План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Турьева Вера Андреевна

План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazuemoe_i_osnovnye_ego_tipy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?

2. Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
  2. Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
  3. Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
  4. Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
  5. Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

III. Объяснение нового материала.

Запишитее предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое  сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число)? (наст. вр.,ед. ч.)

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.

Запишите это предложение.

— Определите сказуемое в 3-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «эхо»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. Запишем и это предложение.

---  Что вы можете сказать о сказуемом во втором предложении? (составное глагольное). В 4-м? (простое) В 5-ом? (составное глагольное)

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Перед вами на каждой парте лежат учебники «Теория». Выясните в § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить схему типов сказуемых.

IV. Закрепление нового материала.

  1. Работа по учебнику.

От теории перейдём к практике.

Выполнение упражнения 118 на с. 55 учебника «Практика».

Задания после упражнения можно выполнить устно.

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Творческое задание.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.

3. Работа с карточками:

Д.1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)

5) Ну меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.

— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.

— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.

Учитель читает предложения:

1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое.(1, 3.)

2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)

3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)

4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)

5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)

6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)

4. Самостоятельная работа.

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так трях головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.

                                                                                                 (Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Подведение итога урока.

--- Что нового вы узнали на уроке?

— Почему составные сказуемы так называются?

— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?

Домашнее задание: упражнения 115 и 116, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, читать § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."

План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс

План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс...