Урок по теме " Проблема текста и авторская позиция как ключевые композиционные части сочинения"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

На уроке показана возможность использования технологий проблемного и  личностно ориентированного обучения при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhiv_winrar.rar535.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по русскому языку в 10 классе:                                            -1-

«Подготовка к сочинению –рассуждению. Проблема текста и авторская позиция как ключевые композиционные части сочинения».

Технология: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.                                                                            

Применяемые методики:

- метод педагогического сотрудничества

-частично –поисковый метод

-метод проблемного изложения

-метод компетентностного подхода (применение языковой, лингвистической,

 коммуникативной  компетенции).

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков по написанию сочинения-рассуждения.

Вид урока: отработка элементов написания фрагмента сочинения.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Цели урока:

общие:  создание условий для познавательной активности учащихся, формирование приёмов самостоятельного приобретения знаний, развитие творческих способностей на уроке;

образовательные: работа по языковой компетенции учащихся, формирование речевых и стилистических навыков в написании отдельных композиционных элементов сочинения-рассуждения;

развивающие: формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, обогащение словарного запаса учеников, развитие мышления и памяти;

воспитательные: формирование определённых нравственных представлений, коллективного сотрудничества, воспитание взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, справочные материалы, исходный текст, рабочие тетради.

Структура урока:                                                                                      -2-

  1. Организационный момент (цели урока, мотивация).
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Отработка умений и навыков по выявлению и формулированию проблемы и авторской позиции текста ( работа в группах, индивидуальная работа).
  4. Дифференцированное домашнее задание.
  5. Рефлексия.

Ход урока:    

Слайд №1: Тема урока

-Сегодня на уроке  мы продолжим работу над композиционными элементами сочинения-рассуждения, вспомним способы выявления проблемы текста и авторской позиции.

- Как вы думаете, в чём важность данного урока?

(Подготовка к части С ЕГЭ)

-Вы должны правильно понять  смысл прочитанного текста, чтобы выявить проблему(ы),  авторскую позицию и затем написать комментарий по одной из проблем. Фрагмент сочинения должен соответствовать следующей композиции:

 Слайд № 2: Композиция сочинения

             

  -Все композиционные части должны быть грамотно сформулированы.

Проверим дом.зад. по выявлению и правильному оформлению ключевых частей композиции: проблеме текста и авторской позиции.

( Учащиеся работали с текстом  Е.Носова из сборника «Типовые экзаменационные  варианты. ЕГЭ 2012» под ред. И.П.Цыбулько. Вар. № 7)

Задание выполнялось по вариантам:                                                    -3 -

Ученики с первого вар.определяли проблему(ы) исходного текста и письменно оформляли свою работу в тетради. Позицию автора отмечали по тексту.

Ученики со второго вар.выделяли авторскую позицию к одной из проблем и записывали её в тетрадь . Проблема формулировалась тезисно.

Ребята проверяли работу друг у друга по приготовленным учителем ключам.

Ряд работ  учитель проверил сам.

Делается анализ взаимопроверки.

Далее учитель обращает внимание школьников  на  Слайд № 3, где дан образец фрагмента сочинения по тексту Е.Носова с введённым дополнительно комментарием по одной из проблем.

…………………………………………………………………………………………………

Проверка домашнего задания  и анализ декабрьского диагностического среза показали, что ряд учащихся сделали фактические ошибки в формулировке ключевых частей фрагмента сочинения –рассуждения.

Слайд №4: проблема –комментарий к проблеме –позиция автора

 -Поэтому сегодня мы продолжим работу над выделением и оформлением проблемы текста и авторской позиции, а основным вопросам, связанным с комментарием  проблемы,  мы посвятим следующий урок.

 -Напоминаю, что сегодня вы работаете в группах.

 -На ваших столах лежат листы с фрагментом текста В.Быкова.    

                                                                                                                      -4 -                                                                                                                                            

Напомню, что В.Быков, так же , как и Е. Носов, с текстом  которого вы работали дома, русский писатель, участник Великой Отечественной войны, военный прозаик. Над проблемой и позицией автора  мы будем работать по этому тексту.

                               Прочитаем его.

Определить и грамотно сформулировать проблему текста –один из важных этапов в написании сочинения.

 -Пользуясь справочными материалами, скажите, что такое проблема текста?

(Проблема текста –это тот важный вопрос, над которым автор рассуждает).

 -Вспомним, чтобы правильно выявить проблему, нужно увидеть общий вопрос, над которым автор размышляет.

