Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Квасова Татьяна Владимировна
Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе.
 
 Цели урока: 
 
1) закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.     
2) развивать лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции у учащихся;
3) воспитывать любовь к русской литературе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_na_temu.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе.

 Цели урока: 1) закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.    

2) развивать лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции у учащихся;

3) воспитывать любовь к русской литературе.

 

Оборудование урока:

                1) этимологический словарь;

                2) словообразовательный словарь под редакцией Тихонова;

                3) аудиозапись стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»;

                4) музыкальные произведения Э. Грига, П. И. Чайковского о весне;

                5) лирическая миниатюра М. М. Пришвина «Рождение звука»;

                6) репродукция картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя.

—Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, — о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

2. Теоретический блок.

Лексико-орфографическая работа со словом весна.

—Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно все вместе. Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна —это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.)

— Обратимся  к истокам  этого слова. Загляните   в   этимологический   словарь. (Работа со словарем: весна от веселый.)

— Подберите  однокоренные  слова  к слову   весна.    К  какому словарю   нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем.)

Запись в тетрадях:

Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.

—        Вспомните   пословицы,   поговорки, загадки о весне.

1) Птица рада весне, а младенец — матери. 2) Много снега — много хлеба, много воды — много травы. 3) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 4) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 5) Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами. 6) В марте курица из лужицы напьется. 7) Весна красна цветами, а осень пирогами. 8) Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай. 9) Увидел грача — весну встречай. 10) Весна красна, да холодна.

—Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок,  прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

—Весна — это победа солнца, света.

—Весна — это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна— это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них — зеленые листочки.)

—А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами.)

3. Эмоциональный блок

— У вас на партах текст веснянки, русской народной песни.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

              (Чтение про себя, затем вслух.)

— Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?

—Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?

Учащиеся заучивают текст песни и по памяти записывают его в тетрадях.

—А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева.

(Включаю грамзапись, дети слушают.)

—Какова   интонация   стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная.)

—Каким рисует весенний день Тютчев?

—Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

(Брег — берег; гласят — поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные.)

—Кто такие гонцы?

(Гонцы — оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы — это весенние воды, они предвещают наступление весны.)

—Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна — это жизнь, движение, действие.)

—Выпишите эти глаголы.

—Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?

(Брег   сонный;   молодая   весна;   тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод.)

Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные и короткие паузы, анализируют роль знаков препинания. Затем два-три ученика выразительно читают стихотворение.

—А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения. (Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов.)

—А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас  зазвучит музыка.  Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)

— Какие звуки у весны? (Капель, журчанье ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)

Обратимся к лирической миниатюре писателя М. М. Пришвина «Рожденье звука». (Работа по учебнику литературы. Чтение учащимися сначала про себя, затем — одним учеником — вслух.)

М.М.Пришвин. Весенний ручей.

Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И, слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть... Мало, что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять её в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведённой через себя самого.

—Как описано здесь утро года?

—Какие краски преобладают в этой миниатюре?

—Как же рождается звук весны, ее голос?

Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры. (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.) Как Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов.)

- Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (Стремительная.)

- А какой еще она может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная,
молодая и др.)

 

4. Художественный блок.

Вывешиваю репродукцию картины К. Ф. Юона  «Мартовское солнце».

—Константин Федорович Юон — замечательный живописец, художник - пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

— Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица,
дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое синеголубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками.

Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края.

На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.)

— Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-розового. Такой колорит — сочетание различных цветов — помог художнику передать настроение весеннего дня.)

— Ваши впечатления от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.)

5. Рефлексия.

— Вот и кончился наш «весенний» урок. В заключении всем хочется пожелать весеннего настроения.

Тихая капель звенит – к нам весна идет…

Нежная любовь всегда в сердце пусть живет,

Дом наполнен радостью будет и теплом,

Счастье пусть поселится и удача в нем!

—Составьте синквейн к слову «весна».

 

Домашнее задание: прочитать другие миниатюры М. М. Пришвина из цикла «Весна»; написать сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце». Желающие могут подготовить рисунки на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект открытого урока по теме "Весна" 2 класс

Использование РНС и ИКТ на уроке французского языка...

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...

Интегрированный урок на тему «Весна». Повторение изученного в 5 классе.

Интегрированный урок по русскому языку на тему "Весна", на котором повторяются, систематизируются и закреплются знания по русскому языку, литературе, музыке и ИЗО. Урок проводится в конце 3 четверти....

Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"

Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства  через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого  языка на основе одгого ...

Интегрированный урок на тему «Весна».5 класс

Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения; 3. В...

Интегрированный урок на тему «Весна». 5 кл

Интегрированный урок на тему «Весна». Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной...