Урок по русскому языку в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Чинёнкова Светлана Алексеевна

Урок по русскому языку в 5-м классе "Прямое и переноснгое значение слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №9 г. Павлово с углублённым изучением отдельных предметов

Конкурс учебно-методических

«Мой лучший урок с применением современных педтехнологий и методик»

Номинация  «Русский язык»

Урок «Прямое и переносное значение слова» в 5 классе по УМК М.М.Разумовской

                                                             Учителя русского языка

                                                       Чиненковой

                                                                         Светланы Алексеевны,

                                                                        стаж работы – 25 лет

                                                                  (8-961-631-62-69)

2014-2015 г.

Прямое и переносное значение слова

Предметные цели урока:

  • Ознакомление со способами образования переносного значения слова. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
  • Умение различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие  учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание  внимания  и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование:  учебник, обобщающие таблицы, проектор

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают однозначные и многозначные слова; называют способы образования переносного значения слова, отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока

  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.  

Учитель:    - Ребята, вы верите в чудеса?

- В сказки вы верите?

- Какой праздник к нам приближается?

- Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?

-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Для этого мы должны исправить ошибки в данных нам предложениях, ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе мы не сможем открыть двери в волшебную страну,  и  наши новогодние пожелания не исполнятся.

II. Актуализация знаний.

1.       Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а)         Закричал охотник: “ОЙ!
           Двери гонятся за мной!» (звери)          

б)         «Посмотрите-ка, ребятки,
           Раки выросли на грядке». (маки)

в)         Старый дедушка Пахом
           На козе скакал верхом. (коне)  

г)         На пожелтевшую траву
           Роняет лев свою листву. (лес)  

д)         Синеет море перед нами,              

            Летают майки над волнами. (чайки)

  Учитель:   – Какой вывод, ребята, напрашивается?

  Ученик:   -  Если мы неправильно понимаем значение слова, то меняется значение целого предложения.

 Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает значение слова?

 Ученик: - Лексика.

 Учитель: - А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем лексику, иначе  не откроются перед  нами двери нашей сказочной страны. Выполнив правильно это задание, мы получим первый наш волшебный ключик и откроем первую дверь.

2.         Блиц-опрос.

  1. Что такое  лексическое значение слова ?
  2. Сколько значений может быть у слова?
  3. На какие  группы по значению делятся слова?
  4. Как слово становится многозначным?
  5. Как образуется переносное значение слова?

III. Формулирование проблемы.

Учитель: - На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

( Ученики фиксируют возникшее затруднение (Не могут определить, какие многозначные слова имеют переносное значение). Причина - не знают, как образуется переносное значение слова.)

 IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:  - Какой  вопрос возникает?

                  - Какова будет тема нашего урока?                                 

                  - Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: - Формулируют вопросы:

                  -В каких случаях значение слова переносное?

 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока). 

Прямое и переносное значение слова. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких словах несколько значений и какие из них переносные?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда слово является многозначным и имеет переносное значение. Приведите свои примеры.

Значение слова

Перенос по сходству

Название песок переносится на кристаллы сахара на основе сходства по форме.

Песок

Прямое значение

  1. Множество крупинок твёрдых минералов

Это речной песок.

Переносное значение

  1. Сахар в мелких кристалликах

Купи сахарный песок.

 

Значение слова

        

Перенос по смежности:

Название чашка переносится на название чая, который находится в чашке.

Чашка

Прямое значение

1.Небольшой сосуд для питья.

Где твоя чашка?

Переносное значение

2.Количество чая, равное объёму чашки.

Я выпил три чашки.

Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике. (параграф 34, стр. 82-84)

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?

Ученики: - Да.

Учитель: - Хорошо. Давайте  вместе составим алгоритм (коллективное формулирование правила - алгоритма.)

Прямое значение слова – это первое, основное значение многозначного слова. В толковом словаре прямое значение даётся под номером 1.

Другие значения слова называются переносными.

Задание. Рассмотрите рисунки. Объясните, на чём основан перенос значения с одного предмета на другой – на сходстве или на смежности.

http://gallery.forum-grad.ru/files/4/8/3/6/4/pear1.jpg

http://www.smiles.in.ua/files/products/286_0.jpg

Таблица-схема № 1.

