РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
рабочая программа по русскому языку на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_kultura_rechi.docx109.96 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ОБОИ\logo.png

ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)

2013

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии общегуманитарных, социально- экономических дисциплин

,

протокол №_______

от _____________________ 2013г.

Председатель _________/Сахарова Е.В./

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 230113 « Компьютерные системы и комплексы»

 (базовая подготовка)

                               

                             Зам. директора

по УВР ____________ /Галдина Т.А./

                                               

             УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом колледжа

Председатель ____________ /                            ./

                                                  (подпись)                             (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013г.

Составитель:

Плохова Наталья Алексеевна, преподаватель  Электростальского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».

Рецензент:

________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 080000 « Экономические науки», по направлению подготовки 080110

« Банковское дело»   и составлена на основе примерной программы учебной дисциплины « Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования экономического профиля ( базовый уровень). Дисциплина «Русский язык и культура речи» тесно связана с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Литература».

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учетом экономического профиля получаемого профессионального образования.

      Рабочая программа учебной дисциплины предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Русский язык и культура речи, как учебная дисциплина относится к предметной области "Филология", является базовой дисциплиной общегуманитарного и социально- экономического цикла и её изучение должно обеспечить: развитие речи, интеллектуальных и творческих способностей, потребность самореализации в процессе общения, формирование общекультурного уровня развития; совершенствование коммуникативных умений и навыков в разных сферах общения; формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности; развитие умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств, развитие  абстрактного мышления, памяти и воображения, формирование навыков и самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, обогащение словарного запаса.

    Целью концепции модернизации российского образования является подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому в профессиональной сфере востребован тот, кто свободно выстраивает свое речевое поведение в соответствии с нормами, определенными системой языка, а также общими и профессиональными требованиями. Вот почему важна речевая компетентность будущего специалиста.  Кроме этого содержание учебной дисциплины направлено на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций, включающих в себя способность:

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

-овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

-систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями;

– осознания языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины 

    Изучение русского языка и культуры речи предполагает формирования умений и навыков анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи.

    В ходе изучения дисциплины используются как традиционные виды занятий, такие как проблемно-обучающий и повторительно-обобщающий уроки, лекции, так и нетрадиционные: урок развития творчества, проектный урок.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Хорошее владение родным языком, знание его возможностей и умение ими пользоваться – важные качества современного высококлассного специалиста, независимо от специфической области человеческой деятельности, в которой находят приложение его профессиональные навыки. Именно этим обстоятельством обусловлены актуальность и значимость учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Помимо этого, введение ее в качестве обязательной служит «ответом» среднего профессионального образования на снижение уровня общей и речевой культуры различных категорий граждан, наблюдаемое в современном российском обществе. Дисциплина призвана повысить общегуманитарный и узкопрофессиональной уровень подготовки специалистов по банковскому делу, деятельность которых связана с умелым использованием языка.

Целью подготовки студентов в курсе «Русский язык и культура речи» является выработка сознательного отношения к богатым возможностям современного русского литературного языка (далее — СРЛЯ) и практического умения использовать их в различных сферах общения. Результатом освоения данного курса являются теоретическое знание норм СРЛЯ и практическое владение навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств. Следовательно, задачи учебной дисциплины:

— ознакомить студентов с орфографической, орфоэпической, акцентологической, лексической и грамматической (морфологической и синтаксической) нормами СРЛЯ;

— дать представление о понятиях стиля и стилистической нормы, о функциональных стилях СРЛЯ и стилистической дифференциации единиц его словарного состава.

В соответствии со сформулированными задачами, учебный материал делится на три части, связанные (1) с общетеоретическим введением в изучаемую дисциплину, (2) с освоением системных норм русского литературного языка и (3) с изучением его функциональных стилей. Реализации комплексного теоретико-практического подхода к освоению материала способствует дополнение лекционных занятий практическими, на которых студенты достигают более глубокого понимания теоретических вопросов и оттачивают необходимые навыки. Кроме того, аудиторная работа при изучении дисциплины взаимосвязана с самостоятельной работой студентов, которые в течение семестра работают над рефератом, содержание которого тесно связано с тематикой лекций и практических занятий.

Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи » состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального. В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами в средней общеобразовательной школе, и формирование функциональных знаний и умений, которые обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка.

        Программа предусматривает такую культурно - речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии  с повторением, углублением и систематизацией сведений о всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

         Для того, чтобы обучение по данной программе было результативным, в работу над каждой темой вводятся активные упражнения, тренинги, учебные игры с привлечением словарей, справочников, компьютерных технологий.

Основные задачи курса « Русский язык и культура речи»:
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

- понятие о нормах русского литературного языка;

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств; 

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности ус- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

- функционально- смысловые типы текстов;

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- языковые формулы официальных документов;

- приемы унификации языка служебных документов;

- правила оформления документов;

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

         В результате освоения дисциплины « Русский язык и культура речи» обучающийся должен овладеть общими ( общенаучными) компетенциями по 4 блокам ( самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки), а это

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

- Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

- Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.

- Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

        При изучении русского языка  и культуры речи как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Изучение русского языка  и культуры речи на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в разделе «Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам».

С этой точки зрения, важно на уроках «Русского языка  и культуры речи» использовать профессиональную  направленность, которая должна быть  представлена в предлагаемых для работы текстах. Подбирается определённый текст, сопряженный с тематикой  экономического профиля, имеющий информационную направленность, к которому задаются вопросы по теме урока. В процессе работы, обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессиональной деятельности. Это достигается через написание творческих этюдов, монофонов, сказок,  имеющих экономическую направленность и является одним из важнейших стимулов повышения интереса не только к русскому языку и культуре речи, но и специальности.

   Сущность профессиональной направленности дисциплины заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области профессиональных задач.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента  -    44    час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки –  34   часа,

- самостоятельной работы –  10  часов.

1.6.Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                   «Русский язык и культура речи»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

лабораторные работы

        практические занятия

18

        контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

       внеаудиторной самостоятельной работы

10

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

44 – мак.

34 аудит.

10 -сам раб

Раздел 1. Значение литературного языка в формировании культуры  устной и письменной речи русского народа

10

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.

1

1

Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка   

 Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.

3

1

Практическое занятие: Нахождение речевых ошибок, выявление нарушений языковых и речевых норм. Культура пользования словарями и справочниками.

2

2

Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

4

1

Практические занятия Изучение терминологии по теме: Язык и речь. Выделение структурных элементов речевой коммуникации. Основные характеристики диалогической и монологической речи. Использование принципа экономии речевых средств при  ведении  стенограммы.

2

2

Контрольная работа по теме: Использование различных видов речевой деятельности в работе делопроизводителя.

1

2

Тема 1.4. Культура речи

Характеристика культурной речи. Изобразительно- выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой, средствами массовой информации.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка.

Исследовательская работа: Язык и культура речи.

4

2

Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

14

Тема 2.1.  Фонетика, орфоэпия, орфография 

 Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

    Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.  Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.    Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.  Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

2

1

Практическое занятие: Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста.

1

2

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов

2

2

Практические занятия Выявление основных видов лексических ошибок слов (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов).

1

3

Тема2.3. Морфемика и словообразование 

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

2

1

Практические занятия Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных  в приставках и корнях слов.

1

2

Тема 2.4. Морфология

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи

 (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.

 Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи)..

3

3

Практические занятия Выявление и исправление морфологических ошибок.

Особенности употребления падежных окончаний имен существительных.

Употребление морфологических синонимов в речи.

Практические занятия  Выявление ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм

глаголов, причастий и деепричастий.

2

3

Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация


Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

5

2

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях

2

     Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой реч и. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной  речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

1

Практические занятия Пунктуационный анализ простых предложений; анализ и исправлен ие синтаксических ошибок.

1

1

Практические занятия Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП; ошибки в употреблении союзов сочинительных и подчинительных

1

3

Контрольная работа: Синтаксические конструкции.

1

2

выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой.

Подготовка рефератов: 

Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.)

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их функции в речи.

Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки.

Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.

