Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

 

Действительные причастия прошедшего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_prichastie.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема. Действительные причастия прошедшего времени.

Цели:

  • познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее;
  • развивать аналитическое мышление, лингвистическую                                    компетентность по теме урока, творческие способности учащихся,

     коммуникативные навыки;

  • воспитывать любовь к природе, внимание к слову.

Оборудование:

карточки для учащихся,  «Толковый словарь» С.И. Ожегова. презентация

Ход урока:

1.Оргмомент.

-Ребята, посмотрите в окно,  прошло уже лето,за окном осень  … Мне вспомнились такие строчки

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

-Вот именно так представляет осень А.С.Пушкин

Сегодня  на уроке поразмышляем о природе, о ее роли в жизни человека.

-Предлагаю вашему вниманию видеоролик.

2.Эмоциональный настрой урока.

-Внимание на экран.

                                            (Видеоролик «Цветы»)

- Ваши мысли…Ассоциации…

-А с чем ассоциируется у вас природа?

..

3.Работа с лингвистическим текстом.

-Прочитайте стихотворение Ковязиной Насти, вашей одноклассницы.,,

      Осень.

Правит городом осенний вернисаж,

Зазывая листопадной красотой.

И желтеющий, краснеющий пейзаж

Каждый день меняет яркий образ свой.

За ночь лужицы покрылись коркой льда.

В парке ветра уносящийся порыв

Закружил, и вся упавшая листва

Подхватила ранней осени мотив.

- Выразительно вслух…

-О чем оно?

-Какой представлена осень в этом стихотворении?

Какие части речи помогают представить эту картину, способствуют восприятию живой природы?

4. Запись даты.

- Сегодня  16 октября. Открыли тетради, записали дату, классная работа.

5.Работа со  словарём.

-Итак, работа со словарем.

Маренго, палевый, перванш.

(Слово   -маренго -черный с розовым отливом; Палевый- розовато-бежевый, цвета соломы;

Перванш- светло-голубой цвет с розовато-сиреневым оттенком;

- -Прочитайте лексическое значение слов.

  -Составьте предложения с любыми из этих слов.(устно)

6. Работа с художественным текстом.

- Найдите в стихотворении Насти  действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделите суффиксы, объясните написание суффиксов в данных причастиях.

Желтеющий, краснеющий ,уносящий, упавшая.

-А есть ли здесь причастие прошедшего времени?

-Как вы это определили?

7.Сообщение цели урока

Цель нашего урока –узнать, как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени, научиться правильно писать данные причастия.

Записали тему урока.

(Действительные причастия прошедшего времени).

8.Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 45, параграф 17.

- Прочитайте тему параграфа 17… Сегодня будем говорить только о действительных причастиях.

-Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени: как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени.

-Составляем  ОС.

  ---------------   гл. неопр.ф.

перех./неперех.

соверш./несов.в.  

                     

-Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом –вш-_? А перед суффиксом –ш-?

---------------   гл. неопр.ф.        -вш-( к основам на гласную)

перех./неперех.                      +       -ш-(к основам на согласную)

соверш./несов.в.  

знать+-вш---знавший

везти+-ш---везший

-Подведем итог.

-Какую гласную надо писать перед суффиксом –вш-_?

-Поверьте  правильность своих ответов на стр. 46.

-Запомните, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

9.Первичное закрепление.

-Запишите слова в столбик

Отразить

Прекратить

Сиять

Петь

Чернеть

Задремать

Задрожать

Побледнеть

Веять

Прикасаться

-По образцу упр.95  образуйте действительные причастия прошедшего времени.(5 слов на доске)

-Остальное- самостоятельно. Проверяем цепочкой.

-Составьте предложения о природе с использованием полученных причастий.

-Вы услышали,что использование причастий в речи придает четкость и выразительность,однако,употребляя причастия, мы должны следить за благозвучием речи, избегать скопления трудных для произношения шипящих.

10. Физминутка

(Чайковский  «Октябрь. Осенняя песнь»)

-Какое настроение вызвал музыкальный фрагмент?

- - У каждого на столе – карточка.

-  1 группа  ,ваше задание-упр.96

- 2 группа, ваше задание-работа по карточкам

-3 группа творческая работа- описание природы  с использованием причастий и п/о  (Альбом стр.21)

(Работаю с уч-ся 1 гр.: объяснили цепочкой-записали)

-С любыми словосочетаниями составьте предложения с однородными членами.

2 а группа самопроверка по ключу:

2 б группа самопроверка по ключу:

11. Итог урока.

-Как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?

… Спасибо за работу на уроке. Оценку 5 заработали, оценку 4…        

15. Домашнее задание.

- Исследовать п.17, выучить ОС.

1)-упр.98

2)- творческая работа- написать сочинение «Сон осеннего листа».

- Внимание на экран.

                                                                                        Прилепина  Ирина  Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.

  В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.

ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....

Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»

Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий....