Рабочая программа по русскому языку (8 класс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку  для 8 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: «Просвещение», 2008;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- авторского тематического планирования учебного материала;

- базисного учебного плана 2014 года.

 

«Рабочая программа  по русскому языку»  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Данная рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  для 8 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: «Просвещение», 2008;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- авторского тематического планирования учебного материала;

- базисного учебного плана 2014 года.

«Рабочая программа  по русскому языку»  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Данная рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса русского языка.

Структура документа.

«Рабочая программа  по русскому языку»  включает 6 разделов: пояснительную записку; календарно – тематическое планирование; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся; приложения (список литературы).

Система обучения.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Лингвистическая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных,  организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Выбор УМК зучение курса русского языка по стабильным учебникам (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.)) объясняется следующими факторами:

 - наличием программного и учебно-методического обеспечения;

 - соответствием УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

 - соответствием УМК государственному стандарту;

 - соотнесенностью с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 классе;

 - завершенностью учебной линии;

       Все это позволит обеспечить преемственность языкового образования в основной и средней (полной) школе; решить основные задачи обучения школьников русскому языку; обеспечит возможность овладения учащимися коммуникативными, языковыми, лингвистическими (языковедческими) и культуроведческими компетенциями.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»

Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю + 1 час в неделю ИГЗ из вариативной части (1 час в год).


Содержание учебного курса по русскому языку

для 8 класса рассчитано на  102 часа

Введение  (1 ч)

Русский язык в современном мире.

русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков

Повторение изученного в V–VII классах (9 ч.)

функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Синтаксис, пунктуация, культура речи (4 ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;

основные признаки синтаксических единиц;

функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);

предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;

соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные

свободные словосочетания и фразеологические обороты

подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

порядок устного и письменного разбора словосочетания

Простое предложение (3 ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Главные члены предложения (7 ч)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (11 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение (1ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения (13ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (19 ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение(12 ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Чужая речь (7ч)

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Развитие речи. Рассказ. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Повторение изученного (7 ч)


Учебно-тематический план по русскому языку

Класс: 8

Учитель: Зверева Ольга Алексеевна

Всего: 102 часа, в неделю: 3 часа.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2009.

п/п

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

2

2. Повторение изученного в V-VII классах

9

2

1

3

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4

-

-

4

Простое предложение

3

1

-

5

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

7

1

1

6

Второстепенные члены предложения

8

1

1

7

Односоставные предложения

11

1

1

8

Простое осложненное предложение

1

-

-

9

Однородные члены предложения

13

2

1

10

Обособленные члены предложения

19

2

2

11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

12

2

1

13

Чужая речь

7

1

1

14

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

7

2

1

ИТОГО

102ч

15ч

10ч

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса.

   Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

-  дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-  рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

письмо:

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

 текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;

морфемика и словообразование:

 - разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);

- уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

   Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

-  проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

        Литература и средства обучения

        для учителя

     1.  Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений.   Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.

     2.  Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2009.

      3.   В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

  1. 4.О.А.Нури Поурочные разработки 8 класс
  2. Богданова Г.А.. Тестовые задания по русскому языку. – Москва, 2006
  3. Беляева О. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М., «Вако», 2008г.
  4. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.
  5. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
  6.  Научно-методический журнал «Русский язык в школе». - 2010. - № 3.
  7. .Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку 8класс, Москва «ВАКО», 2014
  8. 3.Поурочные разработки по русскому языку 8 класс – Волгоград
  9. Тесты по русскому языку 8 класс

для учащихся

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е изд.— М., 1999.
  3. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.—-2-е изд., дораб.—М., 1998.
  5. Одинцов В.В. и др.   Школьный   словарь   иностранных слов / Под ред.
  6. В.В. Иванова.—4-е изд., дораб, — М., 1999.
  7. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
  8. Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка.—2-е изд.—М., 1998.
  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.—2-е изд., перераб.—М., 1991.
  10. Жуков В.П., Жуков А.В.   Школьный  фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
  11. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
  12. Шанский Н. М.,  Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

     http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

      claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл

http://www.saharina.ru Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.

        Календарно-тематическое планирование по русскому языку

 в 8 классе

п/п

Тема

Кол-во уроков

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Виды, формы контроля

1

Русский язык в современном мире.

1 ч.

Ответы на вопросы

Повторение изученного в 5-7 классах

7ч.+2 р/р

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

4

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (продолжение темы).

1ч.

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

6

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

7

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

8

Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

9

Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

10

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4ч.

11

Основные единицы синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

12

Предложение как единица синтаксиса.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

Простое предложение

2ч+1р/р

15

Грамматическая  основа предложения.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

16

Порядок слов в предложении. Интонация.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

17

Развитие речи. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.

1ч.

Работа с иллюстративным материалом

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

6ч+1р/р

18

Подлежащее. Сказуемое.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

19

Простое глагольное сказуемое.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

20

Составное глагольное сказуемое.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

21

Составное именное сказуемое.

1ч.

Выполнение упражнений

22

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. Памятники России. Троице-Сергиева лавра зимой.

1ч.

