Формирование у учащихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Упражнения для учащихся 5-7 классов по культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

          Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Центр образования Сормовского района Ходыревой О.Б. по проблеме «Формирование у учащихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека».

    Преподавание русского языка в школе ставит своей целью не только сообщать учащимся определённые знания по грамматике, но и научить их практически использовать эти знания в собственной речи, обогатить речь учащихся, подготовить их к чтению книг и к творческому изложению своих мыслей на ту или иную тему.

   Обогатить речь учащихся – значит добиться того, чтобы они не только понимали лексическое значение слов в чужой речи, но и использовали эти слова сами, чтобы пользовались всеми грамматическими формами, которые они изучают на уроках русского языка.

     Уровень речевой культуры – это показатель общей культуры человека. Культура речи складывается из ряда элементов, в числе которых соблюдение правил произношения, ударения и интонации играет важнейшую роль. Обучение русскому литературному произношению так же необходимо, как и обучение правописанию и грамматике.

  Учителю необходимо помнить, что культуру литературного произношения надо сознательно прививать и развивать. Сама она без специальных усилий никому не даётся. Она требует известной наблюдательности, специальных знаний, а также повседневного контроля над своей речью, выполнения различных упражнений и тренировки.

        Какие виды упражнений можно использовать учителям 5-7 классов в своей работе?

  Например, в усвоении правильных ударений в словах помогают таблицы «Запомни ударение», «Говори правильно», «Произнеси правильно»

Алфавит, агент, доставка, баловать, квартал, звонит, завидно, щавель и др.

  Поможет в работе конструирование предложений с такими словами, а также использование стихотворных текстов. Так для запоминания ударения в слове квартал можно дать учащимся пример из стихотворения С.Маршака

                    Увезли забор и доски.

                    Дом стоит на перекрёстке,

                   Дом на солнце заблистал,

                             Украшает весь квартал.

  Учащиеся должны различать слова, одинаковые по написанию, но разные по происхождению и по значению:

  Атлас и атлАс, кОзлы и козлЫ, зАмок и замОк.

     Для этого можно им предложить задания:

  1. Измените слово так, чтобы географический атлас стал обозначать шёлковую материю.
  2. Что нужно изменить в слове замок, чтобы оно стало обозначать крепость феодала? И др.

   Можно предложить составить небольшой устный рассказ на заданную тему с использованием опорных слов.

    При изучении раздела «Фонетика и графика» нужно предупреждать характерное для школьников смещение звука и буквы. При разборе темы «Мягкие и твёрдые согласные» обратить внимание учащихся на написание и произношение слов, в которых одни и те же звуки перед  «е» звучат то твёрдо, то мягко. Можно пользоваться таблицей.

                                  Правильно

                   Ателье, интернет, свитер.

           Тема, лоторея, фанера, музей, экспресс

   В связи с правописанием сочетания «чн» уместно коснуться и особенности его произношения в словах.              

                                     Запомни произношение!

             Конечно,                   Ильинична,

            скворечник,              Кузьминична,

            яичница,                    Никитична,

             прачечная,                Саввична

   Говоря о звучании женских отчеств на –ична, можно попутно упомянуть и о произношении отчеств Алексеевна, Николаевна, Андреевна и др., где одна гласная в суффиксе выпадает.

   Произношению отдельных слов, форм, звуков и их сочетаний необходимо постоянное внимание в процессе изучения морфологии и синтаксиса.

                                 Род имён существительных.

 Как известно, некоторые слова вызывают затруднения в отнесении их к тому или иному роду. В связи с этим полезно использовать таблицу:

Мужской род                              Женский род                  Средний род

Чёрный кофе                               твоя фамилия                 яблочное повидло

спелый помидор                        сухая мозоль                   тонкое щупальце

красивый тюль                           большая мозоль           страшное чучело

жидкий шампунь                       горькая полынь              спелое яблоко

    Для проверки усвоения знаний можно предложить игру «Соедини слова» (кофе, какао, горячее, сладкое, вермишель, повидло, вкусная, свежее). Ученик должен выбрать карточки со словами, чтобы составить словосочетания, затем составить с ними предложения.

   В процессе изучения темы «Множественное число существительных» также можно использовать таблицы для лучшего запоминания произношения слов.

               Говори и пиши правильно

  Директора                    инженеры

   профессора                 офицеры

   инспекторы                 шофёры

    Особое внимание нужно обратить на слова апельсин, мандарин, чулок, носок, сапог в родительном падеже множественного числа. Для наглядности можно прибегнуть к помощи таблицы

          Много мест

                       сапог

                       дел

                      чулок, но носков

 При прохождении тем «Полные и краткие прилагательные», «Степени сравнения имён прилагательных» для предупреждения ошибок в устной и письменной речи учащихся уместно использовать различные упражнения. Например, такие:

Задание: найдите ошибки в предложениях, исправьте их.

  1. Мех кролика менее красивее меха лисицы.
  2. Мы шли по самому кратчайшему пути.
  3. На уроке был самый строжайший порядок.
  4. Наш школьный сад просторный и чист.

 

         При изучении числительных затруднения вызывает образование и употребление в речи, особенно в устной, в повседневном общении, падежных форм количественных и собирательных числительных в сочетании их с именами существительными. Тренировочные упражнения в склонении числительных в сочетании с существительными имеют большое значение, причём лучше давать существительные, склонение которых вызывает затруднения: одна туфля, одно пианино и др.

    При изучении личных местоимений особое внимание необходимо обратить на появление звука [н] у местоимений 3-го лица после предлогов: на них, до него, от неё и др.

   Сказуемое при подлежащем Кто, никто, кто-то и др. обычно имеет форму ед. числа мужского рода. В разговорной речи (в автобусе, в трамвае) можно услышать выражения: Кто не платали за проезд? Кто вошли, передавайте за проезд. Правильны ли эти выражения? Если неправильны, то исправьте их. Такие задания нужно предлагать учащимся.

    Среди вопросительных местоимений серьёзного внимания заслуживает слово сколько. Чтобы закрепить постановку постоянного ударения в различных формах этого слова, тоже можно использовать таблицу

И.п. сколько килограммов?

Р.п. скольких килограммов?

Д.п. скольким килограммам?

В.п. сколько килограммов?

Т.п. сколькими килограммами?

П.п о скольких килограммах?

       Изучение глагола в школе, углубление сведений о категориях вида, времени, наклонения, знакомство с оттенками значения глагольных форм способствует развитию и обогащению речи учащихся, предупреждению грамматических ошибок.

     Например, очень важно обратить внимание учащихся на видовые пары: положить – класть,

удвоить -  удваивать,

удостоить – удостаивать,

оспорит – оспаривать и др.

    Нужно научить школьников правильно образовывать личные формы от глаголов полоскать, плескать, махать и др.

   Литературные формы настоящего времени от этих глаголов лучше записать в виде таблицы

              Запомни!

 Махать – машу, машешь; полоскать – полощу, полощешь и др., но

чихать – чихаю, чихаешь, мяукать – мяукаю, мяукаешь.

   Для усвоения произношения отдельных глагольных форм учащимся помогут стихотворные тексты, в которых ударения подсказывается ритмом и рифмой.

Например: Телефон опять звонит!

                     От него в ушах звенит.

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

                       Он лежит – не шевелится,

                       Мы погнались за лисицей.

     Возможны такие упражнения.

  1. Выбрать из скобок подходящий по смыслу глагол

Мальчик (одел, надел) пальто и вышел на улицу.

Солнце (стало, встало), и (стало, встало) тепло и др. предложения.

  1. Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов.

Это выступление играет для меня большое значение.

Я оплатил за проезд и начал наблюдать в окно.

Пальто перевернули на другую сторону, и оно стало выглядеть совсем новым и др.

 В русском языке большое разнообразие причастных и деепричастных форм.

   В языке ребят причастия и деепричастия встречаются редко, потому что являются принадлежностью книжной речи. Учитель может научить употреблять в речи эти формы. Очень важно научить школьников пользоваться причастиями с  –ся.

  Можно и здесь показать таблицу.

                   Обрати внимание!

Тот, кто учится – учащийся.

Тот, кто умывается – умывающийся.

Тот, кто учит – учащий.

Тот, кто умывает – умывающий.

Тот, кто занимает – занимающий.

  При изучении деепричастий следует обратить внимание на правильное употребление их в речи, подчеркнуть, что в предложении деепричастие должно обозначать добавочное действие того же лица, которому принадлежит основное действие, чтобы ребята не делали ошибок.

   

Задание: исправьте ошибку.

Катаясь с горы, у меня заболела голова.

  В процессе изучения служебных частей речи нужно обратить внимание на правильное употребление, на их роль в выражении мыслей.

   Можно использовать таблицу «Запомни предлоги – антонимы»

                Пойти в армию – прийти из армии

                Уехать на юг  - приехать с юга.

   Рисунки, таблицы, схемы и другие задания различных видов по развитию речи могут быть предложены учителем на уроках русского языка, чтобы обогатить речь учащихся, научить их говорить доступно, правильно, выразительно.

   Работу по культуре речи можно проводить на внеклассных занятиях.

           Рекомендации.

  1. Сменные стенды «Говори и пиши правильно»

                                  «Произноси правильно»

                                   «Запомни!»

  1. Уголок русского языка.

1.Новые слова, появляющиеся в языке.

2. Кроссворды.

3. «Чудеса в решете» (собирание предложений из письменных работ учащихся типа «У нас нет курей, утей, рыбей, лебедев»)

    3. Наглядность на уроках при объяснении.

        1. Рисунки, схемы, таблицы.

        2. Карточки для словарных диктантов различных видов.

        3. Дидактический материал.

    4. Кружок культуры речи.

    5. Вечера культуры речи.

   

 

 

                         

     

   

 

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по формированию у ребят сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у ребят сознательного и ответственного отношения  к собственному здоровью и личной безопасности. Материал может быть использован для родительского собран...

Проект «Культура речи как показатель языковой личности специалиста»

Проект для желающих повысить свою культуру речи, овладеть нормами литературного языка, его богатством; усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности. ...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Культура речи как часть общей культуры личности

Наша речь – важнейшая часть не только                   ...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Формирование у учащихся ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка

Проблема повышения культурного уровня  школьников средствами иностранного языка приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется широкое сотрудничество с зарубежным...