Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Будина Анна Юрьевна

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc70.5 КБ
Office presentation icon konspekt_fr.ppt844 КБ
Office presentation icon vorona_v_pavlinikh_peryakh.ppt316 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 «А» классе

Тема: Фразеологизмы.

Тип урока: Подача нового материала.

Форма урока: КВН-игра.

Цели:

  1. Образовательная: познакомить с фразеологизмами, их значением и сферой употребления.
  2. Развивающая: развить навыки работы с фразеологизмами и умение пользоваться фразеологическими и толковыми словарями.
  3. Воспитательная: воспитать ключевые компетентности и чувства любви к родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, листы экспертов, фразеологические и толковые словари, выставка рисунков, иллюстрации фразеологических оборотов.

Ход урока

  1. Вступление.

Учитель: - Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а КВН-игра. Начнем с приветствия команд.

Учащиеся заранее были разделены на 3 команды. В каждой выбран капитан, эксперт, секретарь(могут быть назначены учителем). Ребята представляют название команды и девиз.

(1-я команда “Веселые кроссовки”. Девиз: “Не сесть в калошу!”

2-я команда “Находчивые матадоры”. Девиз: “Взять быка за рога”

3-я команда “Дружные ребята”. Девиз: “”)

(3 минуты)

  1. Проверка домашнего задания
  1. Учитель: - Первый конкурс “Разминка”. Команды должны ответить на 5 вопросов:
  • Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. (Лексикология)
  • Словарный состав языка. (Лексика)
  • Слова, схожие по звучанию и написанию, но различные по значению. (Омонимы)
  • Слова одной части речи, схожие по лексическому значению. (Синонимы)
  • Слова одной части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

Работа выполняется командами на специальных листах – карточках и сдается на проверку экспертам.

        Эксперт №1 проверяет работы команды №2

        Эксперт №2 – команды №3

        Эксперт №3 – команды №1

Оценка конкурса:

        3 балла – верно выполнены 5 заданий.

        2 балла – верно выполнены 4 заданий.

        1 балл – верно выполнено 3 задания.

        Результаты 1 конкурса выводятся через проектор на доску.

(5 минут)

  1.  Объяснение нового материала.

Учитель: - Лёша что ты носишься по коридору сломя голову? Дима, что ты молчишь? В рот воды набрал? Карина вчера на уроке работала спустя рукава! Слова живут себе поживают, но в один день вдруг  объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь! Вот и пример: 3 последних слова жили сами по себе – ВОДА, НЕ, РАЗЛИВАТЬ, а соединились и теперь означают совсем другое понятие: “неразрывность”, “неделимость”. Что же это за сочетания? Это фразеологизмы. Итак, тема нашего урока “Фразеологизмы” Запишите тему в ваших листочках. Фразеологизмы – это устойчивые понятия слов, близкие по лексическому значению единому слову, менее выразительному.

Через проектор на доске появляется надпись:

Он бил баклуши – Он бездельничал.

Петя на уроке труда работал спустя рукава – Петя на уроке труда работал плохо.

Учитель: -  В каком столбике сочетания слов нельзя разбить на отдельные слова?

Учащиеся: -  В каком столбике сочетания слов нельзя разбить на отдельные слова?

Учитель: - Фразеологизмы в предложении выполняют роль одного члена предложения. Какими членами предложения будут являться фразеологизмы из левого столбика?

Учащиеся: - В первом предложении фразеологизмы БИЛ БАКЛУШИ будет будет выполнять роль сказуемого. Во втором – фразеологизм СПУСТЯ РУКАВА – обстоятельства.

Учитель: - Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических и толковых словарях русского языка. Обозначаются знаком “Ромб”

Через проектор на доске высвечивается следующий слайд, содержащий определение фразеологизма, его синтаксическую роль, термин “Фразеология” (Фразеология от греч. ФРАЗИС (phrasis) – выражение + ЛОГОС (logos) – учение.)

Учитель: - Какой раздел науки о языке занимается изучением фразеологизмов?

Учащиеся: - Изучением фразеологизмов занимается раздел науки о языке “Фразеология”.

Учитель: - Как возникли фразеологизмы? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся вашими исследованиями. Итак, конкурс “Домашнее задание”.

(Учащимся на дом было дано задание подготовить презентации фразеологизмов: фразеологизм, его значение, происхождение.)

