Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему "Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

материалы для урока "Обособленные обстоятельства" в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_11_klasse.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 11 классе.

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме »Обособленные обстоятельства».

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об обособленных членах предложения с целью подготовки к ЕГЭ;

Совершенствовать умение применять полученные знания на практике;

Повторить правила пунктуационного  и синтаксического разборов;

Повторить некоторые аспекты лингвистического анализа стихотворного текста.

Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами исследования.

Форма урока: коллективно –групповая.

Задачи урока.

                                        Обучающие:

1.Учить  самостоятельно  добывать знания.

2.Формировать умения и навыки обобщения изученного.

Закрепить некоторые аспекты анализа стихотворного текста.  

                                        Развивающие:

1.Развивать познавательные и исследовательские умения и навыки учащихся.

2.Развивать умения и навыки логического мышления, культуры речи, использования выразительных средств языка.

3.Развивать умения орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

                                       Воспитывающие:

1.Воспитывать уважение к мнению других, требовательность к себе, умение защищать свои убеждения.

2.Создавать на уроке творческую атмосферу.

3.На основе художественных текстов формировать нравственное мировоззрение учащихся.

                                                     

                                     Ход урока

1.Вступление к уроку.

Обособленные обстоятельства – 4-ый урок по теме »Обособление второстепенных членов предложения», один из уроков повторения и обобщения знаний учащихся с целью подготовки к ЕГЭ. Поэтому цель нашего урока – повторить и обобщить полученные знания об обособленных обстоятельствах, закрепляя теоретические знания на практике, а также повторить некоторые аспекты анализа текста.

2.Проверка домашнего задания – анализ стихотворного текста.

(Задания дифференцированы для 3-х групп)

Текст.( Один и тот же для 3-х групп)

Я поднял дерево –

Оно росло не стоя,

Лесок его, как в битве, потерял,

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

О нём уже не помнила округа,

Ликуя, вешней свежестью дыша…

Я поднял это дерево,

Как друга.

О, как заговорила в нём душа!

Задания.                              1-я группа

1.Прочитать стихотворение наизусть. С каким настроением вы читали?

2.О чём это стихотворение? (тема-спасённое дерево) В каких словах выражена основная мысль? Почему? ( в последнем сравнении и олицетворении.

Они придают тексту особую выразительность. Искренно и проникновенно отнёсся человек к дереву, и оно «заговорило» с ним, зашелестело  своими листочками) .

3.Какая изобразительная фигура усиливает единство двух частей стихотворения? (синтаксический повтор: я поднял дерево).

4.Назвать обособленные обстоятельства и причину их обособления.

5.Какова стилистическая окраска предложений с обособленными обстоятельствами? (Обособленные обстоятельства  – это средство речевой выразительности, которое придаёт предложению яркую дополнительную окраску,      помогают эмоционально выразить основное действие, дать более полную характеристику образу, т.е. увеличивают смысловую нагрузку и придают некоторую  самостоятельность обособленному второстепенному члену .

                                                      2-я  группа

1.Как росло дерево? Почему?

2.Подобрать синоним к слову ликуя (радуясь)

2.Назвать необособленное обстоятельство. Почему не произошло обособления? ( не стоя – это деепричастие тесно связано с глаголом-сказуемым росло, образуя с ним тесный, единый смысловой центр высказывания. Интонационной паузой деепричастие не выделяется, поэтому обособления не происходит. Вторая причина необособления в том, что это одиночное деепричастие близко по функции к наречию образа действия: как? каким образом?  в каком положении? Оно утратило глагольное значение и приобрело обстоятельственное значение признака действия, т.е. приобрело признаки наречия образа действия и стало называться деепричастием наречного типа. Примеры:  сидя, лёжа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не мигая, не  попрощавшись .

                                                       3-я группа

1.Объяснить значение слова вешней.(весенней)

2 . Значение какого слова мы узнаём только в контексте? Как называются эти слова? (лесок – округа, контекстуальные синонимы)

3.Отметить фонетические изобразительно-выразительные средства. (вешней свежестью дыша).

4.Назвать олицетворения. Какова их роль?

