Сценарий урока: правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ирина Витальевна Сидягина

Предложен сценарий урока для 7-х классов по теме - "Правописание  н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_po_rus.yaz_.21_yanvarya.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Тема урока: Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных                                                                                                                           Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-сюрприз

Технология: технология контекстуального обучения                                                                   Цель: формирование навыка правильного написания причастий и oтглaгoльных прилагательных.                                                                                                                               Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий»

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами

Оборудование: карточки, грамоты

Ход урока                                                                                                                                               1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

2. Актуализация опорных знаний

Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом                                                                                                          Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.

(Запись на доске коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)

Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости все так же, как и рань

ше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золоченые и посеребренные блюда. Причем непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

3. Объяснительный диктант

Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта

Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.

(Раздадим карточки)

№1 куплен_ый банан                          №2 лишен_ый шкурки баклажан

№3 на масле жарен_ый бекон            №4 в духовке пропечен_ый кекс

№5 курин_ые ноги                              №6 дроблен_ый орех

№7 резан_ый батон                             №8 варен_ый бульон

№9 протушен_ый бифштекс              №10 в кастрюльку брошен_ый чеснок

№11 вялен_ые лещи                            №12 маринован_ый салат

Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт.

(Объяснительный диктант)

Ученик, у которого есть карточка диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание н-нн. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»

Уникальный рецепт

Возьмите__________________________________________,

__________________________________________________,

Добавьте__________________________________________

И киньте в_________________________________________.

На________________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_____________________________________________,

__________________________________________________. В_________________________________________________-

Приправа для______________________________________.

А пара____________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш______________________________________________

Отведать каждый будет рад.

4. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия кулинар»

Цель: проверить уровень усвоения темы

Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.

Наша работа состоит из двух этапов:

1. Выясним содержимое холодильника (конверта).                                                                   2. Составим рецепт вместе с другом.

Задание. Вставьте попущенные буквы на карточках

Вариант 1

Сметан_ый, маслян_ый крем, запечен_ый в духовке, украшен_ый фруктами, в виде плетен_ой корзинки, пропитан_ый  (торт)

Румян_ое, нарезан_ое кубиками, мочен_ое, смешан_ое с творогом, очищен_ое  (яблоко)

Выращен_ая собствен_ыми руками, куплен_ая  на ярмарке, посыпан_ая, морожен_ая,  перемешан_ая         со взбитыми сливками  (клубника)

 Вариант 2

Обезжирен_ое, кипячен_ое, пастеризован_ое, охлажден_ое, топлен_ое в духовке, некипячен_ое  (молоко)

Клюквен_ое морожен_ое, посыпан_ое шоколадом, политое крыжовен_ым сиропом,

украшен_ое заспиртован_ой вишней  (мороженное)

Жжён_ый, пережжен_ый, сварен_ый по-турецки, свежепригoтовлен_ый, разбавлен_ый молоком, привезен_ый из-за границы  (кофе)

Вариант 3

Чищен_ый, резан_ый кубиками, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне  (картофель)

Мелко резан_ый, сушен_ый, тушен_ый в        сметане, смешан_ый с измельчен_ым зелен_ым        

луком  (гриб)

Резан_ый, пассирован_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой  (лук)

 Вариант 4

Шинкован_ая, тушен_ая с мясом, квашен_ая в бочке, солен-ая, приправлен_ая майонезом, посечен_ая         (капуста)

        

Жарен_ая в топлен_ом масле,         варен_ая в подсолен_ой воде, реза_ая длин_ыми полосками

                                                                                                                                        (морковь)

Зелен_ый, консервирован_ый, варен_ый и толчен_ый, свежеморожен_ый, маринован_ый

        (горох)

Вариант 5

Маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с петрушкой, мелкокрошен_ый, высушен_ый  (чеснок)

Фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчен_ая, варен_ая в бульоне, жарен_ая, несолен_ая  (курица)

Предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый, но недосолен_ый  (рис)

 Вариант 6

Резан_ый кружочками, посыпан_ый рублен_ым зелен_ым луком, солен_ый, тушен_ый с морковью  (баклажан)

Нарезан_ый дольками, фарширован_ый мясом, приправлен_ый майонезом, нерезан_ый, только что сорван_ый, малосолен_ый  (помидор)

Варен_ая, консервирован-ая, жарен_ая на масле, запечен_ая на костре, посолен_ая, варен_ая в кастрюльке  (кукуруза)

