Повторение по теме «Служебные части речи»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Цель урока: повторить сведения о служебных частях речи; закрепить навыки правописания служебных частей речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.

Круг вопросов: омонимичные части речи, их правописание; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; работа с демоверсией ЕГЭ 2015. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

Тема урока «Повторение по теме «Служебные части речи»

Цель урока: повторить сведения о служебных частях речи; закрепить навыки правописания служебных частей речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.

Круг вопросов: омонимичные части речи, их правописание; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; работа с демоверсией ЕГЭ 2015.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Запись темы, постановка темы.

На столе у каждого ученика файл с практическим материалом к уроку (см. Приложение)

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Теоретический опрос.

- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?

- Как известно, в русском языке есть знаменательные и служебные части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Как называются такие части речи?

- Не имея ясных представлений о том, какие части речи могут быть омонимичными, нельзя будет выполнить одно из заданий ЕГЭ (в демоверсии 2015 года это 23-е задание. Распечатка с демоверсией у вас на столе в файле).

  1. Работа с доской.

Как бы вы прокомментировали написанное на доске?

Союз

Частица

  1. Выходит лето из весны и в осень  позднюю заходит.
  2. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все свои богатства.
  1. Будет и на нашей улице праздник!
  2. Родители и не подозревали о переживаниях сына.

- Какую функцию выполняет «и» в I колонке? (Связывает однородные члены, части сложного предложения.) Следовательно, это – союз.

- Какую функцию выполняет «и» в II колонке? (Придает дополнительный оттенок словам, например, во втором предложении соответствует по значению частице «даже».) Следовательно, это – частица.

  1. Работа в тетрадях.

Продолжим работу в тетрадях. Объясните, в  чем разница в написании слов. (Каждую пару словосочетаний или предложений пишите с красной строки).

Важно, чтобы все было исполнено в срок. – Что бы мне спеть?

Почему все не так? – По чему я скучаю, так по бабушкиным сказкам.

Отменить ввиду ненастья – иметь в виду.

Прийти несмотря на дождь – не смотря по сторонам.

Если вы научились отличать служебные части речи от других частей речи – успешное выполнение задания 13 ЕГЭ вам обеспечено.

- Найдите 13-е задание демоверсии, выполните его.

  1. Тест № 1 (см. Приложение)

На обратной стороне теста – критерии  оценки.

На доске – ответы.

Проверьте себя, поставьте баллы и оценку в «Лист учета» (см. Приложение)

  1. С темой сегодняшнего урока связаны слитное и раздельное написание частицы «не» с различными частями речи. В демонстрационном тесте ЕГЭ  это 12-е задание.

Работа с текстом (см. Приложение)

- Прочитайте текст Кутырева и объясните правописание «не» в предложениях 1, 3, 4, 11, 20 и 21.

В тетрадях под диктовку запишите, объясните.

Отнюдь не лестное предложение, недовыполнить план, не достать до дна, незамеченные ошибки, сочинение не написано, поступить не по-дружески, необыкновенный день.

- Обратимся к демоверсии 2015 года. Выполните 12-е задание.

  1. Продолжение работы с текстом Кутырева (средства выразительности).

- Перечитайте текст, впишите в таблицу средства выразительности. Определите, какую роль они играют в тексте.

Домашнее задание.

  1. Заполните таблицу до конца
  2. Сформулируйте и запишите проблему текста Кутырева.  

  1. Тест обобщающего характера (см. Приложение)

  1. Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на уроке, подготовку к экзамену?

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме «Повторение по теме «Служебные части речи» был проведен 1го октября 2014 года в рамках областного семинара повышения квалификации «Оценка качества образования по русскому языку и литературе».



Предварительный просмотр:

Тест №1

Вариант I

Определите правильный вариант ответа

  1.  Укажите раздельное написание.
  1.  (По)чему не слушали?
  2.  Спросил, (от)чего опоздали.

3. (При)чём детали?

4. (За)чем так поступили?

  1.  В каком случае возможно как слитное, так и раздельное написание с соответствующим изменением содержания?
  1.  (От)чего приходил?
  2.  (По)чему приходил?
  3.  (При)чём здесь гости?
  4. (3а)чем приходил?
  1.  Укажите слитное написание.

1. Они ни (при)чём.

2. (По)чему это случилось, неясно.

  1.  (От)чего не уберечься — не убережёшься.
  2.  Вслед (за)чем появилась эта новость?
  1.  В каком предложении употреблено сочетание слов?
  1.  (От)чего не пришли, никто не знал.
  2.  Спрашивали, (от)чего не пришли.

3. (От)чего отказался — от повышения?

4. (От)чего-то было грустно.