                      Перед повторением материала ставлю задачу:

Самостоятельно составлять таблицу обособления обстоятельств. Результаты в конце урока.

              3. Повторение материала. Анализ предложений

Мы вспомнили основные способы обособления и необособления обстоятельств, что поможет нам анализировать более сложные предложения, которые взяты из тестов ЕГЭ.(Задания дифференцированы и записаны на доске. Устное групповое задание . Знаки на доске не расставлены)

Можно ли  по схемам  однозначно ответить, что соединяет союз и?

,и  ;  и ; и,  ;  ,и,

1-я группа

Я угнездился под деревцем, у которого сучья начинались низко над землёю и, следовательно, могли защитить меня от дождя, и, полюбовавшись окрестным видом, заснул безмятежным сном.  (Тург.) (Угнездился и заснул; в середине главного - придаточное определительное, осложнённое вводным словом; главное осложнено  обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

2-я группа

 Она хотела открыть рот, чтобы приказать, и вдруг остановилась.(В середине главного – придаточное цели)

3-я группа

И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, послушать, подождать.

(Деепричастный оборот после сочинительного союза всегда обособляется).

Вопрос группам. Что может соединять союз и?

Коллективный анализ текста.( текст записан на доске, списать, расставить пропущенные знаки препинания).

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,-  

Тем более, что жизнь короткая такая.

                                         Булат Окуджава

1.Объяснить знаки препинания и составить схемы обособлений.( 2 ученика работают у доски) (Деепричастный оборот всегда обособляется после подчинительных союзов)

2.Подобрать синонимы  к слову с полуслова.   (с полувзгляда, с полнамёка, моментально).

3. Какова основная мысль текста? Подчеркнуть ключевые слова.(понимать, потакая, с полуслова)

4.Лексическое значение слова потакая.( уступая, понимая, потворствуя)

5. Изменится ли смысл предложения, если переставить деепричастный оборот?  (Нет, т.к. деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения).

6.Синтаксический разбор 1-го предложения.(1 ученик разбирает по членам предложения и по частям речи.  2 ученик даёт устную характеристику предложению).

                                     Пунктуационный разбор (записываем под диктовку)

                                                          (а когда прочитал её)

Я мечтал прочитать эту книгу, а прочитав её, разочаровался.

                 Можно ли перенести деепричастный оборот в другое место без союза а? Почему?  (Если невозможно оторвать союз а от деепричастия или деепричастного оборота, а сам деепричастный оборот нельзя перенести в другое место, не нарушив структуры предложения, то запятая после сочинительного союза не ставится. Прочитал её и разочаровался.

                Замените деепричастный оборот синонимичным придаточным предложением. Ставится ли запятая после союза а ? (Нет, нарушается структура предложения)

Около деревни протекает река, перейдя которую попадаешь в лес. Есть ли обособление в этом предложении? ( Нет. Деепричастие + зависимое слово которую входит в состав придаточного определительного, и обособления не происходит)

                                       Устное сравнение предложений

 (  Запись на  доске. Знаки не расставлены .)

             1. От какого условия зависит обособление? Расставить, где надо, запятые и прокомментировать.

Он говорил запинаясь.    (Говорил с  запинкой.  Говорил  и запинался. )

Он добавил, запинаясь, несколько слов.

Он добавил несколько слов, запинаясь. (имеет самостоятельные глагольные признаки).

В 1-ом предложении одиночное деепричастие не обособляется, т.к. стоит в конце предложения, примыкает к сказуемому и приобретает обстоятельственное значение наречия, можно заменить наречием. Во 2-ом – обособляется, т.к.  стоит в середине   предложения и выделяется интонацией).

            2. Переставить деепричастие в начало предложения .Произойдёт обособление?       От каких условий  зависит обособление в данных предложениях? ( От места расположения деепричастия в предложении и от интонации)

3.Списать с доски фразеологизмы, придумать и записать 1 предложение с любым фразеологизмом. Происходит ли обособление? (фразеологические обороты не обособляются).

Сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, разиня рот, повесив нос, очертя голову, не покладая рук, не разгибая спины,  не долго думая, скрепя сердце,    положа руку на  сердце) .  

