"Существительные общего рода". Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Степанова Светлана Юрьевна

Конспект урока по теме "Существительные общего рода" (по учебнику  под ред.М.Т.Баранова,2013-14г.) с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.08 КБ
Office presentation icon презентация593 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.  СЛАЙД 1

Цели:  СЛАЙД 2

  • знакомство с именами существительными общего рода,
  • развитие умений в определении их рода и употребления их в речи,
  • развитие кругозора учащихся, воспитание любви к русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Исследовательский проект «Что в имени тебе моём?»  СЛАЙД 3
  2. Работа на повторение пройденного материала

СЛАЙД 4 Синтаксический разбор предложения

Природа дышит и обновляется в своем торжественном бессмертии.

СЛАЙД 5  Орфографическая диктовка

- Укажите падеж существительных.

Шли от деревн.., стоял на алле…, выступал на лекции.., букет из сирен…, прислонился к яблон…, время от врем…ни, добежал до рощ…, устроился на площадк…, говорили об иллюстрации.., написал Дарь…, отошел от станции…, занимался в библиотек… .

  1. СЛАЙД 6  Изучение нового материала
  1. Создание проблемной ситуации

- Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.

  1. “Умница!” - сказала мама.
  2. “Что же ты за непоседа!” - воскликнула бабушка.
  3. “Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.

- Как, по-вашему, можно ли определить, к кому относятся эти слова?

 - Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

Вывод: Есть некоторые существительные с окончаниями –а, -я, которые относятся и к мужскому и к женскому роду  

- А теперь можно ли определить род?

(добавляются опорные слова) СЛАЙД 7,8

  1. “Умница, Танюшка!” - сказала мама.
  2. “Что же ты за непоседа, внучок!” - воскликнула бабушка.
  3. “Ну и копуша же ты, Степа!” - не выдержал отец.

называются существительными общего рода.

Вывод: существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

- Давайте проверим себя – почитаем $49, стр. 145.   СЛАЙД 9

   2) Работа с учебником   СЛАЙД 10

 3) Закрепление изученного. Упр.277  СЛАЙД 11

4) Определите, какие слова общего рода дают отрицательную характеристику человеку, а затем – положительную. СЛАЙД  12   Составьте с данными словами словосочетания или предложения, определите род.

Задира, скряга, работяга, неженка, недотрога, кривляка, забияка.

+ Упр.278 (устно)

кузбасский поэт Владимир Матвеев, выпустивший в 1992 году в Кемеровском книжном издательстве замечательную детскую книжечку «Ах! Какие котята!».  СЛАЙД 13

         Понаблюдаем за некоторыми из них и попробуем назвать их существительными общего рода, обозначающими  качества людей.

За задачей задачу

решая подряд,

Приглядитесь, ребята,

к повадкам котят!

Учитель читает четверостишия, а учащиеся называют существительные общего рода.

 

С таким сердитым

шутки  бросьте,

он тигру

не уступит в злости.  (Злюка)

 

И сам не знает,

плачет о чём,

но льются и льются

слёзы ручьём.  (Плакса)

Не станет делить

еду пополам:

- Блюдо - моё!

Никому не отдам!                   

                       (Жадина)

Не  унывает

чумазый пострел:

- Я вовсе не грязный,

я загорел.

         (Грязнуля, замарашка)

Скучно, ребята,

котёнок  живёт –

целыми днями

жуёт и жуёт.  

               (Обжора)

Фыркать на всех

без разбора привык,

фыркнет и – тут же

покажет язык.

                      (Грубиян)

А вы никогда не встречали ребят,

Чем-то похожих на этих котят?

Ребята, как вы думаете, приятно ли находиться в обществе таких людей? Хотели бы вы иметь таких друзей?

Таким образом, слова общего рода могут иметь отрицательную и положительную эмоциональную окраску.

5)СЛАЙД 14  - Определите род у слов: врач, директор, хирург, биолог, агроном. (Слова мужского рода)

- Что обозначают данные слова? (обозначают профессии, должности).

- Как вы думаете, могут ли эти слова стать женского рода? Если да, то, каким образом?

Работа с учебником- с.146

Упр.279 (Самостоятельно)

Вывод: некоторые существительные мужского пола, называющие лиц по профессии, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так лиц женского пола.

VI. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие особенности имеют существительные общего рода?

Д/з. п.49, Упр.280,стр. 146.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные общего рода Урок русского языка 6 класс

Слайд 2

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода. Метод обучения: проблемный урок.

Слайд 3

«Что в имени тебе моём?» Екатерина Дмитрий Валерия Алина Ксения Данила

Слайд 4

Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор. Пр…рода дыш…т и обн…вля…тся в своем бе…смерти… .

Слайд 5

Орфографическая диктовка - Укажите падеж существительных. Шли от деревн.., стоял на алле…, выступал на лекци.., букет из сирен…, прислонился к яблон…, время от врем…ни, добежал до рощ…, устроился на площадк…, говорили об иллюстраци.., написал Дарь…, отошел от станци…, занимался в библиотек… .

Слайд 6

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и копуша же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? О ком идёт речь?

Слайд 7

«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и копуша!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, копуша и определите род. СРАВНИТЕ

Слайд 8

«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и копуша!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род. А так можно?

Слайд 9

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?

Слайд 10

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

Слайд 11

Выполни упражнение 277

Слайд 12

Творческая работа Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род. Задира Скряга Работяга Неженка Сладкоежка Недотрога Кривляка Чистюля

Слайд 13

«Ах, какие котята!» С таким сердитым шутки бросьте, он тигру не уступит в злости. И сам не знает, плачет о чём, но льются и льются слёзы ручьём. Скучно, ребята, котёнок живёт – целыми днями жуёт и жуёт. Не станет делить еду пополам: - Блюдо - моё! Никому не отдам! Не унывает чумазый пострел: - Я вовсе не грязный, я загорел. Фыркать на всех без разбора привык, фыркнет и – тут же покажет язык.

Слайд 14

Определи род существительных

Слайд 15

Итог урока Что нового узнали? Существительные общего рода могут быть женского рода , если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода , если обозначают лица мужского пола . Чему научились? Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в прошедшем времени.

Слайд 16

Домашнее задание Параграф 49 Упражнение № 280


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.

В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Существительные общего рода. Урок в 5 классе

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Существительные общего рода", презентация, рабочие материалы...

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)

Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.(урок с элементами игры – презентация) Цель урока:Научиться находить существительные  общего рода....

Имена существительные общего рода (урок в 6 классе)

Конспект урока в 6 классе "Общий род имён существительных"...

Имена существительные общего рода. Урок русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"...