Технология работы над текстом сочинения-рассуждения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Данный материал можно использовать и на уроках русского языка, и на факультативных занятиях при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_raboty_nad_tekstom_sochineniya.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технология работы над текстом сочинения-рассуждения

(методические рекомендации)

Исполнитель:

                              Груздова Марина Николаевна,

                                      учитель русского языка и литературы

                                               МОУ «Гимназия №6 имени С.Ф.Вензелева»

ВВЕДЕНИЕ

Написание сочинения - это серьезное испытание для большинства школьников. До введения Единого государственного экзамена выпускникам скрипя зубами удавалось "накатать" требуемые три листа. У каждого были свои методы: кто-то честно писал сочинения в течение года (как вы помните, темы выпускных сочинений были известны заранее), кому-то удавалось воспользоваться пользующимися большим тогда спросом "250 золотых сочинений", "300 сочинений для выпускников" и др., а кто-то литьем воды получал заслуженную "троечку". Сейчас ситуация резко изменилась.

В третьей части ЕГЭ школьникам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. Важно то, что оценивается не работа в целом, а отдельные умения и навыки, требуемые для написания развернутого ответа. Эксперты ЕГЭ оценивают отдельные аспекты работы, проставляя баллы по конкретным критериям. Таким образом, они разбирают по частям, по "кирпичикам" то, что мы должны так же по "кирпичикам" и выстроить. Для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и качественным технологиям.

Цель :      обеспечение качественной подготовки к написанию части С (сочинения) на  Едином государственном экзамене по русскому языку.

Задачи:            представить единые требования – критерии к сочинению С;

                           познакомить со способами и приемами в работе над сочинением;

                         предложить возможные «клише» для написания работы.

Область применения:   это могут быть как уроки русского языка, так и факультативные занятия по русскому языку в 11 классе.

Результативность и эффективность: собственный опыт доказывает эффективность использования данных материалов в 11 классе.  Хорошие баллы получили ученики за этот вид   работы, перестав бояться вообще этого слова –  

                             сочинение!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы набрать максимальный балл за часть "С", прежде всего необходимо знать, чего от нас ждут. Говоря проще, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться эксперты при разборе работ. Во-первых, следует повторить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая. Выделяются следующие критерии для оценки сочинений:

  1. Формулировка проблем исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
  5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
  6. Точность и выразительность речи.
  7. Соблюдение орфографических норм.
  8. Соблюдение пунктуационных норм.
  9. Соблюдение языковых норм.
  10. Соблюдение речевых норм.
  11. Соблюдение этических норм.
  12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

 В соответствии с  основными  требованиями  к  выполнению части С ЕГЭ  по  русскому  языку  работа  по  подготовке  и  созданию  сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
 1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.


          Для решения этих задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

         Строить работу лучше всего в соответствии с критериями. Учащимся важно освоить модель написания сочинения. Следование общим рекомендациям способствует становлению и развитию этого навыка. Усвоив чёткую форму,  легко наполнить её глубоким содержанием.

Модель сочинения  будет выглядеть следующим образом:
1.  Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме анализируемого текста).
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

И не стоит забывать, что важнейшими требованиями к сочинению являются логическая последовательность и стройность изложения материала. Полезно вспомнить древнегреческого философа Платона: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо: неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

I.  Как начать сочинение

         Оно должно быть небольшим, но интересным: читающих привлекает то, что написано в начале или в конце текста.

 Можно начать:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

Некоторые считают, что … .  Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7. (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему…, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

 Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:

Не следует начинать сочинение со слов «В этом тексте», «В данном тексте» («В этом тексте говорится...», «В данном тексте автор пишет о...»). Тем более неудачным является следующее распространенное начало: «В своем тексте автор говорит...» (разве автор может что-то сказать в чужом тексте?)

При первом упоминании в сочинении об авторе текста его фамилию нужно дать вместе с инициалами, одним или двумя - так, как это указано в конце исходного текста. В дальнейшем фамилию можно употреблять либо с инициалами, либо без них (нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие).

В тех случаях, когда экзаменуемому неизвестен пол автора и это невозможно определить по фамилии, не следует употреблять грамматические формы, указывающие на мужской или женский род, например: «Соловейчик сказал», «Соловейчик сказала», «по мнению Соловейчика», «по словам Соловейчик». Избежать ошибок помогут формы глагола настоящего времени («Соловейчик считает») или замена фамилии нарицательным существительным («по мнению автора»).

