Статья. Как работать со словарными словами в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Каськова Елена Ивановна
Учителя начальных классов знают, ка сложно изучение словарных слов. Нередко это объясняется неправильным подходом. Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.Легче всего запоминаются слова, которые вызывают у ребенка определенные ассоциации, будь то предмет, явление, действие и т.д ;2. Объединенные в одну группу предметы нужно «оживить», заставить их «двигаться».Мышление детей 6-9 лет опирается на четкие представления и образы. Следовательно, и тип памяти у большинства ребят образный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1._kaskova.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья.  Работаем со словарными словами.

В русском языке достаточно много слов, которые не подчиняются правилам орфографии. Написание таких слов надо запоминать.. Программа по русскому языку в начальной школе уделяет достаточно внимания изучению словарных слов. Для контроля используется словарный диктант. Проведенные исследования показывают, что классическая форма проведения словарных диктантов недостаточно эффективна. Изучая словарные слова, мы развиваем речь ребенка. К началу обучения у каждого накапливается свой словарь. Видя собаку, ребенок знает, что это – собака. Однако как пишется это слово, он не знает. Для того чтобы написание этого слова запомнилось, необходимо установить прочные связи между образом вороны, звучащим словом и письменным образом этого слова.

Знакомство с любыми словарными словами начинается с наглядного материала.

Знакомим детей с изображением и письменным образом слова.

Уточняем значение слова.

Предлагаем детям составить словосочетания с данным словом, предложения.

Проговариваем слово вместе с детьми по слогам (так, как следует записать). Предлагаем детям проговорить его по слогам самостоятельно.

Дети записывают слово в тетрадь.

Следующий этап – образуем однокоренные слова.

Например: Собака охраняет дом. У собачки косточка. Дети увидели собачьи следы.

Особое внимание следует уделить записи в тетради.

Образец:

Собака, собачка, собачьи

Обращаем внимание детей на общую часть в словах (на корень), дети выделяют эту общую часть.

Для более эффективного запоминания предлагаем ребенку нарисовать слово, устанавливая, таким образом, ассоциативные связи. В рисунке ребенок должен отобразить написание слова.

Не стоит брать сразу много слов, достаточно взять 2 – 3 новых слова.

Через некоторое время (на следующий день), диктуем изученные накануне слова (без однокоренных). Однокоренные слова включаем в предложения. Если ребенок не допустил ошибок, усложняем уровень сложности. Если же ошибки допущены, возвращаемся назад.

Берем новые слова, работая аналогично. Через некоторое время диктуем все взятые слова (без однокоренных), увеличивая объем диктанта. Необходимо использовать изученные слова в самых разных письменных работах. При выполнении домашнего задания следует обращать на них внимание. Если новые знания не востребованы долгое время, они откладываются на дальние полочки или забываются.

Словарную работу необходимо спланировать таким образом, чтобы периодически проверять, сохранились ли знания учащихся.

Изучая, таким образом, словарные слова, мы учим детей словообразованию и словоизменению, уточняем словарь, развиваем монологическую речь, работаем над орфографической зоркостью, одним словом, развиваем речь ребенка.

Эта работа не должна лежать на плечах одного учителя. Только совместными усилиями взрослых можно достигнуть успеха. Каждая минута, уделенная ребенку, приносит положительные результаты. Чем больше таких минут будет, тем легче нашим детям будет справляться с затруднениями. Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы со словарными словами повышенной трудности для учащихся 10-11 классов

Данная словарная работа проводится на уроках при повторении тем "Лексика", "Орфография" Слова с непроверяемыми гласными в корне слова, задания на подбор однокоренных слов и синонимов к таким трудным с...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил

В методической разработке представлены  некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил....

Статья "Воспитательная деятельность в условиях работы с обучающимися с ОВЗ (начальная школа)"

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средой общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их и...

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....