                                           Задание повышенной сложности   1-я группа (2 и 3 группы в это время выполняют работу на карточке)

(Под диктовку записываем предложение и делаем пунктуационный разбор).

     (Уточняет когда   )Начиная с понедельника работа будет продолжена.

                                   По совести говоря, я не был готов к ответу.

Чем являются выражения: начиная с понедельника, по совести говоря?

Докажите свою точку зрения и сделайте пунктуационный разбор.

 (Деепричастие начиная утратило глагольное значение и перешло в другой разряд – в производный предлог, образованный из деепричастия. Предлог входит в вопрос: «Начиная с какого времени?»

По совести говоря – фразеологизм, образованный из деепричастного оборота. В предложении он употребляется в роли вводного слова, которое можно заменить другими вводными словами: по правде говоря, итак, иначе говоря. В данном предложении вводное слово имеет значение экспрессивности. Обособления как при деепричастном обороте не произошло потому, что деепричастный оборот утратил глагольные признаки и стал фразеологизмом, который приобрёл функцию вводного слова, а вводные слова всегда выделяются запятыми. )

                              2-3 группы               (пунктуационный разбор)

Он  вышел из кабинета молча и ни на кого не глядя.   (Деепричастный оборот не      обособляется, т. к.   выступает в качестве однородного члена в одном ряду  с необособленным  обстоятельством

                                        Выборочный диктант

Выписать обособленные обстоятельства вместе со словами, к которым они относятся, поставить вопросы.       1 ученик составляет схемы на доске с вопросами.

1.Приехав в город, Андрей остановился у знакомого.

2. Едва держась на ногах от усталости, люди, продолжали работать.

3. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.

4. С вызовом сестры Павел Васильевич медлил, боясь причинить сыну неприятность.  ( Медлил (почему? ), боясь причинить сыну неприятность).

                                   Конструирование предложений  (устное задание)

Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушёл. Почему замена здесь невозможна?

(Здесь в главном и придаточном предложениях 2 разных подлежащих и 2 основных действия, добавочного действия нет).

           Как можно изменить предложение, сохранив смысл?

Приехав на станцию, мы увидели, что поезд уже ушёл.

 

                                    Сравните предложения  (Запись на доске)

Какое более благозвучно? Почему?

После того как я выполнил задание, пошёл гулять.

Выполнив задание, я пошёл гулять.

 ( 2-е  предложение, т.к. оно более сжато, поэтому звучит энергичнее, выразительнее. Такие предложения обычно носят книжный характер. Их достоинство в лаконичности, краткости, выразительности. )

                                     4. Обобщение материала

1.Перечислить условия обособления обстоятельств, опираясь на материал урока и на правила учебника.

2.Когда обстоятельства не обособляются?

3.Какой материал для вас был труден? Почему?

3.Что вы пропустили? Сравните свои ответы с таблицей. (Вывешиваю таблицу).

                                      Обстоятельства

 Обособляются                                                 Не обособляются  

1.Всегда распространённые и                       1.Деепричастия, близкие по

нераспространённые, выраженные             функции к наречиям образа

деепричастными оборотами и                       действия.        

деепричастиями, независимо от места        2.Если деепр. оборот выступает        

по отношению к глаголу-сказуемому.           в качестве однородного члена в

                                                                                   одном ряду с необособленными

                                                                                   обстоятельствами.

2.Стоящие после сочинительных и                 3.Если представляют собой  

подчинительных союзов.                                    фразеологизмы.

3.Стоящие в начале или в середине                4.Стоящие в конце предложения

предложения и сохранившие                            и приобретающие признаки

глагольные признаки.                                           наречия.                                                                          

                                                                                    5.Утратившие глагольные

                                                                                     признаки и перешедшие в

                                                                                     разряд вводных слов или

                                                                                     производных предлогов.

Какое самое основное условие обособления? (правильная интонация)

                                        5. Проверочная работа

(Дифференцированные тесты по группам) (Можно пользоваться таблицей).

                                                 1-я группа

Есть ли в предложении пунктуационные ошибки?( а).да; б).нет

1.Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2.Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3.Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем.