Учащиеся показывают свои презентации. (6мин)

Оценивание:

3 баллов – дано полное представление о фразеологизме (растолковано значение, история возникновения, источник)

        2 балла – отсутствие 1 из пунктов.

        1 балл – отсутствие 2х пунктов

Результаты конкурса высвечиваются на доску через проектор. Сумма баллов двух конкурсов.

Учитель: - В ходе ваших исследований мы можем сделать выводы о происхождении фразеологизмов: пословицы и поговорки, исторические события и быт наших предков, литературные произведения, миноры и легенды разных народов, библейские сюжеты.

Через проектор на доске появляются примеры:

Собаку съел (пословица)

Стреляный воробей (пословица)

Бить баклуши (быт народа)

Тёртый калач (быт народа)

Счастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов)

Сейте разумное, доброе, вечное… (Н.А. Некрасов)

Неси свой кресс (библия)

Манна небесная (библия)

        Авгиевы конюшни (мифы Др. Греции)

Ахиллесова пята (мифы Др. Греции)

             (10 минут)

  1. Закрепление нового материала.
  1. Учитель: - Объявляю “Конкурс капитанов”. Несмышлёный ученик перепутал начало и конец фразеологизма. Вы должны  восстановить фразеологизмы.

Задание выполняется капитанами на доске.

На карточках даны:

1 карточка.

Дрожит как                                 ежовые рукавицы

                        (Дрожит как лист)

Выводить на                                лист

                        (Выводить на чистую воду)

Держать в                                        чистая вода

                        (Держать в ежовых рукавицах)

2 карточка.

Катается как                                в воде

                        (Катается как сыр в масле)

Как рыба                                        кости

                        (Как рыба в воде)

Кожа да                                        сыр в масле

                        (Кожа да кости)

3 карточка.

Лететь                                        вокруг пальца

                        (Лететь сломя голову)

Не в бровь,                                сломя голову

                        (Не в бровь, а в глаз)

Водить                                        а в глаз

                        (Водить вокруг пальца)

Выполненное задание проверяется экспертами.

Оценивание:

2 балла – правильно восстановлены 3 фразеологизма.

        1 балл – правильно восстановлены 2 фразеологизма.

        

  1. В это время команды выполняют задания, данные на карточках. (Отгадать фразеологические загадки, вписать нужное слово)

Карточка 1

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

(Нос)

  1. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

(Уши)

Карточка 2

  1. Он в голове у легкомысленного несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(Ветер)

  1. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело;  её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у путаников

(Каша)

Карточка 3

1.  Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

(Вода)

  1. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляю высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(Язык)

        Капитаны после завершения задания работают вместе с командами.

Проверкой работ команд занимаются эксперты. Результаты суммируются и выводятся через проектор на доску.

  1. Учитель: - Посмотрите на доску, найдите лишний фразеологизм. (Задание “Четвертый лишний”)

Через проектор на доске высвечивается запись слайдами:

Хоть пруд пруди.

Кот наплакал.

Тьма – тьмущая.

Яблоку негде упасть.

                Во все лопатки.

                Сломя голову.

                Черепашьим шагом.        

                В мгновение ока.

                        Слово в слово.

                        Тютелька в тютельку.

                        Вилами на воде писано.

                        Комар нос не подточит.

        Учитель: - Чем являются “лишние” фразеологизмы по отношению к оставшимся?

        Учащиеся: - “Лишние” фразеологизмы по отношению к оставшимся являются антонимами.

        Учитель: - Чем являются оставшиеся фразеологизмы?

        Учащиеся: - Оставшиеся фразеологизмы являются синонимами.

Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: - Мы пришли к выводу, что фразеологизмы, как и слова, могут иметься синонимы и антонимы.

Учитель: - Как вы думаете, в каких стилях речи будут употребляться фразеологизмы?

Учащиеся: - Фразеологизмы будут употребляться в художественном и разговором стилях речи.

Учитель: - Для чего нужны в речи фразеологизмы?

Учащиеся: - Фразеологизмы делают нашу речь яркой и выразительной.

(18 минут)

  1. Подведение итогов

Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомились с фразеологизмами, их значением, источниками и сферой употребления. Научились работать с фразеологизмами, пользоваться фразеологическими словарями. Закончим урок небольшим стихотворением.