  1.  Какое написание выпадает из ряда?
  1.  (По)чему так тихо?
  2.  Вот (по)чему всё это интересно.

3. Спросил, (по)чему следует ориентироваться.

4. А (по)чему так объяснил, понять нельзя.

  1.  Укажите орфографическую ошибку.
  1. Приукрасил, при чём основательно.
  2.  Почему же не вовремя?
  3.  Зачем суетиться?
  4.  Отчего заглох мотор?
  1.  Какое написание не совпадает с остальными?
  1.  (За)чем встретились?
  2.  (По)чему промолчали?
  3.  (От)чего приуныли?

4. (При)чём остались в итоге?



Предварительный просмотр:

Тест №1

Вариант II

Определите правильный вариант ответа

1. В каком предложении требуется раздельное написание?

  1. Что (бы) не говорить, включили музыку.
  2.  Пришёл, что (бы) говорить.

3. Что (бы) ни говорили, решение удачное.

4. Что (бы) говорить правильно, надо прежде подумать.

2. Укажите слитное написание.

           1.  Зашёл, что (бы) спросить.

  1.  Во что (бы) то ни стало.
  2.  На что (бы) ни указывали.
  3.  О том, что (бы) могло случиться.

3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

  1.  То же записано и в тетради.

2. Все думали тоже самое.

  1.  Друзья тоже пришли.
  2.  Указали опять на то же.

4. Какое написание выпадает из ряда?

        1. Приходите так (же) и вы.

  1.  Так (же) надо стараться, как и прежде.
  2.  Все так (же) шёл снег.
  3.  Так (же) как и другие, он не остался равнодушен.

5. Укажите слитное написание.

1. Что (бы) заказать на обед?

2. Можете то (же) расспросить гостя.

  1.  Мебель расставлена так (же), как и до него.
  2.  То (же) настроение было и у остальных.

6. Укажите раздельное написание.

1. Высказались так (же) и по другим вопросам.

2.  Мнение было то (же), что и год назад.

  1.  Назначили встречу, что (бы) проститься.
  2.  Хороши так (же) и жёлтые одуванчики.

7. В каком случае употреблено не слово, а сочетание слов?

1. Просили, что (бы) играл ещё.

   2. Рисовали так (же), но с другим настроением.

  1. Она то (же) обрадовалась.
  2.  Поинтересовались так (же) и здоровьем.


Предварительный просмотр:

Тест №2

Вариант I

  1.  Укажите неверное утверждение:

а) служебные части речи не называют явления действительные;

б) предлоги связывают слова и предложения;

в) двойные союзы могут разделяться запятой;

г) частица вносит различные оттенки значения в предложение.

  1.  Где выделенные слова – предлоги и пишутся слитно?

а) (В)виду сильных морозов занятий не было.

б) Оправдывался, (не)смотря в глаза.

в) Выйти (на)встречу гостям. 

г) Мы обошли дом (во)круг.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

А

Б

В

Г

в продолжени.. романа

И

Е

И

Е

в течени.. суток

И

И

Е

Е

вследстви.. дождя

Е

И

Е

И

в заключени.. на книгу

Е

Е

И

И

  1.  Укажите, где союз и связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

а) Прохлада и тишина сходила на степь.

б) Дорога пошла лесом и стало веселей.

в) Закат погас и над водой легла ночь.

г) В доме тревожно и часто трещал сверчок.

  1.  Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед союзом и (знаки препинания не расставлены).

а) Вижу все те же берега и поля и холмы.

б) Зноем дышало небо и бились волны внизу.

в) Туча на юге росла и захватывала запад и восток.

г) В саду деревья растут и цветы цветут.

  1.  Где выделенное слово — союз и пишется слитно?

а) Была та(же) странная тишина.

б) Стены так(же) были увешаны коврами.

в) Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.

г) С кем поведешься, от(того) и наберешься.

  1.  Укажите слова, которые пишутся с частицами раздельно.

а) возьми(ка);        г)        (не)было;

б) кто(же);        д)        узнал(ли);

в) что(нибудь);        е)        (не)ужели.

  1.  Найдите предложение, в котором то является частицей.

а) Мы повернули за(то)здание.

б) Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.

в) Вдали что(то)сверкнуло.

г) А они(то) старались.

  1.  Укажите предложение, в котором не – частица и пишется раздельно:

а) Он говорил (не)громко, а скорее тихо. 

б) (Не)взлюбили они младшего брата.

в) (Не)которые остались стоять в стороне.

г) Мы пили еще (не)остывший чай.

10. Где надо писать частицу ни на месте пропуска?

а) Товарищ н.. мог н.. помочь мне.

6) Вокруг н.. души.

в) Что н.. делал бы, все у него получалось.

г) Мы увидели совсем н.. маленькую поляну.



Предварительный просмотр:

Тест 2

Вариант II

  1.  Укажите неверное утверждение.

а) предлог — средство выражения значений;

б) союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) частица служит для связи слов;

г) некоторые частицы могут образовывать новые слова, становясь при этом суффиксами.

  1.  Где выделенные слова — предлоги и пишутся слитно?

а) (В)виду задержки в пути поезд опоздал.

б) Пойти (на)встречу с писателем. 

в) (Не)смотря на болезнь, продолжал работать.

г) Мы шли мимо оврага, (в)след проводнику.

А

Б

В

Г

в течени.. месяца

И

Е

И

Е

вследстви.. болезни

И

Е

Е

И

в продолжени.. дня

И

Е

И

Е

в заключени..статьи статстатьи

И

И

Е

Е

  1.  Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  1. Укажите, где союз и связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце взошло и ожило все вокруг.

б) Искусство создает хороших людей и формирует душу.

в) Ударил мороз и лужи покрылись льдом.

г) Он услышал шум машины и остановился.

  1.  Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед и.

а) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

б) В саду дорожки и грядки заросли укропом, и лопухами.

в) Вековые ели, и кедры утратили свой наряд.

г) Снег был на крыше, и на балконе, и на земле.

  1.  Где выделенное слово — союз и пишется слитно?

а) Впереди была та(же) прекрасная земля.

б) Что(бы) вы мне посоветовали прочитать?

в) Ребята пошли в лес, я так(же) присоединился к ним.

г) Стало холоднее, за(то) дождь прекратился.

  1.  Укажите слова, которые пишутся с частицами раздельно.

а) (не)могу;                                  г) где(либо);

б) вряд (ли);                                д)         (да)здравствует;

в) кто(бы);                                 е)         скажи(ка).

  1.  Найдите предложение, в котором то является частицей.

а) Кто(то) постучал в окно.

б) На улице шел то снег, то дождь.

в) Берись за(то), к чему ты сроден.

Г) Бежал(то) ты быстро.

  1.  Где не — частица и пишется раздельно?

а) Это был далеко (не)близкий путь.

б) На полках (не)доставало двух книг.

в) Трава (не)скошена.

г) Мне (не)куда больше спешить.

10. Укажите предложения, в которых надо писать частицу ни на месте пропуска.

а) Кому н.. говорил, все соглашались.

б) Ничего н.. случилось.

в) Он н.. мог н.. знать об этом.

г) Кругом н.. деревца.



Предварительный просмотр:

Работа с текстом

Решите самостоятельно

Задание 1. Прочитайте текст и запишите в левый столбик таблицы соответствующее средство художественной изобразительности, использованные автором.

(1) Почему люди всё время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации?              (2) Потому что это дар данайцев. (3) В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьём и жуём, жуём, жуём...

(5) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», живые мертвецы, которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8) Умерли — и довольны. (9) Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

(10) В подсознание — основную творческую лабораторию человека — попадает только то, что прошло через чувства. (11) Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12) От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13) Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит всё тело, весь человек. (14) И так любые события. (15) По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16) Но что это даёт? (17) Общее впечатление без переживания. «(18) Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий. (19) Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20) Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные,  другие, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания — наркообразные. (21) Но ведь душа человеческая без чувств — уже не душа. (22) А человек разумный — разве в этом случае разумный?

                                 (По В.Кутыреву)

Средства выразительности

Примеры

«телевидеоманы, «электронные почтальоны»

«дар данайцев»

«роботообразные» — «наркообразные»

«мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете»

«смотрим, смотрим, в промежутках... жуём, жуём, жуём…»

«душа человеческая», «человек разумный»

«В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа»,

«мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам»

«неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга»

А человек разумный — разве в этом случае разумный?

«как невольники на галерах»,

«существует только как фантом», «живут как наблюдатели»

(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев.

(15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16) Но что это даёт? (17) Общее впечатление без переживания.

«гибельная суть... «культуры», «величайшим даром цивилизации»

«живые мертвецы»

«Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий.

«...через чувства. (11) Через чувства...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».

Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...

Презентация к уроку повторения изученного по теме: "Служебные части речи"

В презентации представлены практические задания для повторения разрядов и употребления производных и непроизводных предлогов, разрядов союзов и частиц. Задания ориентированы на учащихся суворовского у...

Текст для выполнения упражнений к уроку повторения по теме: "Служебные части речи"

Текст "Солдатская дружьба" можно использовать для упражнений на уроке повторения....

повторение по теме СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 7 КЛАСС

УРОК  -повторение  служебные части речи...