Способы образования слов. Словообразовательные нормы. Ненормативное образование как речевая ошибка.

Морфологические нормы образования, изменения и употребления имен существительных, имен прилагательных. Основные виды морфологических ошибок в употреблении этих частей речи.

Пунктуация в простом предложении (знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, обособленными членами предложения и вставными конструкциями).

Работа с Интернетом, СМИ.

Сочинение – миниатюра.

Составление тематических кроссвордов

6

2

Раздел 3. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка 

10

Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки 

Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

2

1

Практическое занятие Составление текста с выделением микротем и ССЦ

1

2

Тема 3.2. Функциональные стили русского языка

.

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

8

Научный стиль. Устная и  письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия).  Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

1

Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

1

Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

1

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа..

1

Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

1

Практическое занятие Определение стилей речи и структуры текста.

1

2

Практическое занятие  Выработка навыков служебно - делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор).

1

2

Практическое занятие Логические и социально- психологические аспекты спора в профессиональной деятельности.

1

2

Практическое занятие Подготовка и реализация деловых контактов. Использование технических средств информирования.

1

2

Практическое занятие Составление документов для внутреннего и внешнего использования.Отработка навыков написания аннотаций и рефератов

2

3

Контрольная работа: Использование возможностей функциональных стилей речи в работе делопроизводителя.

1

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебного кабинета русского языка и литературы;

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык  и культура речи»»;

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

3.1.2. Технические средства обучения:

  1. Персональная электронная вычислительная машина
  1. Доска интерактивная
  2. Проектор стационарный
  3. Мультимедийная активная акустическая стереосистема
  4. Монитор

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • ФКГСОО (по дисциплине);
  • извлечение из ГОС СПО по специальности;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;

3.2.2. Общеметодический компонент.

Методические рекомендации:

  • по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов;
  • по написанию и защите рефератов;

3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:

  • конспекты лекций;
  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
  • индивидуальные проектные задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
  • домашние задания
  • тесты;
  • основная и дополнительная литература для изучения темы;
  • перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
  • Перечень видов самостоятельной работы
  • презентации

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

  • классная контрольная работа № 1-3 ;
  • перечень контрольных заданий  для рубежного контроля

         -  перечень вопросов для подготовки к зачету

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.– М.: «Феникс» Гриф Минобр.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

Дополнительные источники:

 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование»,             2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- Грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- Понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований 

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Контроль реализации программы Для проверки знаний студентов используются следующие виды контроля:

  • текущий (проверочные работы, тематические тесты, опрос на практических занятиях, выполнение практических заданий и упражнений);
  • рубежный (тестирование, контрольная работа в середине  семестра);
  • итоговый (зачет по окончании семестра).

Форма итогового контроля —  зачет.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для текущего, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

 результатов обучения

1

2

Умения:

-использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

практические занятия, внеаудиторная

 самостоятельная работа

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

практические занятия, внеаудиторная

 самостоятельная работа

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

практические занятия, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

практические занятия

- понятие о нормах русского литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- функционально- смысловые типы текстов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи

практические занятия, внеаудиторная  самостоятельная работа.

 - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

практические занятия, внеаудиторная  самостоятельная работа

- языковые формулы официальных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- приемы унификации языка служебных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- правила оформления документов;

практические занятия

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

практические занятия, контрольная работа

Разработчик:

ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ

Преподаватель

И.В. Краснобельмова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык и культура речи" 5-7 классы

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для детей-сирот с отклонениями в развитии....

Рабочая программа курса по выбору "Культура речи" 9 класс

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...

Образовательная программа «Русский язык и культура речи» для обучающихся колледж - класса по специальности «Технология получения свекловичного сахара»

Рабочая программа по русскому языку для колледж - класса содержит следующие разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обуча...

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса

Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, -  говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно уп...

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.

Современные стандарты образования выдвигают новые тре­бования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографи­ческих и пунктуацио...

Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» в соответствии с ФГОС ООО (5-9-е классы)

Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения 5-9 классы. Программа рассчитана на учащихся второго уровня обучения, заинтересованных в освоении куль...