Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Стибунова Елена Владимировна

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktant.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

  5 класс 1 четверть по Львовым

                                                                       Исток  Волги

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на  набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

Г. А. Богданова   (82 слова)

Диктант (Синтаксис – 5кл. 2 четверть

        Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка      сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

        Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!»- пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

Диктант в 5а классе  за 3 четверть

БЕРЕЗА У ДОРОГИ

За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.

Наступила зима. В долгие зимние ночи ветер беспощадно трепал ветви березы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Все замерло.

Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили первые ручьи. Зазеленела береза у дороги.

Пришло лето, наступили жаркие дни. И в шелковой листве березы беззаботно зашумел ветер.   Гибкие ветви склонились до самых колосьев. (98 ел.)            

Итоговый диктант за год (2006-07 учебный год)

5 А класс

Не ушел с поля

Пришла весна. Славик перебрал семена пшеницы, взрыхлил и удобрил свое маленькое поле.

Весело подрастали всходы. Высоко подрастали стебли, потому что поле было засеяно лучшими семенами. А когда появились большие колосья и стали наливаться тяжелым зерном, мальчик часами просиживал у своего поля.

Однажды пошел дождь с крупным градом, и Славик заплакал. Он боялся, что град погубит урожай. Но бабушка бросила через окно большой отцовский зонт, и мальчик раскрыл его над своим маленьким полем.

Град больно хлестал его, из глаз катились слезы, грязные капли попадали на лицо. Но мальчик не уступил граду, не ушел с поля. Вечером отец сказал: «Только так можно было защитить дорогие семена».

           

 

                           Контрольная работа  за год 5 кл.

К дому Чайковских подступали белые берёзы. Берёзовые рощи росли вокруг озера.

Однажды мальчик увидел раненую берёзку. Из надреза на коре сочилась влага. Мальчик вскрикнул, зажал рану рукой, заклеил листьями, замазал глиной. Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт».

Через много лет он будет ездить с концертами по всему миру. Гения русской и мировой культуры будут встречать с восхищением везде: в Германии, во Франции, в Англии, в Америке. И везде Пётр Ильич Чайковский будет тосковать по России, по её белым берёзам.

Берёза для композитора – лик Родины, а светлый ропот ветвей –приветный голос России. (По С. Романовскому)                                

Диктант 6кл (1четверть) по Львовым.

Все окрестные жители уважали рыбака и его жену. Бедняки получали от них и пищу, и слова утешения.

Однако не повезло рыбаку и его жене с детьми, которые не любили своих родителей.

Тополина была маленького роста, очень злой, и она проклинала отца и мать за свой рост.

Граната хотела быть такой яркой, как розовый цветок.

А Кипариса возмущалась тем, что родилась она, конечно, ночью. Вот и стала смешливой.

Однажды все три дочери набросились на родителей с упреками.

И вдруг раздался голос: «Тополина! Ты станешь высочайшим деревом без цветов и плодов, ты, Граната, превратишься в дерево с розовыми цветами без запаха, а ты, Кипариса, станешь печальным деревом».

Так появились тополь, гранат и кипарис.

(111 сл.)                        (По Кондараки).

            6 класс 1 четверть                            Диктант

        Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

        Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!»-  пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

Диктант  6 кл. 2четверть (по Львовым)

                                                      Рыбалка

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась черной, как деготь.

Так мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.                                        ( По К.Паустовскому) 103 слова.

Текст контрольного диктанта на переводном экзамене в 6 класс

 

Приметы погоды

Многие явления природы помогают предсказать погоду. Вот дым от костра поднимается к небу, стелется туманом по траве, мечется вокруг огня. Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет завтра погода.

В ясные дни небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, становится близким. После заката у горизонта долго держится серебряная полоса. Звёзды зеленоватого цвета и слабо мерцают. Обильная роса пропадает только после восхода солнца. Пчёлы с раннего утра отправляются за добычей. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды.

Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется. Ласточки летают над самой землёй, цветы сильно пахнут. Во влажном воздухе звуки слышатся очень далеко. Солнце иногда всходит в багровой мгле, а чёрные облака почти касаются земли.

(По М.Соловьёвой) (114слов)

История Каштанки 6 кл. за год

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не так уж привязан к собаке. И Каштанка осталась у артиста.

(По В. Дурову.)

Контрольный диктант за 1 четверть в 7-а классе.             

                                                Летний дождь.

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава    сиротливо приникла к земле, и внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел    по  листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела свежая  трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела.  Неяркое  солнце осветило успокоенную землю. Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые летним ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

ДИКТАНТ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ.                 7-б класс

 Осенью в кедровом лесу.

Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая жир, бродят по лесу медведи. Бурундуки, делая запасы на зиму, суетятся от зари до зари. Даже хищники, росомаха и соболь, лакомятся кедровыми орехами. Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок. Одной кедровке не впрок идут орехи. Ест она их жадно и много, но никогда не жиреет. Сорвав шишку и набив зоб орехами, кедровка уносит их иногда очень далеко: на вершины гор, в ущелья. Там она прячет орехи в мох, под валежник, между камней и возвращается в лес за новой порцией. Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. Она пролетела с шишкой в клюве, затем уселась на камень и, не обращая на нас внимания, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. Покончив с шишкой, кедровка сделала несколько прыжков, удивленно посмотрела на нас и, срыгнув орехи, неумело прикрыла их мхом.

