все, что знаем о существительном.
/ Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока /.

II. Подготовительный этап.

На берегу нас ожидает рыцарь-стражник, который пропустит вас если вы с трех попыток угадаете пароль.

1.Приведите примеры существительных.
2.Назовите признаки существительного.
3.Вопросы существительного. Кто? Что?

Стражник позволил нам пройти на остров, где живут жители “существительные”.

  • Чем они похожи ?
  • Какое есть общее увлечение ? / Г.З. /
  • Чем они занимаются и увлекаются ?

Об этом нам расскажут 2 существительных./ 2 учащихся поют песенку /.

1 уч.

Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы – ответы!

2 уч.

Вопросы эти “Что?” и “Кто?”
Без них не может жить никто.
А кто на них дает ответ
Тот называет вам предмет.

III. Изучение нового материала.

  • В этой стране очень много тайн и секретов. На этом острове живут три старца. У каждого на голове шапочки, на них горящие буквы “Р”, “Ч”, “П”.
  • Угадайте, кто они ? А они позволят вам войти во дворец, где узнаете много интересного.
  • Что означают эти буквы ?
  • Верно, ребята!

Дверцы открылись и встретился нам паучок, который предлагает разгадать загадку:

Моя загадка о существительных,
Об их обычаях удивительных.
Пусть хоть кто-нибудь догадается,
Как большинство из них изменяются!

  • Как изменяются существительные ?

1 вариант ответа (Р.Ч.П.)
Старец с буквой “Р”:
Ох, ребята, что вы наделали.
Я во всем люблю постоянство.
Запомните! Я не изменяюсь,
на меня можно положиться.
(стол, столиха, столихо).

2 вариант ответа (Ч.П.)
Молодцы! Я никогда вас не брошу в беде и никогда не изменюсь.

Я прощаю вам обиду, если вы не сделаете больше ошибок. Давайте проверим, умеете ли вы держать свое слово.

Вывод:

  • Как изменяются существительные ?
  • На какие вопросы отвечают ?

IV. Закрепление.

Работа с учебником. Упр. 484, стр. 202.Задание: укажите род существительного. Распределите по столбикам.

1.м.р., 2. ж.р., 3. ср.р.
2.Вам нужно подняться по волшебной лестнице с помощью 3 волшебных столбиков.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Железнодорожный путь
Прочный рельс
Свежий картофель

Городская молодежь
Известная фамилия
Белоснежная простыня
Рассыпчатая картошка
Полевая мышь

Сильное впечатление
Румяное яблоко

  • Какие волшебные слова помогли подняться по лестнице ?/Она, оно, он /.
  • Мудрый старец познакомит вас с другим приятелем в шапочке с буквой “Ч” при условии, что вы выполните 3 задания:
  1. Упр. 485. (Один ученик у доски).Поставить глаголы в прошедшее время.
  • На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени ?

Пример:

Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело. Как проверим гласную в корне ?

  1. Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).

Задание: Определите род существительных.

М

Ж

Ср

М

Ж

Ср

Слон

Х

Сосна

Х

Ручка

Х

Шапка

Х

Полотно

Х

Солнце

Х

Зрелище

Х

Тигр

Х

Водопад

Х

Тетрадь

Х

Кепка

Х

Неприятность

Х

Зубр

Х

Ворон

Х

Проверка: Эти схемы с обратной стороны доски. Ученики сами выставляют себе оценку.

  1. Записать слова только среднего рода. Помните о волшебных словах.
    Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка.

Зачитайте слова, которые выписали.

  • Вы отлично справились с работой.

Д/з. Составить словосочетание с существительным, которое записали.

Вывод: - Что вы узнали сегодня на уроке ?/Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам /.

Подведение итога урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка  на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"

Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...