Вариант 7

Консервирован_ый, резан_ый кубиками, облитый сметан_ым кремом, посыпан_ый дроблен_ым орехом, красиво разложен_ый  (ананас)

Сyшен_ый, резан_ый, заправлен_ый сгущен_ым молоком, смешан_ый с лимон_ыми дольками (банан)

Очищен_ый, разрезан_ый, привезен_ый из-за границы, выдавлен_ый, предложен_ый на десерт, смешан_ый с мандарином (апельсин)

 Вариант 8

Обезжирен_ый, витаминизирован_ый, охлажден_ый, клюквен_ый, приготовлен_ый по особому рецепту, разрекламирован_ый  (йогурт)

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым, съеден_ая                    

                                                                                                                                      (Груша)

Свежеморожен_ая, посыпан_ая сахаром, варен_ая, консервирован_ая, использован_ая в качестве украшения для слоен_ого пирога  (малина)

5. Работа в группах (по два человека (1-2 вариаит, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)

Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера используя ключевые слова

Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображенные на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все)

6.Закрепление изученного

Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение

Теперь займемся мы столом.                                                                                                          Он полирован_ый притом.                                                                                                    Крахмален_ая скатерть есть.                                                                                                             А вязан_ых салфеток шесть.                                                                                                            Покрашен_ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.                                                                                                                 Вилки золочен_ые,

Ножи посеребрен_ые.

И вот учен_ый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют старин_ые часы.

У дам припудрен_ы носы.

Вот стеган_ых жилетов ряд

И туфель чищен_ых парад.                                                                                                            Уж можно ужин подавать,                                                                                                                Чтоб зван_ых в гости удивлять.                                                                                            Потрачен_о немало сил.                                                                                                             Хвалён_ый суп уже остыл.                                                                                                     Капусты квашен_ой ведро,                                            

Мочён_ых яблок три кило.                                                                                               Свжеморожен _ ый сазан,                                                                                             Копчён_ый угорь и баран,                                                                                                Хранившийся пять лет бальзам                                                                                                      И мелкокрошен_ый банан.                                                                                                        Того, что съеден_о давно,                                                                                                 Пересчитать мнe не дано.                                                                                                     Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна-две Н»!

7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников

Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).

8. Домашнее задание

Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные.

Заморожен_ы продукты,                                                                                         Законсервирован_ы фрукты

И закуплен_ы конфеты.

Все прожарен_ы котлеты.

И расставлен_ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны

Почищен_ы бананы,

Для маленькой Аси

Порезан_ы ананасы.

А юн_ая Лара любит

Сушен_ые кальмары...

Прошел торжествен_ый обед.                                                                                          Обрадован_ы все. Привет!

Порезан_ы вязан_ые салфетки.                                                                                              Испуган_ая кошка затаилась у соседки.                                                                                   Клеен_ые обои разорван_ы.

Парчовые шторы сорван _ ы.                                                                                         Полирован_ый столик поцарапан_.                                                                                  Рассерженно смотрит папа.                                                                                          Искусствен_ые цветы подстрижен_ы.                                                                                  Мама плачет обиженно.

Гости разошлись восторжен_ые.

Хозяева остались встревожен_ые.

Фрагменты психологического анализа урока

1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика

Учитель намеренно не объявил цель урока обратив при этом внимание учащихся на нестандартность урока (урок-сюрприз). В течение всего урока учитель пытался заинтересовать учеников необычным подходом к одной из самых сложных тем в курсе русского языка

2. Нужно пытаться организовывать  деятельность учащихся так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся

Действуя ненавязчиво, но целенаправленно, учитель смог привлечь учащихся к выполнению довольно привычного упражнения (вставьте Н-НН).  Эстетически продуманные        требования и яркие карточки (изображения продуктов) содержали не менее 18 слов с изученной орфограммой. Кроме того, задания продуманны таким образом, что, даже действуя в паре (1-2 вариант), ученики не могли списывать, так как слова не повторяются. Таким образом, внешне эффектные карточки стали в то же время весьма эффективным средством проверки уровня усвоения материала

3. Необходимо создавать условия для продуктивной работы мышления и воображения

Каждый современный урок русского языка должен быть основан на принципе текстоцентризма. Данный урок не стал исключением. При этом учителю удалось подобрать тексты занимательного характера и предложить для самостоятельного составления текст рецепта (то есть текст-повествование). В условиях соревнования (8 вариантов задания) и возможности работы в парах (учащиеся могли объединиться для составления текста) задание было выполнено на должном уровне

        

4. Необходимо добиваться активности и самостоятельности мышления учащихся

Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовали:

- система вопросов и заданий;

- создание проблемной ситуации;

- организация индивидуальной, парной и коллективной работы;

- использование элементов контекстуальной технологии, предполагающей моделирование    предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

5. Необходимо формировать устойчивый        и действенный интерес к предмету  и учению в  целом

 Как показывает практика, тема анализируемого урока очень трудно усваивается учащимися, поэтому нужно стараться разнообразить содержание и форму заданий, показать, насколько практически важно овладеть умениями и навыками по данной теме. Технология проведения урока-сюрприза позволяет активизировать внимание школьников и способствует повышению интереса к предмету и учению в целом

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Упр. № 1

Уровень1

  3аполните таблицу

1) Подержанные книги высланы наложенным платежом. 2) Балованный ребенок не сделает рискованных шагов. 3) Соленый суп можно разбавить кипяченой водой. 3) Крашеный пол медленно сохнет. 4) Некачественно клееные обои отстали. 5) Через пустынную поляну проходит исхоженная и езженая дорога. 6) Сожженное письмо осталось за каминной решёткой. 7) Масляная каша оказалась на выстиранной и глаженой скатерти. 8) Запутанный рассказ понятен только смышленым. 9) Береженные так долго драгоценности перешли по наследству к ветреным родственникам.

ОБОИ - от слова «обить»

(в старину обои изготавливались из ткани, и стены ими обивались)

-ЯН- в прилагательных

-НН- в прилагательных

                  н + н

-ЕНН-

Исключения

-Н- в отглаг. прил. без приставок

и зависим. слов

-НН- (причастие с приставкой)

-НН- в причастиях с завис. слов.

-ОВАННЫИ, -ЕВАННЫИ

Исключения

-Н- в кратких причастиях

-НН- в наречиях, образованных

от слов с -НН-

Уровень2

Вставьте пропущенные буквы

1)Подержан_ые (есть приставка) книги выслан_ы (краткое причастие) наложен_ым (есть при ставка) платежом. 2) Балован_ый (на -ОВАННЫЙ) ребенок не сделает рискован_ых (на ОВАННЫЙ) шагов. 3) Солен_ый (нетприставки и зав.сл.) суп можно разбавить кипячен_ой (нетприставки и зав.сл.) водой. 3) Крашен_ый (нет приставки и зав.сл.) пол медлен_о (-ЕНН-) сохнет. 4) Некачествен_о(-ЕНН-) клеен_ые (есть зависимое слово) обои отстали. 5) Через пустын_ую ( н + н ) поляну проходит исхожен_ая (есть прuставка) и езжен_ая (нет приставки и зав.сл.) дорога. 6) Сожжен_ое (есть приставка) письмо осталось за камин_ой (н + н) решёткой. 7) Маслян_ая (-ЯН-) каша оказалась на выстиран_ой (есть приставка) и глажен_ой (нет приставки и зав.сл.) скатерти. 8)Запутан_ый (есть приставка) рассказ понятен только смышлен_ым (искл.). 9) Бережен_ые (есть зависимое слово) так долго драгоцен_ости ( н + н ) перешли по наследству к ветрен_ым (нет приставки) родствен_икам (-ЕНН-).

                                                                                                          ОБОИ - от слова «обить»  (в старину обои изготавливались из ткани

и стены ими обивались)

Уровень3

Вставьте пропущенные буквы                                                                                                  1) Подержан_ые книги выслан ы наложен_ым платежом. 2) Балован_ый ребенок не сделает рискован_ых шагов. 3) Солен_ый суп можно разбавить кипячен_ой водой. 3) Крашен_ый пол медленно сохнет. 4) Некачественно клеен_ые обои отстали. 5) Через пустын_ую поляну проходит исхожен_ая и езжен_ая дорога. 6) Сожжен_ое письмо осталось за камин_ой решёткой. 7) Маслян_ая каша оказалась на выстиран_ой и глажен_ой скатерти. 8) Запутан_ый рассказ понятен только смышлен_ым. 9) Бережен_ые так долго драгоцен_ости перешли по наследству к ветрен_ым родствен_икам.

                                                      ОБОИ - от слова «обить»

(в старину обои изготавливались из ткани

и стены ими обивались)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела "Морфология"...

Конспект урока "Правописание нн-н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Тип урока: повторение и обобщениеВид урока: урок-сюрпризЦель: формировать навыки правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в с...

Проверочная работа "Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Тест "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"  7 класс   и карточки для индивидуальной работы...

Открытый урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...