Эта занимательная этимология. Урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок в 6 классе в рамках городского фестиваля "Дни русского языка". Этимология отдельных слов и выражений. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dusha_slova_6_klass.doc40 КБ
Office presentation icon eta_zanimatelnaya_etimologiya_6_klass.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:

                                Эта увлекательная этимология

 Цель урока: вызвать интерес обучающихся к этимологии и  лексике  русского языка,  отработать умение подбирать  синонимы к словам и выражениям, определять средства выразительности.

Оборудование: интерактивная доска, слайды.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя.

                         Наш урок проходит в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен фестиваль   академику  Олегу Николаевичу Трубачеву, нашему земляку, известному лингвисту, ученому-этимологу, писателю. Мы знакомились с его биографией, очерками.

                          Главным в жизни О.Н.Трубачева, на мой взгляд, было трепетное отношение к слову, любовь к нему, к  истории появления слов. Этимология – это увлекательнейший раздел науки о языке. Давайте вспомним, что изучает этимология.

Этимология – наука о происхождении слов.

                          О.Н.Трубачев был одним из ведущих ученых в области этимологии славянских языков. Под его руководством создавался «Этимологический словарь славянских языков». Обратимся к страницам этого словаря.

2.Работа с этимологическим словарем (раздаточный материал)

Что узнали из словарной статьи?

3.Эта увлекательная этимология     

                           «В этимологии без фантазии и интуиции нечего делать»,- утверждал  О.Н.Трубачев.

И сегодня на нашем уроке вам придется проявить свою интуицию, фантазию.

Задание 1.

              КАКИЕ ИЗ СЛОВ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИ РОДСТВЕННЫМИ? Можете ли вы ответить, ПОЧЕМУ?

1 группа: кольцо, колбаса, калач, кольчуга, колесо, около.

2 группа: пятка, на попятную, опять, попятиться, пять, пятно.

3 группа: око, окунь, окорок, окно, окулист, очки.

              Подсказка: в каждом ряду только одно слово  является лишним.

Ответы: в первой группе лишнее слово «колбаса», из тюркского «жареное мясо», во второй группе слов лишнее слово «пять», в третьей – окорок, «нога», буквально – «мясо вокруг ноги».

Задание 2. Наши ученики подготовили рассказы о словах, выражениях и об их происхождении. Послушаем выступления.

Задание 3.

                 В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода нарицательных имен в имена собственные и собственных в нарицательные. Одним из распространенных путей пополнения лексики является переход имен собственных в нарицательные.

              НАЗОВИТЕ АНТРОПОНИМЫ (ИМЕНА ЛЮДЕЙ, СТАВШИЕ НАЗВАНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ) И ТОПОНИМЫ (ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ, СТАВШИЕ НАЗВАНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ).

Вопрос 1.

Во французском городе Пломбьер впервые стали изготовлять сливочный десерт с добавлением цукатов, орехов, ягод. Как называется этот десерт?

Вопрос 2.

В итальянском городе Болонья была выведена порода комнатной собачки. Как называется эта порода?

Вопрос 3.

Однажды граф Сэндвичский (1718—1792), лондонский министр, во время игры в криббедж, которая длилась уже несколько часов,  не нашёл времени поесть. Джон Монтегю заказал у слуги, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали … Как сейчас называется эта еда?

Вопрос 4.

Мишель Бегон родился в семье политиков-олигархов. Обожая науку ботанику, месье Бегон, находясь по государственным делам в Индии, обнаружил странные растения с декоративными бордоватыми листьями. Два года спустя Бегона отозвали во Францию. Укорененные ростки неприхотливой флоры он прихватил с собой, и с тех пор подоконники и шкафы всей Европы украшают горшки с … Какое же это растение?

Вопрос 5. 

Фридрих Людвиг Доберман служил в налоговой инспекции , а в свободные от службы часы был заядлым собачником и мечтал вывести суперпса, который был бы жесток и элегантен одновременно и обеспечивал бы личную и финансовую безопасность чиновника, при этом не вызывая страха в глазах честных горожан.

Кого с кем именно скрестил Фридрих Людвиг, неизвестно. Новая порода появилась на свет в 1889 году, а сам Доберман в 1894 году скончался, не раскрыв тайны. Оказалось, что новая полицейская собака очень любит кусаться. То есть, не просто цапнет и держит нарушителя, а кусает, кусает, кусает, пока «фу» не скажут.

Вопрос 6.

Какой десерт носит название «пирог эскимоса»?

4.Путешествие в лексику.

               Язык – явление меняющееся. Одни слова выходят из активного употребления, другие остаются, третьи пополняют его запас. Конечно, обилие заимствованных слов в русском языке бесспорно.

               Проникновение в русский язык большого количества слов интернациональной лексики воспринималось некоторыми лингвистами 19 века как «засорение» языка  «иностранными» словами. Так, министр просвещения адмирал А.С.Шишков предлагал вместо слова тротуар употреблять топталище (слово придумано им самим), галоши называть мокроступами, фортепьяно- тихогромы.

                Попробуйте себя в роли «шишковцев», правда, придумывать слова вам не надо.

                ЗАМЕНИТЕ ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА РУССКИМИ .

Почтальон, шоу, мэр, эксклюзивный.

                       А как, по-вашему, надо назвать русскими словами компьютер? Давайте попробуем. (От латинского – считать, вычислять) Итак, это электронно-вычислительная машина, заменяем слова и получаем вычислительное сооружение. Можно отказаться от заимствований?

5. В стране фразеологизмов.

Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем его разнообразии лексики и фразеологии. Вспомним, что изучает фразеология.

Послушайте сказку замечательного писателя Феликса Кривина «Можно ли быть на восьмом небе» и запишите фразеологизмы по памяти.

Учитель читает сказку, а обучающиеся записывают фразеологизмы.

Подумайте над вопросом: в чем особенность фразеологизмов? (Это сочетания, которые  являются неделимыми: нельзя заменить одно слово другим, за редким исключением, нельзя убрать слово)

                 

Слово учителя.

                Завершился наш урок. Хотелось бы обратиться к вам со словами напутствия О.Н.Трубачева: «Но если литературный язык и его лексикон развиваются и расцветают в немалой степени благодаря вершинным индивидуальным творческим достижениям, то живет он и его культура главным образом в употреблении массового читателя и носителя»      

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района г.Волгограда

                                                Урок русского языка            

                                   «Эта занимательная этимология»  

                                                    в 6 «Б» классе      

                                                                                  Разработка учителя

                                                                                  русского  языка и литературы

                                                                                  Лейко О.А.        

                                          Волгоград, 2014                                                                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Этимология слов" (6 класс)

Урок «Этимология слова» ориентирован на учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока – познакомить школьников с понятием «этимология», со специфиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

Урок русского языка по теме этимология в 6 классе

Технологическая карта к теме "Этимология" для урока русского языка в 6 классе....

Занятие объединения дополнительного образования "Знакомые незнакомцы (Занимательная этимология)"

Данное занятие позволяет учащимся закрепить знания об этимологии как науке, познакомиться с историей происхождения многих слов....

Конспект урока "Этимология слова" 6 класс

Урок призван познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистически...

Статья по теме: «Занимательная этимология исторических фразеологизмов русского языка на занятиях с учащимися с задержкой психического развития».

В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда  ...