(8 учащихся заранее выучили наизусть стихотворение по строчкам)

1-й ученик: - Из мифов и легенд пришли.

2-й ученик: - Из Библии, истории Руси.

3-й ученик: - Пословиц, поговорок смысл.

4-й ученик: - В себя вобрать смогли.

5-й ученик: - Фразеологизмы очень нам нужны.

6-й ученик: - Для речи нашей так важны!

7-й ученик: - Эмоциональна, образна, ярка…

8-й ученик: - Без них речь стала бы скучна!

Учитель:

Команда «Веселые кроссовки» набрала ….. баллов. (Вручается грамота).

Команда «Находчивые матадоры» набрала ….. баллов. (Вручается грамота).

Команда «Дружные ребята» набрала ….. баллов. (Вручается грамота).

Так как все участники нашей игры были очень активны, я оцениваю работу каждого на пять.

(3 минуты)

  1. Домашнее задание

Составить небольшой рассказ (10 предложений), используя фразеологизм.

(1 минута)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов , близкие по лексическому значению одному слову, менее выразительному.

Слайд 2

1. Он бил баклуши . Он бездельничал. 2. Петя на уроке работал спустя рукава. Петя на уроке работал плохо.

Слайд 3

1. Он бил баклуши . Он бездельничал. 2. Петя на уроке работал спустя рукава. Петя на уроке работал плохо.

Слайд 4

Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических и толковых словарях русского языка . Обозначается значком “ ромбик ” .

Слайд 5

Фразеология от греч. Фразис ( phrasis) – выражение + логос ( logos) – учение .

Слайд 6

Собаку съел (пословица) Стреляный воробей (пословица) Бить баклуши (быт народа) Тертый калач (быт народа) Счастливые часов не наблюдают (А.Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н.Некрасов) Нести свой крест (Библия) Манна небесная (Библия) Авгиевы конюшни (мифы Др. Греции) Ахиллесова пята (мифы Др. Греции)

Слайд 7

четвертый лишний Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма тьмущая Яблоку негде упасть

Слайд 8

четвертый лишний Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма тьмущая Яблоку негде упасть

Слайд 9

четвертый лишний Во все лопатки Сломя голову Черепашьим шагом В мгновение ока

Слайд 10

четвертый лишний Во все лопатки Сломя голову Черепашьим шагом В мгновение ока

Слайд 11

четвертый лишний Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами на воде писано Комар носа не подточит

Слайд 12

четвертый лишний Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами на воде писано Комар носа не подточит

Слайд 13

Фразеологизмы, как и слова, в русском языке могут иметь синонимы и антонимы.

Слайд 14

Фразеологизмы характерны для разговорного и художественного стилей .

Слайд 15

Фразеологизмы делают нашу речь яркой и выразительной.

Слайд 16

Подводим итоги

Слайд 17

Подводим итоги Познакомились с фразеологизмами. Их значениями. С источниками и сферой употребления. Научились работать с фразеологическим словарем.

Слайд 18

Из мифов и легенд пришли, Из Библии, истории Руси. Пословиц, поговорок смысл В себя вобрать смогли Фразеологизмы очень нам нужны. Для речи нашей так важны! Эмоциональна, образна, ярка… Без них речь стала бы скучна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию создавали: Вельмизева Екатерина Шуткин Владислав Кириченко Ольга Ханипова Румия Пищулина Полина Ворона в павлиньих перьях

Слайд 2

Человек, пытающийся казаться более важным, значительным, чем есть на самом деле

Слайд 3

Ворона в павлиньих перьях

Слайд 4

Значение Это выражение для обозначения человека, который пытается казаться более важным и значительным, чем есть на самом деле. «Вороной в павлиньих перьях» называют человека стремящегося занять более высокое общественное положение, или того кто хочет казаться лучше, умнее, чем он есть. Такой человек чаще всего выглядит смешным и жалким.

Слайд 5

Где используется Упоминается в баснях Эзопа И Лафонтена В басне Крылова «Ворона» описал ворону, которая от Ворон отстала, а к Павам не пристала. Основная мысль басни: «Когда не хочешь быть смешон, держися звания, в котором ты рождён».

Слайд 6

Презентацию создавала группа «Маленькие Энштейны» В составе: Шуткин Владислав Вельмизева Екатерина Пищулина Полина Ханипова Румия Макаров Сергей Пищулёв Александр Кириченко Ольга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...