4.Я трепещу всё время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5.Учитель быстро и, не ожидая ответов, забросал школьников вопросами.

6.Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7.Схватив удочку, Павка дёрнул её и, оборвав зацепившуюся леску, выскочил на дорогу.

8. В тихий вечерний час хорошо бы постоять в лесу, молча.

9.Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10.Мать думая, что опоздает, явилась на вокзал за целый час.

(Ответы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7б, 8а,9б, 10а.)

                                                      2-я группа

1.Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются всегда. (а).да; б).нет).

2.В предложении: Затрещали кусты,  заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст. (Обособленных членов нет, и знаки препинания расставлены верно.    А).да; б).нет)

3.Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола . (В этом предложении обособлены 2 деепричастия и знаки препинания расставлены верно.  (а).да;  б).нет)

4.Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя   – обособляются, т.к.    являются наречиями.                (а).да; б).нет)

5.Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. (В этом предложении все знаки расставлены верно. а).да; б).нет.

6.Засучив по локоть рукава, я  принялась месить тесто.

Работать здесь придется засучив рукава. (В обоих предложениях знаки препинания расставлены верно.  а).да; б).нет.

(Ответы :  1а, 2б,3а, 4б. 5б, 6а.

                                                         3-я группа

1.Спустившись в зелёную долину, мы скоро забыли о холодном ветре на вершине горы. (В предложении обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. а).да; б).нет ).

2.Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. (В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

3.Он закинул за стену винтовку и, не оборачиваясь, пошёл к выходу.  (В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

4.Спустя рукава работаешь . ( В этом предложении все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

5.а)Трудились мы не покладая рук.

б)На том берегу вспыхивая мелькали огни.

(Отметьте предложение, в котором есть обособленное обстоятельство )

(Ответы: 1а, 2б, 3а, 4б. 5б).

Взаимопроверка. Сверьте с ответами на доске.

Какие правила вам надо повт

                               6.Итоги урока

Выставление оценок с комментариями.

                                 

                                7.Задание на дом

Индивидуальное задание .

Анализ текста по вопросам.

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив.

                          А.С.Пушкин.

Задания.

1.Какова композиция стихотворения?

2.Что вы видите и слышите, читая стихотворение?

3.Чем достигается такая живопись, что хоть бери кисть и рисуй?

4.Почему «торжествуя?

5.Объясните смысл устаревших слов.

6.Какие слова обозначают средства передвижения? Поясните их.

7.Как и почему летит кибитка?

8Запишите глаголы в порядке возрастания. Как называется этот приём?

9.О каком времени говорит слово »дворовый»?

10.Какова роль обособленных обстоятельств?

Задание для 1-ой группы.

Заключённые в скобках деепричастные обороты вставить в предложение.

1.Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты.   (дав нужные указания сестре)

2.Женщина вошла в комнату с маленьким ребёнком и стала его раздевать.(ведя его за руку, посадив на стул)

3.Вечером и утром юноша думал всё об одном и том же. (ложась в постель,   вставая на рассвете)

4.За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу. (окружая его полукольцом, напоминая собой   сказочных великанов)

5.Мой собеседник зажёг свечу и продолжал  свой рассказ. (достав из кармана спички, отпив немного воды из кружки)

6.В горнице моей светло

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро

Молча принесёт воды(5) Расставить знаки и сделать устный пунктуационный разбор.

              Н.М.Рубцов

Задание для 2-3 групп

Преобразовать предложения, обособив их  распространёнными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами: несмотря на, благодаря, ввиду, при условии и др. Расставить знаки.

1.Меня долго уговаривали прочитать стихи но я не согласился.( Несмотря на долгие уговоры, я не согласился прочитать стихи.)

2.Так как ожидается резкое похолодание, надо включить обогреватели.  (Ввиду ожидаемого похолодания надо включить обогреватели.)

3.Если соблюдать правила дорожного движения, аварий не будет.  (При условии соблюдения правил дорожного движения аварий не будет.)

 

Всему классу.

Выучить таблицу обособления обстоятельств.

 

 

                                                 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...