Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Время глагола".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мукомолова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 5 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Время глагола".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Конспект урока русского языка в 5 классе общеобразовательной школы

(класс компенсирующего обучения)

Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол», преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Огрмомент.
  2. Орфографическая диктовка.

Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, подрастают ростки, постелить скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать путь, собираемся в поход.

- Найти глаголы, которые соответствуют схеме: приставка – корень – суффикс – окончание – суффикс; приставка – корень – суффикс – окончание.

  1. Изучение нового материала.

 На доске написано слово время.

Учитель: - Что это такое? Как вы это понимаете? (Дети дают ответы).

Учитель: - А вот как объясняет это слово В.И.Даль в своем словаре: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Прочитайте эти выражения:

Время летит. Делу время, потехе час.

Как вы их понимаете? О каком времени пойдет речь, вы скоро догадаетесь.

  1. Работа в парах. Класс ККО работает по заданию учебника на

стр. 260.

Дается задание на листах бумаги:

Рыженький котик сидеть на окошке,

И увидеть знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать.

Пойдем, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

Учитель: - Делу время, потехе час, прочитайте мой рассказ. Что вы заметили?

Дети: - Глаголы не так написаны.

Учитель: - Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.

На какие группы можно разделить эти глаголы?

сидел  сидит   будем ходить

увидел глядит  будем говорить

спел мурлычет

поел кличет

Учитель: - Давайте зададим к каждой группе вопрос: что делал, сделал? что делает? что будет делать?

Вывод:

глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.

  1. Закрепление.
  1. Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика)

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г.Паустовский)

 - Прочтите текст про себя, подберите заглавие к тексту в соответствии с его темой (Весна).

- Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.

  1. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу  (на доске) заполняем примерами из текста.

                                              Настоящее    Прошедшее     Будущее

                                                  время             время              время

Совершенный вид                                    Застучала        Выбросят

                                                                      Потеплел        Прилетят

                                                                      Потемнел        Поплывут

                                                                      Осел                 Заблестят

                                                                      Умчались        Наполнят

Несовершенный вид      Дышит              Дышал          Будет дышать

                                            Оставляет         Оставлял      Будут оставлять

- Можно ли подобрать глаголы в пустые ячейки?

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.

- обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).

  1. Найти «четвёртое лишнее». Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.
  1. Принёс, принесут, будут носить, занесут.
  2. Направляем, будут направлять, направят, направлю.
  3. Решаю, решу, решат, будут решать.

  1. – Предлагаю послушать текст под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

     У каждого времени года своя музыка.

     Снег померк. Весёлой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронённый хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливается овсянка.

     Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

- Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д.Зуева).

- В записанном тексте мы увидели весну, а теперь ещё и услышали её. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать её, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.

- Запишем предложение:

Весёлой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.

- Определите время глаголов в этом предложении.

- Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (Это инфинитив, неопределённая форма глагола).

Итог. Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времён.

Домашнее задание.

Параграф 115, упр.661.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....