В тестовом задании (С1) не назван жанр исходного текста, а также не сказано, является ли данный текст целостным произведением или только его фрагментом. С этим связано большое число фактических ошибок в сочинениях. Так, в отношении одного и того же исходного текста разные учащиеся используют различные термины: рассказ, статья, очерк, отрывок и др. Рекомендуется употреблять нейтральный термин «текст».

II. Как обозначить проблему? 

Формулировка проблем исходного текста - одна из основных задач при написании сочинения. Прежде чем приступить к написанию, несколько раз надо внимательно прочитать текст и постараться уловить основную мысль автора. К счастью, сейчас исключены тексты научного стиля. Тексты публицистического или художественного стиля, которые представлены в заданиях гораздо легче для восприятия. Как правило, это отрывки из произведений, содержащие в себе рассуждения о каких-либо нематериальных или материальных ценностях (добре, красоте, книгах, орденах и т.д.), природные зарисовки, реже - конкретные ситуации.

  В первую очередь, требуется выделение одной из проблем предложенного текста. Не стоит прыгать выше головы и стараться охватить сразу несколько проблем. На это нет времени. Пусть это будет одна, но точно подмеченная и грамотно сформулированная проблема. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится и  на следующем этапе - составлении комментария к исходной проблеме.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте.

 Примерный перечень проблем

Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблема цивилизации.

Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, возрождения милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема подчинения личности государству; проблема обезличенной личности; проблема творчества, свободы личности.

Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблема коммерциализации культуры, массовой культуры.

III. Комментарий проблемы

 Что значит «прокомментировать» проблему?

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:

  1. от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы.

Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

  1. от формулировки проблемы к комментарию.

Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?»

IV. Позиция автора

 Как прокомментировать позицию автора 

Позиция автора – это основная мысль текста, то, что называют «идеей», это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос.

Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. В исходном тексте может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. И тогда авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Если позиция автора не выражена в тексте прямо, ее следует сформулировать исходя из общего содержания текста.

Применительно к текстам описательного характера, посвященным, например, изображению природы, позиция автора может быть сформулирована примерно так: «Позиция автора не выражена явно, однако по тому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас ее беречь».

В художественном тексте позиция автора может быть передана через слова одного из персонажей произведения. В этом случае она может быть представлена в сочинении следующим образом: «Автор прямо не выражает свою позицию, но она становится понятной из слов ...». Далее указывается, из слов какого именно персонажа, и приводится его высказывание, которое при необходимости может быть отредактировано.

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

 

Одобрение

Нейтральная позиция

(констатация фактов)

Порицание, осуждение

Автор восхищается ...;

поражается ..., удивляется ...;

словно приглашает вместе с ним полюбоваться ...;

с интересом наблюдает за тем ...;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о ...;

словно приглашает читателя к диалогу ...;

делится своими мыслями, наблюдениями ...;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование ...;

автор не может мириться с тем ...;

с горькой иронией пишет о том ...;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

V. Собственная позиция

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»  

 Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...       

 Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...

Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)

Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...

VI. Как аргументировать свою позицию?

Самой важной и в то же время сложной частью сочинения является аргументация собственного мнения по указанной проблеме. В этой части сочинения необходимо сформулировать свое мнение по выделенной вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого вами тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретный пример (жизненный, литературный, предположительный), цитаты, мнения специалистов и т.п.

Следует быть внимательными  в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что стоит ограничиться только двумя. Больше всего баллов (3б.)  принесут аргументы, взятые из художественной литературы.

 Аргументы из художественного произведения:

Проблема

Аргументы

Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка

Л.Н. Толстой «Война и мир».  В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь  пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.

Духовное совершенствование человека

Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).

Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников  проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к  социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека

Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что  книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению.

Проблема духовности в современном мире

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского  - это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема нравственной прочности человека, совести

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин, равнодушен к судьбам других людей, делает несчастными и самого себя и других.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает письмо о том, что её мать больна, но дела, которые ей кажутся важными, не позволяют приехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет.

В.Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), молодая женщина кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

В.Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства(как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

Проблема назначения искусства

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».

Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме

Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что  есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология)

В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло,  значит, он допускает существование зла везде.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» -  экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее  флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

Проблема памяти о детстве

Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.

Взаимоотношения человека и природы, красота природы

Ф.И. Тютчев, лирика.  Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.

С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы.

Проблема понимания красоты

Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.

Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно  возродить мир.

Современное телевидение

Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают "виртуальную реальность"… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством "расчеловечивания человека". Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна".

Проблема дружбы

Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.

Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

Проблема любви

Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

Проблема выбора жизненного пути

И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

Проблема героизма предательства

В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.

В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

Проблема отцов и детей, современной молодежи

А.Н. Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара).

И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров  - представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно.

Проблема воспитания

В.П.Астафьев. «Конь с  розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование героя под влиянием доброты бабушки.

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное значение. В «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознаёт свой эгоизм, признаётся, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

И.А.Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

Проблема доброты, всепрощения.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа , несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрёкшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты.

Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий

А.Н. Островский (драма «Гроза»). Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям.

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль».  Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» - занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

Проблема интеллигентности

Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Человек и война

Л.Н. Толстой «Война и мир».  Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

Проблема одиночества человека в современной мире.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Вторым аргументом можно привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

6) цитаты

7) собственные наблюдения и выводы

8) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Главное – не загромождать сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружать его и не повторяться. Аргументы не должны быть однотипными, не должны до боли напоминать ситуацию, описанную в анализируемом вами тексте. Неоригинальные выдумки из личной жизни и притянутые за уши примеры также производят удручающее впечатление.

VII. Как заканчивать сочинение? 

Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат.

 Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту 

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

  У многих преподавателей вызывает неодобрение использование так называемых «клише». «А если мы все напишем одинаково?» - спрашивают меня дети… и тут же сами убеждаются, что опасения напрасны. «Клише», растворяясь в работе, выполняют иногда роль «каркаса» сочинения, «держат» логику работы, поэтому я не против их использования как на этапе обучения написанию сочинения, на этапе тренировок, так и на самом экзамене. Поверьте,  хорошая, творческая работа «перерастет» «клише» и выйдет за его пределы, обеспечив успех ребенку и, конечно, нам, его педагогам!

VIII. Чистота и точность речи

Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста. А чтобы это соответствие было зримым, надо каждую новую мысль писать с красной строки.

Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является ЧИСТОТА РЕЧИ, её незасорённость словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употреблённым иностранным словом, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям. Ученик должен употреблять слово с учётом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие предаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбирать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самые нужные для данной ситуации. Это удаётся сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова.

              А теперь – обещанные 2 варианта универсальных клише.

№1 Мы живём в XXI веке, веке скоростей и обилия информации, но несмотря на огромные масштабы инноваций, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) рассказывает нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В результате этого события (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

На мой взгляд, позицию автора нельзя назвать отстранённой. Безусловно, он субъективен в решении данного вопроса. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Мне импонирует авторская позиция, и я тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. В качестве первого аргумента приведу следующий пример: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, нередко в своих произведениях обращался к данной проблеме, да и сама его жизнь – тому пример, иначе он бы не был великим.

В качестве второго аргумента расскажу о себе. Я молод, у меня всё впереди, но жизненные цели уже поставлены. Чтобы они осуществились, мне необходимо научиться разрешать многие проблемы, в том числе и проблему, поднятую автором прочитанного текста.

Я согласен, время нельзя повернуть вспять, но истина на то и истина, потому что она вечна.

№2 Наш мир очень изменчив, но, несмотря на постоянные перемены, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) повествует нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В конечном итоге (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

Позиция автора представляется мне достаточно ясной. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. Эта же проблема рассматривается во многих произведениях русской классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как созвучна проблема, поднятая (Фамилия, имя), тем вопросам, которые обозначены в романе «Война и мир».  

Вторым аргументом может служить эпизод из моей жизни (рассказать эпизод).

Я согласен, «всё течёт, всё изменяется». Конечно, эта банальная истина актуальна и по сей день. События сменяют друг друга, но есть вечные истины, которым нет и не может быть завершения.

Библиографический список:

  1. Павлова С.А. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А,В,С) / С.А. Павлова.-М. : Дрофа, 2010
  2. Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом/ Т.М. Пахнова, - М.: Дрофа, 2009, С.4-5
  3. Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) – М.: Экзамен, 2011, С.314
  4. Обласова Т. В. Предэкзаменационная подготовка к сочинению на ЕГЭ // Русский язык. – 2009, № 10. – С.21 – 28.    
  5. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. - Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007.   
  6. Нарушевич А.Г. С чего начать? [Текст] / А. Г. Нарушевич // Русский язык: Приложение к «Первому сентября». – 2005. - №5. – С.10-12.                                                                                                                                                                                                             
  7. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с текстом. Практическая работа.

Урок - практическая работа, по обработке текстовой информации, на проверку умений анализировать и обобщать несистематизированную  информацию и представлять её в виде  таблицы....

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Проектная работа « Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»

Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»...