Груша

Плодовое дерево со сладкими плодами

Плод этого дерева

Спортивный снаряд для отработки ударов

Таблица-схема №2

http://ppt4web.ru/images/8/195/640/img11.jpg

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Ученики работают по алгоритму. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму.

 Упражнение № .  Фронтально  проговаривают изученный материал, определяют количество значений у слова, обдумывают  то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.

Учитель: -  Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда   слово приобретает переносное значение, можете свои знания применить на практике. Получаем второй волшебный ключик и можем открыть вторую дверь в волшебный мир.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в паре)

Учитель: 1. Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении?

Верный (решение, друг, перевод, средство)

Чистый (вода, золото, лист, комната, небо, произношение, душа)

Тёплый (батарея, вечер, шарф, письмо, приём)

2.Составьте с полученными словосочетаниями предложения, в которых поясняется каждое значение прилагательного.

Образец: железная кровать (из железа), железный характер (твёрдый, упорный)

Кровать была железная, поэтому от сырости на ней появилась ржавчина.

У моего друга железный характер, его не испугаешь трудностями.

IX. Включение в систему знаний и повторение.

1. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его,  определите, в каком значении использовано слово.

А) Стоит Алёнка – платок зелёный,

     Тонкий стан, белый сарафан. (берёзка)

Б) Маленького роста я,

     Тонкая и острая,

     Носом путь себе ищу,

     За собою хвост тащу.  (иголка)

В) Низок, да колюч,

     Сладок ,да пахуч,

     Ягоды сорвёшь –

     Всю руку обдерёшь.  (крыжовник)

Г) Маленький рост,

     Длинный хвост,

     Серая шубка,

     Острые зубки. (мышка)

Д) Стальной конёк по белому полю бегает,

     За собой чёрные следы оставляет.  (ручка)

Е) Заворчал живой замок,

    Лёг у двери поперёк,

    Две медали на груди,

    Лучше в дом не заходи.  (собака)

  1. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения

 (упр.255) слова в переносном значении.

Карточка с заданием

Сергей Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

 ( Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки – упр.259).

3. Работа с текстом. Прочитайте про себя, а затем вслух стихотворение А.А.Прокопьева.

Волна, волна – все звуки влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова. Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаге вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

Задание:

1 группа – выберите и запишите слова многозначные, определите, в каком значении употреблено слово

2  группа – выберите и запишите слова в переносном значении, определите вид переноса (эпитет, метафора, олицетворение).

С помощью каких знаний вам удалось справиться с этим заданием?

X. Рефлексия


- Чему был посвящен урок? (однозначные и многозначные слова; способы образования переносного значения слова.)

- Когда слова могут иметь переносное значение? (Когда слово имеет несколько значений, одно из которых предусматривает сравнение предметов по сходству, смежности…).

-Какие затруднения мы испытали?.

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать значения слов, работа с толковым словарём С.И.Ожегова, В.И.Даля).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?

 Узнал, что необходимо различать однозначные и многозначные слова; определять способы образования переносного значения слова, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать прямое и переносное значение слова. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать эпитеты, метафоры, олицетворения, могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание. 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто узнал, что слово может иметь несколько значений, но не до конца научился различать прямое и переносное значение слова,  выполните упр. № 260 из параграфа 34.

2 Кто научился различать прямое и переносное значение слова, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 261.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали  на уроке, справились со всеми заданиями.  Мы  с вами определили тему урока, отвечали на вопросы,  составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. И мы получаем третий волшебный ключик, сможем открыть двери в волшебную страну,  и  все наши новогодние пожелания  исполнятся!!! Я благодарю вас за урок!

Список использованной литературы

  1. Русский язык.   Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской для 5 класса. Москва. Дрофа. 2011.
  2. http://rass.pepel-shcool.edusite.ru/
  3. Русский язык.   Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. А.Д.Шмелёва. Москва. Вентана-Граф. 2015
  4. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва. ОНИКС. 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...