(По Г. Федосееву

                                         Наступление ночи.               Диктант за 3 четверть в 7 классе 

Я пошел вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, что вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нём.

Зеленый шум. 7 кл  за год

Я возвращался с охоты, спешил на пароход...

Миновав заросли осинника, я вышел вновь на светлые, солнечные, поляны и в молодые березняки.. Но что за чудо! В начале пути, когда я только вошел в этот лес, ветви берез были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я наклонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бурых чешуек высунулись нежные зеленые язычки...

Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы.

Услышав  его,  я  по-мальчишески  крикнул  куда-то  в  лесную даль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зеленый весенний шум!»

Осенний парк. 1 четверть 8 класс

Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи стоят серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы. А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили   весь свой товар — крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клены и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся  голоса.

ДИКТАНТ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ.                     8-б,в класс

Сиротливая изба

Митькина изба сиротливо стояла на берегу неглубокой и

быстротечной речки Калинки. Ни рядом, ни поодаль ни одного дома. Густой хмурый лес да шумная вода. Между Калинкой и селом косо вклинилась молодая белоствольная березовая роща. А сразу за избой начинается сосновый бор. Высоченные сосны и ели толпились на берегу. Остролистый камыш забрался в реку по самые зеленые плечи и ни за что не хотел вылезать на берег.

Осенью вода становилась неприветливой, черно-свинцовой. В нее падали желтые прозрачные листья, сухие еловые и сосновые шишки и мелкие сучки. Кружась и  обгоняя друг  друга, они плыли к старой мельнице. Наткнувшись на осклизлые бревна полуразрушенной плотины, листья и шишки останавливались. Старая заброшенная мельница тихо доживала свой век. Черная  крыша проваливалась в одном месте. Вечерней порой в черный проём бесшумно залетали какие-то большие птицы.

                                                  Память.                         8 класс          3 четверть

Август, последний месяц лета, выдался нежарким, с прохладными зорями, осыпавшими обильной росой травы и еще зеленую листву. Временами откуда-то набегала безобидная тучка и проливалась быстрым светлым дождем, сверкавшим в косых лучах солнца. Едва окрепнув, дождь внезапно стихал, тучка, легкая и поредевшая, растворялась в небесной лазури, и снова с высоты просветленно и чуть устало улыбалось солнце.

Благоухание яблок плывет над садами, которым, кажется, здесь нет конца. Сад-гигант разбежался ровными шеренгами по равнине, где гремела, жгла огнем, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва. Давно затянуло рваные paны  земли,  на местах жестокого сражения встали строгие обелиски защитникам Отчизны. Но, должно быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот яблоневый сад, облитый весной бело-розовой пеной цветения, а осенью отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда растворился смрад горящего железа и смерти.

          

ШОРОХ ЛИСТОПАДА  8 кл  

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршат, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Я посмотрел на клён и увидел: от ветки отделился красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь(По К. Паустовскому) 154сл.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД  (8- Б,Вкл.

Два деревца.

В глухой чаще старого мрачного  леса,  над  серым,   мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце  почти  никогда   не заглядывало в это сырое место. Днем у ее корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под ее жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесенные сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе  сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

В том же лесу на опушке красовалась стройная зеленая елочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то, сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. С утра до вечера в ее ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Ни от чьих глаз не ускользала красавица-елочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце».

                                      ДИКТАНТ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ. 9 класс

                                                                   Степь.                  

Вечером вся степь совершенно переменилась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, и она становилась темно-зеленою... Каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу изредка белели клоками легкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом. (по Гоголю)

9 класс II четверть

Зоркость

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего это благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом, - это была его первая профессия. Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя!

Несколько раз я слышал от людей, которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина, одни и те же слова: «это настоящее колдовство».

Секрет обаяния произведений Пришвина в зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное.

Язык Пришвина – язык народный, он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде.

                       Диктант  за 3 четверть в 9б, в классах

Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков. Учёный как раз и посвятил Шекспира в тайны этого растения. «Яды лютиков, — утверждал он, — совсем не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу». Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, и,  получив от аптекаря снадобье, Джульетта погружается в глубокий сон, который родные и близкие принимают как смерть...

Милые-милые шелковистые цветы лютики!   Такими они предстают перед нами на летнем лугу. Спрячется вечером солнце — цветы сожмутся, сникнут, уснут. Короток у лютика праздник, справляет его цветок до прихода на луг косарей.

Для букетов лютик не годится. Цветок-то красивый, только вспомните, что приключилось из-за него с Ромео и Джульеттой...