 -Обсудите и ответьте: какой общий вопрос вы увидели в этом тексте?

(Это вопрос, связанный с опасностью войны для человека и культурных ценностей)

 -Общий смысл текста поняли правильно. Но , читая ваши сочинения, пришла к выводу, что не все из вас правильно формулируют проблему.

Слайд №5: Способы формулирования проблемы:

                    1.вопросительное предложение

                    2.конструкция «проблема +существительное (словосочетание) в                                      

                       род. падеже.

Слайд №6 .Почему тема войны постоянно присутствует в литературе и  искусстве?

 -Вы видите на экране одну из проблем текста, сформулированную в виде вопросительного предложения.

Задание:                                                                                                    -5-

1гр.: опираясь на ключевые слова , выделенные в тексте, сформулируйте другую проблему, в виде конструкции: проблема +словосочетание в род. падеже.

Слайд № 5

2гр.:…………………………………………….. и определяете тип сформулированной вами проблемы.

1 и 2 гр . задание выполняют в рабочих тетрадях.

Справочный материал к сочинению поможет вам в этой работе.

3гр .:работает с деформированным текстом, где с помощью специальных вопросов и слов  для справок надо  грамматически верно оформить проблему.

В  этом тексте автор (что делает?) ………………………..(какую?)………….  ………………… проблему (чего?) …………..   (чего?)……………. для (кого?)…………. И (чего?)…………………….

 ( затрагивать ,поднимать, сложный, важный ,философский, опасность, война, человек, культура).

Каждая группа зачитывает свой вариант ответа.

 -С этим заданием вы справились.

Слайд №6 : Критерии К1

 -Если проблема –это некоторый вопрос для размышления, то позиция      -6 - автора –это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

 -Но не всегда вы правильно этот ответ находите.

 -Обратитесь к справочным материалам и ответьте: какие основные средства авторского выражения вы знаете?

(Отвечают по одному человеку из каждой группы:

 1уч. –часто позиция автора  может проявляться  через выводы, к которым писатель приходит

2 уч.: - авторская позиция  может проявляться и  через эмоциональное  отношение автора к той проблеме, которую он затрагивает

3уч.: -увидеть позицию автора можно и через определённые способы решения данной проблемы или проблем,  если их несколько.

 -Как мы уже определили, в тексте В. Быкова 2 проблемы

Слайд №6   (проблема в виде вопрос. предл.)  И проблема , сформулированная вами в виде словосочетания .(Уч –ся зачитывает и эту проблему.)

  Задание:

1гр. : постарайтесь выявить позицию автора по первой проблеме как раз по тем выводам , к которым автор приходит.

2гр.: найдите позицию автора по второй проблеме через его эмоциональное отношение к ней

Оформите свою работу тезисно в раб. тетр.

3гр.: в тексте находите и указываете № предложений , где позиция автора по обеим проблемам звучит наиболее чётко.

2 уч. из 1 и 2 гр. работают индивидуально : участвуя в коллективной работе со своей группой и используя справочный материал, они формулируют позицию автора полным развёрнутым ответом.

( 1гр. - литература, как и искусство, всегда противостоит                    -7 - насилию и жестокости  и  напоминает людям о трагических последствиях войны

2гр. – война  не только уносит человеческие  жизни, губит культуру, но и уничтожает всё  то гуманное ,что противостоит насилию.

Развёрнутый ответ:

1уч. из 1гр: Автор многочисленных рассказов о войне, писатель В.Быков завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом : ( см. выше)

2уч.из 2гр.: Позиция автора звучит чётко и  ясно. В. Быков с болью и тревогой утверждает, что (см.выше)

Работу 3гр. учитель проверил сам.

С данной работой вы справились.

Слайд №7: Критерий  К3

Итак, сегодня на уроке мы вновь остановились на ключевых частях сочинения-рассуждения, вспомнив и отработав способы выявления проблемы и авторской позиции. Напомню, что  следующий урок мы посвятим анализу комментария. Но косвенно в ваше дом. зад.  комментарий войдёт.

Домашнее задание:

Типовые экзаменационные варианты. Вариант №8.

Отрывок из статьи Ю. Бондарева.

 -Перед вами образец комментария  (на индивид. карт.) к  одной из проблем, поднятой автором текста.

Найдите и сформулируйте  данную проблему и выявите позицию автора по этой проблеме. Работу представьте в виде связного текста фрагмента сочинения.

Инд.зад.: Найти в тексте ещё проблемы  и выявите по ним авторские позиции.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста....

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...