Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Волкова Алла Петровна

Внеклассное мероприятие "Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов" содержит игровые задания по изученному материалу, а также общеразвивающие задания и сведения о русском языке. Всё это служит появлению интереса к предмету, развития навыков работы в команде, эмоциональному сближению ребят, а также сотрудничеству старших и младших школьников, что очень важно для сохранения традиций в образовательном учреждении.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…» в 7 классе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2073"

 http://sch2073.mskobr.ru 

Учитель высшей категории Волкова А.П.

Тема урока: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" Историзм и народность поэмы.

"Поэма Лермонтова  - создание мужественное,

зрелое и столь же художественное, сколько

и народное".

В.Г.Белинский.

Цель урока:

На биографическом материале раскрыть причины, побудившие Лермонтова написать поэму о конфликте человека с властью, исследовать её источники: историзм и народность. Раскрыть основной конфликт и систему образов поэмы. Повторить сведения о лирике М.Ю.Лермонтова.

Развитие  речи:

 Составление и чтение докладов, связных ответов на вопросы,  выводов-обобщений.

 

Материалы к уроку:

  • Мемуарная литература: "Воспоминания современников о Лермонтове".
  • Статьи В.Г.Белинского.
  • Картина В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
  • Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю.Лермонтова.

 

Ход урока:

1.Актуализация изученного материала.

1)Беседа.

  • Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова знакомы вам с раннего детства. На прошлом уроке мы читали многие из них наизусть. Назовите эти стихи. ("Парус", "Тучи", "На севере диком…", "Утёс", "Дубовый листок").
  • На прошлом уроке вы познакомились ещё с одним стихотворением поэта. Назовите  его. ("Когда волнуется желтеющая нива").
  • Какое настроение  преобладает  во всех этих стихах? (Чувство тоски, грусти, одиночества, сожаление о редких минутах спокойствия и гармонии с природой и людьми).
  • Мы знаем, что в творчестве Лермонтова были и другие темы и мотивы, были стихи, наполненные "горечью и злостью". За  какое стихотворение поэт был отправлен в ссылку? ( "Смерть Поэта")
  • Давайте вспомним обстоятельства гибели Пушкина. Кого и за  что он вызвал на дуэль? (Поэт вступился за честь своей семьи, фактически против царя и светского общества).
  • В каком  году написано стихотворение "Смерть Поэта"? (В 1837). Лермонтов наказан за него ссылкой на Кавказ, где идёт война.

2. Новый материал.

1)Подведение итогов беседы. Выводы.

  • Теперь ответьте, в каком году он пишет свою "Песню о  купце"? (В 1838 году)
  • Какое время изображается в ней? (Эпоха царя Ивана Грозного)
  • О чём  же идёт в ней речь? (Герой поэмы вступается за честь своей семьи, фактически против царя)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, связаны ли между собой впечатления от смерти Пушкина и создание Лермонтовым поэмы "Песня о купце Калашникове"?

     Какими чертами характера должен обладать человек, выступивший с такими гневными обличительными произведениями против царского режима? (Мужеством, и очень большим, чтобы писать такую поэму, уже находясь в ссылке).

Обратимся к записанной на доске теме нашего урока. Какой вывод мы можем сделать из того, что мы уже сказали о поэте?

Вывод 1 (запись): "Песня о купце Калашникове" – это произведение, безусловно, мужественное, так как написано одним мужественным человеком о другом гордом и мужественном человеке, не побоявшемся встать на защиту своей чести..

2).Чтение докладов (по 3-5 минут).

Доклад о детских играх, народных забавах в селе Тарханы, где вырос Лермонтов.

Доп. вопрос: Какие ещё впечатления детства использованы Лермонтовым в поэме? (Песни, сказки, былины).

 Вывод 2 (запись): Наблюдения за жизнью народа, его обрядами и обычаями, народные  песни, сказки, былины составляют основу поэмы Лермонтова.

Доклад "Опричнина".

Доп. вопрос: Как вы считаете, со всех ли одинаково строго спрашивал царь соблюдение законов? Почему?

 

3.Слово учителя об эпохе Ивана Грозного (с элементами беседы)

  • Что мы знаем о том  далёком времени, когда на троне был Иван IV, царь Иван Васильевич? (Он прославился своей жестокостью, за что и получил имя Грозный).
  • Демонстрируется репродукция картины В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
  • Внимательно рассмотрим картину. Здесь царь показан таким, каким он запечатлён в былинах, сказках, песнях, свидетельствах современников. Как вы думаете, какими чертами характера обладает человек, изображённый  на этой картине? (Суровый и жестокий – "грозный" царь).
  • Представьте себе эту огромную, вытянутую вверх картину трёхметровой высоты. Вы смотрите на неё снизу  вверх – и что вы чувствуете при этом? (Превосходство этого человека, свою униженность).
  • Почему именно так изображает его художник? (Чтобы показать величие царя и государства).
  • А каким  вы видите Ивана Грозного как государственного деятеля? (Умный, сильный, властный).
  • Действительно, это был незаурядный государственный деятель. При нём укрепился авторитет Руси, расширились её границы, были разгромлены многие враги.
  • Демонстрируется отдельный фрагмент картины, где крупным планом показано его лицо.
  • Посмотрите на лицо Ивана Грозного, на его глаза. Удивительно ли, что в его эпоху обычными были жестокие казни, расправы без суда и следствия?
  • Эпоха Ивана Грозного – 1533-1584 годы. Царём Иван стал в трёхлетнем возрасте. Фактически государством правила сначала его мать, после её внезапной смерти за власть боролись знатные бояре из разных семей. Много жестокости, злобы и коварства видел Иван ещё ребёнком. Но он рано созрел для  царствования. В 13 лет он велел отрубить голову знатному боярину – к ужасу всех окружающих. Историк В.Соловьёв рассказывает нам о случаях казни людей, которые верой и правдой исполняли царскую волю, о награждении одних бояр поместьями, отнятыми у других. Присланного из Персии слона он велел изрубить за то, что измученное долгой дорогой животное не подчинилось приказу и не встало перед ним на колени.

Вывод 3 (запись): Поэма Лермонтова основана на исторических событиях и очень верно отражает дух эпохи Ивана Грозного.

4.Работа с текстом.

Прочитаем полное название поэмы. Кто  назван её главным героем? (Царь Иван Васильевич).

(На доске записаны 3 цитатные характеристики героев поэмы, данные критиком В.Г.Белинским):

  1. "Взгляд его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка, но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие…сильного и благородного по природе своей духа…"
  2. "Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна…Вы видите, что любовь – не шуточное дело,…но страсть натуры сильной, души могучей".
  3. "Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут"…
  • Найдите среди этих цитат характеристику царя Ивана Грозного.
  • Какие черты  царя противоречат друг другу? (Жестокость – благородство).
  • Покажем проявление этих качеств в картине пира. Каким мы видим царя?
  • Как и почему меняется его настроение? Как показывает  это автор? (Взгляд, жест, слово).
  • Серьёзно ли относится царь к душевной скорби своего любимца? Что он  советует ему? (Подарить красавице драгоценности).
  • Как же быть Кирибеевичу, если девица и после этого не полюбит его? Что говорит об этом царь?
  • Можно ли сказать о царе, что он всегда жесток и своеволен? Признаёт ли он христианские законы? Есть ли в нём благородство?

  • Каким же мы видим Кирибеевича? Прочитать соответствующую цитатную характеристику. Какую главную его страсть  называет Белинский? (Любовь).
  • Каков он на царском пиру? Как он говорит о своей сердечной боли? Как он рассказывает о своей возлюбленной?
  • О чём свидетельствует  его речь? (Поэтичность души).
  • Куда он просит его отослать7 В  чём ещё выражается его храбрость и удаль?
  • Но почему же он не сказал царю, что полюбил  замужнюю женщину? (Сурово осуждалось разрушение семьи).
  • Кем  осуждалось? (Церковью, государством, народным мнением).
  • Почему же Кирибеевич всё же решается на бесчестный поступок? Виноват ли в этом царь?
  • Можно ли уважать Кирибеевича за его любовь, как уважаем мы его за удаль молодецкую?
  • Думает ли он о любимой женщине? На кого он становится похож, добиваясь любви силой?

