Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение по теме ГЛАГОЛ"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Сорокина Евгения Петровна

В ходе урока ребята, работая в группах, строят дом глагола, который состоит из фундамента - теории, этажей - практики и коррекции, крыши - творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_gpagol.doc45 КБ
Office presentation icon glagol.ppt345 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока:                               Обобщение знаний о глаголе

 

Цель: повторение и систематизация изученного материала по теме «Глагол».

Задачи:

  • закрепить полученные знания, умения и навыки по теме «Глагол».
  • развивать логическое мышление, умение работать в группе, сотрудничать, учить выполнять задания разной степени сложности.
  • воспитывать интерес к родному языку, стремление к познанию; поддерживать желание учиться.

Оборудование: фрагменты дома (теория (фундамент), практика (кирпичи), коррекция (кирпичи), творчество (крыша)), карточки с заданиями, смайлы жёлтого и голубого цвета для рефлексии, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Класс заранее разделён на 4 команды.

- Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Я прошу вспомнить правила работы в группах, выбрать капитана, секретаря и контролёра. Вы видите бланки оценок: после каждого задания капитану необходимо будет поставить оценку каждому участнику.

2. Целеполагание (Сл…)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

- Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить? (версии ребят)

-  Сегодня, действительно, обобщающий урок по теме «Глагол». Мы уже строили дом для имени числительного и местоимения, сегодня наша цель – строительство дома для глагола.

- Что будет являться фундаментом нашего здания? ТЕОРИЯ. (Выбирают из предложенных частей дома: теория, практика, коррекция, творчество)

3. Повторение и систематизация изученного материала

1. Задание для команд: вставьте пропущенные слова:  (слайд …)

   Глагол – это ………………… часть речи, которая обозначает…………………….

   В предложении чаще всего глагол является ………………………………..

   Изменение глагола по лицам и числам называется……………………..

   Глаголы могут быть …………………     и          ………………..  вида.

   Существуют …. наклонения  глагола: ……………., ………………… и …………………

 

Команды меняются листочками, взаимопроверка (слайд …)

- У вас на столах лежат бланки оценок. Я прошу за первое задание поставить оценку каждому участнику команды.

- Какой этаж логично построить следующим? Практика  (слайд …)

2. Задание командам. Вставьте глаголы и выберите задание, с которым вы справитесь:

   Все мы…, что самое прекрасное слово на земле – мама. Оно (звучит)… на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё (умеют)… . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не (гаснет)… любовь. Оно ни к чему не (остается)… равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери (делает)… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской)

 Задания (по выбору):

1. Определите спряжение и вид глаголов.

2. Определите вид и переходность глаголов.

3. Определите лицо и число глаголов.

(слайд …) 

Самопроверка

Выставление каждому оценок за задание в бланки.

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.      

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

3. Следующий этаж нашего дома – коррекция. 

Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

Помогите Незнайке исправить ошибки.

  Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от существительного, а согласововатся с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам помог? Мы хочем сжечь старые листья.

 Самопроверка

Выставление оценок каждому участнику в бланки.

И крышей нашего дома является ТВОРЧЕСТВО   (СЛАЙД …)

4. Задания для команд (вытягивают карточки).

1. Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте.

2. Если бы глагол был человеком, как бы он выглядел? Нарисуйте.

3. Ребусы

4. Синквейн о глаголе

Выставление оценок каждому участнику группы.

4. Подведение итогов

- Это было последним заданием на урок, и я прошу капитанов выставить итоговую оценку каждому участнику команды в бланк оценок.

- Мы сегодня построили дом глагола, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа на уроке очень понравилась, если вам также было интересно, я прошу поднять желтый смайл, если вам было скучно, неинтересно, прошу поднять голубой кружок.

5. Домашнее задание. (Слайд …)

Продолжите сказку

      Жили-были в некотором  царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели,  танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.

     Собрали части  речи  совет  старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в  чём  же дело…

Если осталось время, исправляем речевые ошибки

Ляжь в постель. Бежи скорее к врачу. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает - расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам ……… глагол !

Слайд 3

ТЕОРИЯ Глагол – это ………………… часть речи, которая обозначает………… В предложении чаще всего глагол является …………… Изменение глагола по лицам и числам называется………… Глаголы могут быть ………………… и ……………….. вида. Существуют …. наклонения глагола: ……………., ………………… и ………… самостоятельная действие сказуемым спряжением совершенного несовершенного 3 изъявительное, повелительное условное.

Слайд 4

Все мы …, что самое прекрасное слово на земле – мама . Оно … на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё ….. . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не … любовь. Оно ни к чему не … равнодушным. Тебе всегда нужна мать, ее ласка, её взгляд. Твоя любовь к матери … радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской) ПРАКТИКА

Слайд 5

Задания (по выбору): Определите спряжение и вид глаголов. 2. Определите вид и переходность глаголов . 3. Определите лицо и число глаголов.

Слайд 6

спря- жение вид переход-ность число лицо знаем 1 несов. перех. мн. 1 звучит 2 несов. неперех. ед. 3 умеют 1 несов. неперех. мн. 3 не гаснет 1 несов. неперех. ед. 3 не остается 1 несов. неперех. ед. 3 делает 1 несов. перех. ед. 3

Слайд 8

КОРРЕКЦИЯ Помогите Незнайке исправить ошибки Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, должны не убигать от существительного, а согласововатся с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат? Я бежу вам помочь. Вы хочете, чтобы я вам помог? Мы хочем сжечь старые листья.

Слайд 9

САМОПРОВЕРКА Если вы хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захочет говорящий. Глаголы, кроме того, должны не убегать от существительного, а согласовываться с ним. Уж очень они много хотят от меня. Куда это все они бегут ? Я бегу вам помочь. Вы хотите , чтобы я вам помог? Мы хотим сжечь старые листья.

Слайд 10

ТВОРЧЕСТВО Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте. 2. Если бы глагол был человеком, как бы он выглядел? Нарисуйте. 3. Ребусы 4. Синквейн о глаголе

Слайд 11

,,, действие , Ребусы

Слайд 12

И Р ем Я Д Ребусы

Слайд 13

Продолжите сказку Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости. Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело… ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....