Конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Квасова Татьяна Владимировна
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
Форма занятия: деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»

Форма занятия: деловая игра

Предполагаемый результат: умение выделять существительные как часть речи

Формирование УУД

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха илинеуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты ивдохновения.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новыетворческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия предложения; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;

умения строить высказывания ; искать информацию; создавать моделирование.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,

овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственноемнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации

столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) работах

Ход урока

Организационный момент

-Ребята, сегодня вас ожидает много интересного и увлекательного, наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам перевоплотиться в детективов, а наша классная комната будет называться «Детективное агенство».

-А кто такой детектив?

(Детектив- частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела)

-А какими качествами должен обладать хороший детектив?

(Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать)

-А как вы представляете работу детективного агенства? Что мы будем сегодня делать?

1.Собирать информацию.

2.Делать выводы.

3.Принимать решения.

4.Искать пути решения проблем.

Целеполагание

-В наше детективное агенство поступило дело. Чтобы узнать объект нашего расследования, расшифруйте запись.

Найдите четвёртое лишнее.

  1. Ходьба, хождение, ходить, поход
  2. Бег, желтизна, жёлтый, осень
  3. Здание, лисицын, явление, друг
  4. Синь, синева, синька, посинеть

- Какие же слова остались в каждой строчке?

Итак , известен объект нашего расследования. Это имя существительное.

А теперь по опорным фразам сформулируйте задачи урока-расследования.

1.Повторить изученное об….

2.Закрепить правила…..имён существительных.

3.Выяснить роль……в……..  .

Составление «фоторобота»

-Чтобы достичь  цели, мы должны составить фоторобот.

Что будем делать?

Собирать информацию.

Какую?

1.Что обозначает?

2.Какие морфологические признаки имеет?

3.Чем является в предложении?

Ребята, как вы думаете, мы сегодня здесь одни?Нет, унас есть помощники.А они нас слышат?

1.Выясним грамматическое значение существительного.

-Что могут обозначать существительные?

конкретные предметы окружающего мира

живые вещества и растения

явления природы

общественные события

географические названия

отвлечённые понятия, свойства, качества, состояния

Соотнесите значение с предложенными существительными

 2.Чтобы вспомнить морфологические признаки существительного, восстановите схему. Расскажите, опираясь на неё о постоянных и непостоянных признаках существительных.

Слайд

А они нас видят?

3.А синтаксическую роль существительных определите, выполнив задание1 на раздаточном материале.

-Какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях?

(Существительные могут быть всеми членами предложения)

Мы закончили первый этап в нашем расследовании, составили фоторобот существительного.

А теперь, чтобы наши улики превратились в вещественные доказательства, проведём опознание. По составленному фотороботу найдите существительное.

  1. Собств.,неодуш, м. р.. 2скл, им. П., ед.ч. (Воронеж)
  2. Нарицат, неодуш, ж.р., 1 скл., ТВ. П., ед. ч (с зарёю)
  3. Собств., одуш., ж.р., 1 скл., пр. п., ед.ч. (О Марии)

Очная ставка

Уважаемые детективы, при употреблении некоторых существительных в форме именительного падежа мужского рода, часто возникает вопрос, как правильно сказать. Ваша задача -выбрать правильный ответ из двух предложенных.

а) По горному серпантину водить автомобили могут только опытные шофёры.

б) В фирменном кондитерском магазине всегда в продаже свежие торты.

в) Договоры о сотрудничестве были подписаны обеими сторонами.

Физминтука

Проведём  , друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели

Глазки все повеселели.

Ребята, вы, как настоящие сыщики, должны уметь быстро собирать вещественные доказательства. Найдите и принесите следующие предметы (очки, лупа ,песочные часы, фотоаппарат)

Конечно, любое дело, которое ведет детектив – это загадка. Наша задача – провести экспертизу. Найдите задание второе, исправьте ошибки в тексте «Из приключений Ошибкина».

В каких существительных были допущены ошибки? (несклоняемых)

Продолжаем наше расследование. Проведем следственный эксперимент. Задание 3.

 

Проверим выполнение данного задания.

  • К дедушке, в тетради, на ветви яблони, на ветке акации, на окраине деревни, по комнате.
  • Брелочек, коржик, дубочек, ломтик, крючочек, ларчик, горошек, мячик, сыночек.

Что показал следственный эксперимент?

От чего зависит выбор падежных окончаний существительных? (от склонения и падежа)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ЕК,

-ИК? ( надо просклонять существительные, если гласный выпадает, то –ЕК, если не выпадает, то –ИК)

И с этим заданием успешно справились детективы. Но для полноты раскрытия дела требуется ещё один следственный эксперимент. Мы должны определить, какова же роль существительных в нашей речи.

«Имя существительное – это хлеб языка». Как вы понимаете это высказывание? (имя существительное дает пищу всем словам, является основой языка)

Какова же основная роль существительных в речи? (называют предмет)

А теперь обратитесь к заданию 4. Выясните, какую функцию выполняют существительные в предложенных заданиях.

1 группа – 1 ряд – задание 1

В стихотворении А. А. Фета "Шёпот, робкое дыхание" всего 22 слова, 14 сущ., 6 прилагательных, 2 служебных слова, глаголов нет. Именно существительные помогают нарисовать картину, т.е. выполняют эмоционально-выразительную функцию.

2 группа – 2 ряд – задание 2

Слова ноженька, ножища, крылышки, улыбочка, жарища, носик, глазёнки несут эмоциональную окраску, предают предмету усилительное или уменьшительно-ласкательное значение.

Что показал следственный эксперимент?

  • Имена существительные помогают нарисовать картину, выполняют эмоционально-выразительную функцию.
  • Существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное или уменьшительно-ласкательное значение.

Таким образом, имена существительные помогают не только точно выразить свою мысль, но и придают речи выразительность и красоту.

К. Паустовский утверждал: «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова К. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.

А теперь вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Справились ли мы с ними?

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

Ребята, с каким настроением сегодня вы работа на уроке?  Нарисуйте …

-отлично усвоил тему урока       img1

-знаю, но не могу рассказатьimg2

-ничего не понялimg3

Спасибо за урок! Каждый из вас сегодня получает удостоверение детектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...