Работа с иллюстративным материалом

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

24

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Второстепенные члены предложения

7ч+1р/р

25

Роль второстепенных членов в предложении.  Дополнение.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

26

Определение.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

27

Приложение. Знаки препинания при нём.

1ч.

Выполнение упражнений

28

Обстоятельство.

1ч.

Выполнение упражнений

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

30

Развитие речи. Характеристика человека как вид текста.

1ч.

Работа с иллюстративным материалом

31

Повторение по теме «Двусоставное предложение».

1ч.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

32

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Односоставные предложения

10ч+1р/р

33

Главный член односоставного предложения.

1ч.

Фронтальная беседа, выполнение упражнений

34

Назывные предложения.

1ч.

Выполнение упражнений

35

Определённо-личные предложения.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

36

Неопределённо-личные предложения.

1ч.

Выполнение упражнений

37

Развитие речи. Инструкция.

1ч.

Работа с учебником

38

Безличные предложения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

39

Развитие речи. Рассуждение.

1ч.

Работа с учебником

40

Неполные предложения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

42

Повторение. Обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения».

1ч.

Работа с учебником, упражнения

43

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Простое осложнённое предложение

1ч.

44

Понятие об осложнённом предложении.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

Однородные члены предложения

11ч+2р/р

45

Понятие об однородных членах предложения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

47

Развитие речи. Изложение. Текст-сравнительная характеристика.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

48

Развитие речи. Изложение. Текст-сравнительная характеристика.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

49

Однородные и неоднородные определения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1ч.

Выполнение упражнений, работа с учебником

52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1ч.

Беседа по вопросам, работа с учебником

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

54

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

55

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

57

Контрольный диктант «Однородные члены предложения».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Обособленные члены предложения

17ч+2р/р

58

Понятие об обособлении.

1ч.

Выполнение упражнений

59

Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

1ч.

Выполнение упражнений

60

Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

61

Тест по теме «Обособленные определения».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, тест

62

Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

63

Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

64

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

65

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

66

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения».

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

        

67

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

69

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, тест

70

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

72

Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

1ч.

Работа с учебником, упражнения

73

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

74

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

75

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, тест

76

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

10ч+2р/р

77

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при них.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

78

Употребление обращений.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

79

Развитие речи. Составление делового письма.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

80

Вводные конструкции.Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

81

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

83

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

84

Развитие речи. Публичное выступление.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

85

Междометия в предложении.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

86

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

87

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, тест

88

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

Контроль знаний, индивидуальная работа

Чужая речь

6ч+1р/р

89

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

90

Прямая речь.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

91

Диалог.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

92

Развитие речи. Рассказ.

1ч.

Беседа по вопросам, индивидуальная работа

93

Цитата.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам, тест

95

Контрольный диктант по теме «Чужая речь».

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5ч+2р/р

96

Синтаксис и морфология.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

97

Синтаксис и пунктуация.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

98

Развитие речи. Изложение.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

99

Развитие речи. Изложение.

1ч.

Индивидуальная работа учащихся

100

Итоговый контрольный диктант (тест).

1ч.

Контроль знаний, индивидуальная работа

101

Синтаксис и культура речи.

1ч.

Работа с учебником, упражнения

102

Синтаксис и орфография. Подведение итогов.

1ч.

Фронтальная беседа по вопросам

        Календарно-тематическое  планирование

Индивидуально-групповые занятия по русскому языку

Класс: 8

Всего 34 часа; 1 час в неделю.

п/п

Тема занятия

Коли-чество часов

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Виды, формы контроля

1

Повторение изученного в 5-7 классах.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

2

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

3

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

4

Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение.

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

5

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

6

Грамматическая основа предложения.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

7

Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.

Индивидуальная работа учащихся

8

Составное именное сказуемое.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

9

Тире между подлежащим и сказуемым.

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

10

Второстепенные члены предложения.

Выполнение упражнений

11

Приложение.

Выполнение упражнений

12

Повторение по теме «Двусоставное предложение».

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

13

Назывные предложения.

Выполнение упражнений

14

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения.

Выполнение упражнений

15

Безличные предложения.

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

16

Односоставные предложения.

Выполнение упражнений, работа с учебником

17

Однородные члены предложения.

Беседа по вопросам, работа с учебником

18

Однородные и неоднородные члены предложения.

Фронтальная беседа по вопросам

19

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

20

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

21

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами.

Выполнение упражнений, работа с учебником

22

Обособленные определения.

Беседа по вопросам, работа с учебником

23

Обособленные определения.

Фронтальная беседа по вопросам

24

Обособленные приложения.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

25

Обособленные обстоятельства.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

26

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выполнение упражнений, работа с учебником

27

Обособленные уточняющие члены предложения.

Беседа по вопросам, работа с учебником

28

Распространённые обращения. Употребление обращений.

Фронтальная беседа по вопросам

29

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

30

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

31

Междометия в предложении.

Выполнение упражнений, работа с учебником

32

Прямая и косвенная речь. Диалог.

Беседа по вопросам, работа с учебником

33

Повторение изученного в 8 классе.

Фронтальная беседа по вопросам

34

Повторение изученного в 8 классе.

Выполнение упражнений, индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...