(По В. Моложавенко) 138 слов

Диктант  10 кл. 1 полугодие  

О ПУШКИНЕ

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане", описание Полтавского боя из "Полтавы" и сна Татьяны из "Евгения Онегина". Но "Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы пушкинских страниц.

С этого вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь! Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами.                                                             (По А. Твардовскому) 161 с

              Диктант за 1 полугодие в 11-а, б классах

                                   Берёзовый звон

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам.

И, словно соблазнённые зимней красотой берёзовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжёлые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, берёза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились её украшением.

Зима ещё только соткала свои наряды, она постарается в первую же порошу всё подновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.

Наступит, скажем, оттепель, и с деревьев, медленно стекая, потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. А к вечеру или утру, когда усилится мороз, налетит ветер, качнёт деревья, и хрупкие сосульки придут в движение. И покажется человеку, что он участвует в зимней сказке.

Сходите в берёзовую рощу в гололёд, и вы обязательно услышите этот хрустальный звон.

  

Контрольный диктант для проведения среза знаний по русскому языку в 11 а, б классах.

                                     Твардовский

              Трудно писать о человеке, с которым недавно расстался,  которого любил, знал больше двух десятков лет, с которым даже дружил,  хотя дружба с ним была далеко не легка.

               Да, Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним  всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побеждённым себя признавать не любил, но если уж приходилось, то делал это всегда так по-рыцарски, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нём было рыцарство, в этом светлоглазом сыне смоленских лесов, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

                 Вообще Трифонович не прочь был иной раз смутить человека каким-нибудь неожиданным суждением или вопросом…Просто он очень не любил людей, слишком много уделяющих себе внимания. Пошлость, в любых её проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку.

                                                                /по В.Некрасову\                                    175 слов

                     

Контрольная работа для проведения среза знаний                                                                                                                             по литературе в 11-а, б классах.

                                                  1 вариант.

1. Дать определение слову «символизм», назвать представителей этого литературного течения.

 2. Какие приемы использует Блок в следующих примерах?

  1. «Весенний и тлетворный дух»
  2. «И очи синие, бездонные /  Цветут на дальнем берегу»
  3. «Доколе матери тужить?  / Доколе коршуну кружить?»

а) метафора        б) анафора         в) оксюморон

3. Определите стихотворный размер

Я - Гамлет. Холодеет кровь,

  Когда плетет коварство сети.

 И в сердце - первая любовь

 Жива - к единственной на свете.

(А. Блок)

 4. Расскажите о «трёх правдах» в пьесе М.Горького «На дне»

                                                                 2 вариант

1. . Дать определение слову «футуризм», назвать представителей этого литературного течения.

2 .  Расположите литературные жанры в соответствии с их принадлежностью к родам литературы:

1 трагедия, 2 роман, 3 сказка, 4 сонет, 5 хокку, 6 рассказ,
7   элегия,  8 комедия, 9 поэма.

3. Поэма А. Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Чёрный вечер.\ Белый снег.» Какой приём использует автор в приведённых строках:

А) параллелизм

Б) сравнение

В) контраст

Г) гипербола

4. . Дайте анализ стихотворения С.Есенина «Буря», опираясь на следующие вопросы:

1) Какова тема,  идея данного стихотворения?

 2) Какие изобразительно - выразительные средства использует автор?

3) Каким настроением пронизано?

Дрогнули листочки, закачались клёны,

С золотистых веток полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зелёный,

Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись  ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревёт сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная река.        1914

        

                                             Ключ-ответ:

1в.

1

1. . Дать определение слову «футуризм», назвать представителей этого литературного течения.

2 .  Расположите литературные жанры в соответствии с их принадлежностью к родам литературы:

1 трагедия, 2 роман, 3 сказка, 4 сонет, 5 хокку, 6 рассказ,
7   элегия,  8 комедия, 9 поэма.

3. Поэма А. Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Чёрный вечер.\ Белый снег.» Какой приём использует автор в приведённых строках:

А) параллелизм

Б) сравнение

В) контраст

Г) гипербола

4. . Дайте анализ стихотворения, опираясь на следующие вопросы:

1) Какова идея данного стихотворения?
_      2) Какие изобразительно - выразительные средства использует автор?        __

  1. Жанровое своеобразие.                        
  2. Почему это стихотворение можно отнести к лирическим?

I четверть Диктант

О дружбе

Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных прав морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера в человека, в красоту человечности. Если этого нет, душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.

Пустота души, то, что в человеке нет веры ни во что,- самый страшный порок. Я уже когда-то писал тебе об этом, повторю ещё раз. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками.

Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.

(В.Сухомлинский)


Контрольный диктант  для учащихся 10-х классов

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним, но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, и «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьётся совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с обществами, сохраняющими памятники, - «наша стройка важнее». Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты по русскому языку за 6 класс

Подборка текстов диктантов по русскому языку  (словарных, объяснительных, контрольных) по всем темам, изучаемым в 6 классе....

Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)

В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием  для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также  контрольная работа по русскому языку для 7 класса....

Итоговый контрольный диктант по русскому языку учащихся 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием....

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 5 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 6 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти  ....

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...