  • А какими  словами  говорит  Белинский о Степане Калашникове? Какие  главные его черты он выделяет? (Гордость).
  • О Кирибеевиче много сказано в поэме – и автором, и самим героем о себе. А много ли говорится о Калашникове? Почему?  (Показана его скромность).
  • Как он разговаривает с женой, подозревая её  в неверности? (Сурово).
  • Каким человеком он  представляется на первый взгляд? (Жестоким).
  • А как ведёт он себя, убедившись в  невиновности жены? (Встаёт без раздумий за честь жены и семьи).
  • Кого он просит о помощи? Как обращается к братьям? Как они  ему отвечают?
  • (Прочитать). Почему братья  готовы идти за него на смерть? (Народные традиции, все они – одна семья, Степан – старший).
  • Какие же источники использует автор для изображения Алёны Дмитриевны, разговора её с мужем, беседы  Калашникова с братьями? (Народные песни и сказки). Как вы думаете, почему?

 

  • Итак, решительный бой. Посмотрим на обоих молодцов (читаем начало 3 главы, описание боя).
  • Кому кланяется Кирибеевич, выходя  на круг? (Царю). Кому  кланяется Калашников? (Церквам, народу русскому, царю).
  • Как вы считаете, чьё приветствие отражает народные обычаи? А почему Кирибеевич не следует обычаям?
  • Взглянем на иллюстрации художника Билибина к поэме Лермонтова
  • Как выглядит в начале боя Калашников, как Кирибеевич? Кто считает себя хозяином положения? В каких словах это отражается?
  • Как Калашников представляется Кирибеевичу? Почему он не скрыл своего имени?
  • Как меняется Кирибеевич? Можно ли уже сейчас предсказать исход боя? Почему?
  • В чём черпает силы  Калашников? (Прочитать его слова о правде).

 

5.Подведение итогов урока.

А теперь начинается  самое  интересное в поэме. Царь призывает Калашникова на допрос.

  • О чём он спрашивает? Прочитать ответ купца.
  • Почему Калашников не скрывает, что убил  Кирибеевича "вольной волею"? Может, царь и простил бы  его.  (Прямодушен,  правдив, не может лгать в вопросах чести).
  • Почему же тогда он  не объясняет причины своего поступка? (Затронута честь семьи, он не может сказать во всеуслышание об обиде).
  • Как он разговаривает с царём? Почему? Может, он  не знает приличий? (Знает, придерживается правил  поведения). Тогда почему?
  • Кто виноват в том, что царский опричник пользуется в государстве безнаказанностью? (В этом виноват царь).

Проблемный вопрос: Так только ли за честь семьи выступает Калашников?

Калашников выступает ещё и против неправедной власти, унижения простого человека.

  • Как же решает царь? (Хвалит за правду, за дерзость казнит). Какие черты он опять проявляет?
  • А как  судит народ?
  • Где похоронен  Калашников? ( Зачитать).  Почему не на  кладбище? (Так хоронили преступников). Забыта ли  его могила? (Прочитать).
  • Каков же суд народа? В чём отличие мнения народа от царского приговора? (Преступление – подвиг). 
  • Давайте снова вернёмся к названию поэмы. А как её обычно называют? Как вы думаете, случайно ли это? Кого мы считаем главным героем поэмы? Почему?

 

Вывод 4 (запись): Народ на стороне Калашникова, потому что на его стороне справедливость. Он выступает за честь своей семьи, а кроме того, ещё и против неправедной власти и унижения простого человека. Именно поэтому мы считаем его героем поэмы "Песня о купце Калашникове"

  • Мы говорили на уроке о конфликте, отражённом в поэме, о её историзме и народности.  
  • А можем ли мы сказать, что Лермонтов просто собрал в своей поэме народные песни, былины, сказания, и фактически автор этой поэмы  - народ?
  • Что же внёс сюда автор? Почему Белинский называет поэму "столь же художественным, сколько и народным" созданием? Как вы понимаете теперь слова В.Г.Белинского?

Вывод: М.Ю.Лермонтов размышляет о чести и достоинстве человека, и в очень трудную пору своей жизни не боится выступить в своей поэме против произвола и насилия власти. Симпатии автора отданы Степану Калашникову.

   Ираклий Андроников, исследователь творчества Лермонтова, говорил о значении поэмы так: "Она заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности".

6.Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок (начало 3 главы).

Дать устную характеристику одного из героев (задание по рядам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"

Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы  - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" для учащихся 5-8 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" знакомит учащихся 5-8 классов с историей письма, просветительской деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия....

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Разработка внеклассного мероприятия на английском языке. Презентация "Своя игра" для учащихся 5-7 классов по теме " Cinema"

quot; Своя игра"  по теме" CINEMA" может проводиться как внеклассное мероприятие для 5-7 классовЦели проведения : - усилить мотивацию к изучению иностранного языка;-способств...