Урок в 11 классе по теме "Грамотная речь как показатель культуры человека"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Перевозчикова Любовь Юрьевна

Повторительно-обобщающий урок-практикум, где отрабатывается понятие языковая норма, проводится наблюдение за изменениями, происходящими в языке в связи с развитием общества. Анализируется и закрепляется выполнение заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

 тема: Грамотная речь как показатель культуры человека.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др

Цели урока:

обучающий аспект: 

закрепить понятие языковая норма;

проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

(А 1- А 2).

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки публичных выступлений.

воспитательный аспект: 

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Учитель: Начать наш урок мне хотелось бы с высказывания выдающегося ученого  Дмитрия Сергеевича Лихачева.

- Кто такой Д.С.Лихачёв? Что вы о нём можете сказать? Почему вдруг сегодня здесь появляется его портрет?

- Давайте прочитаем высказывание Лихачёва. Как вы понимаете смысл этих слов?

 «Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит»

Слайд 1

II. Актуализация опорных знаний

2. Слайд 2

Учитель:  Сейчас я вам предлагаю обратиться к предложениям, эти высказывания не придуманы мною, они взяты из реальных вывесок , объявлений, высказываний учеников. Что вы  можете сказать о них?

- Как  необходимо относится к подобным явлениям? Ваше мнение.

   Ответы учащихся.

- Да вы правы. И мне, как учителю русского языка, бывает больно и обидно, когда я прислушиваюсь к тому, как говорят вокруг, или читаю безграмотно составленные объявления и вывески.  

- Универмагу срочно требуется квалифицированый продовец.

- Не оплатившие проезд, пассажиры обязаны заплатить штраф.

- Эта кофточка более красивее, чем та.

- Положь книгу на место.

- Заканчивая школу, все учителя советуют нам продолжать учебу.

- Давайте исправим все неточности в этих предложениях и определим тип ошибки.

III. Формулирование темы урока и цели.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Что для этого нам необходимо будет сделать? Сформулируйте вопросы по теме урока, определите задачи. Почему мы об этом сегодня говорим? Где это пригодится в жизни?

Ответы учащихся. Слайд 3

IV. Работа по теме урока.

1.Орфоэпическая разминка.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Какой раздел учит нас этому. (Орфоэпия)

Добыча,  прибывший,         закупорить, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор,         завсегдатай, облегчить, засветло, кровоточащий, сливовый, оптовый, красивее, шарфы, опошлят, средствами.

Слайд 4

Взаимопроверка Слайд 5

ДобЫча,   прибЫвший, закУпорить,  вероисповЕдание,  водопровОд,

 

избаловАть,  обеспЕчение,  договОр,         завсегдАтай, облегчИть, зАсветло,

кровоточАщий, слИвовый, оптОвый, красИвее, шАрфы, опОшлят,

срЕдствами.

2.Поработаем редакторами.  Исправьте ошибки в предложении.

   

1.Я не только читаю газеты, но и журналы.

2. Он был моим коллегой по работе.

3.Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

4.В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

5.Были приняты эффектные меры.

6.Это выражение кануло в лета.

7.Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки.

8.Необходимо уделять особое значение повышению речевой культуры.

3. Блиц-опрос

1.Что вы делаете, когда доберетесь на автобусе до нужной вам остановки:  выходите, сходите, встаете?

2.Вы решили во что бы то ни стало победить своего «соперника» на спортивных соревнованиях и заявили: «Я его обязательно победю (или побежу, или побежду)»   А может быть, нужно сказать как-нибудь по-другому?

3.Что делают с вами в начале и конце смены в санатории, чтобы узнать, на сколько вы поправились или похудели за этот срок? (вешают или взвешивают?)

4. Какой глагол вы поставите в конце стихотворения И. Пивоваровой?

На прошлой неделе,

На прошлой неделе

Деревья на платье

Моё поглядели –

И сами зелёные платья

5.В ведомости поставьте, пожалуйста,

(подпись или роспись)?

Подведём итог. – Для чего мы анализировали предложения и слова? Это вам где-то может пригодиться?

 

5. Работа со словами А.С.Пушкина

Известный русский поэт А.С. Пушкин на этот счёт имел совсем другое мнение.  (слова на слайде)

                                         

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина?

-А к мнению Гоголя?

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как  Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

- Трудно?

- Приглашаю вас к размышлению.  Попытаемся разрешить это противоречие  и найти  ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.

Задание:

Прочитайте выразительно  предложения. Определите вид ошибки.

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/

2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/

     

3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

-Намеренно ли допущены эти ошибки? С какой целью использован этот приём?

ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический приём создания комического эффекта

-Так что же имел в  виду  Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

     Вспомним слова Н.В.Гоголя:  «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно  за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

      Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали  немногочисленные неправильности его стихов.

-   В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не  отступающих  от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны.  Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от  неё у разных хороших писателей».

-   Итак, к какому же выводу мы пришли?  Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

6.  Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера  «Устная речь»

-  Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

     Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

   Выразительное чтение стихотворения.

 

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

7. Групповая работа  (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

8. Выступление групп

Литературоведы:

- в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни». Проблема можно сформулировать следующим образом: Какова же судьба русской словесности?  Автору больно, что речь гаснет, значит,  умирает, исчезает. Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

Языковеды:

- чтобы передать основную мысль произведения автор для этого использует различные выразительные средства: метафору - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит, будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), кроме того автор использует олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму. Есть и сравнение: сотни слов дремлют в толстых словарях, как птицы в клетках

Лингвисты:

 Автор использует разные предложения: простые, сложноподчиненные. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - они побуждают к активным действиям, к  воскрешению русской словесности. В последней строфе поэт использует приложение: речь называет людское чудо, чтобы передать особую значимость в высказывании.

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

9. Работа с текстом М.Ганиной.

- Какова тема этого текста?

- Какие микротемы в нём можно выделить?

- Проблема (идея) текста. В каком предложении она выражена?

- Позиция автора

- Ваше отношение к поставленной проблеме?

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение по тексту.

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к завершению. Я хотела бы  вновь обратиться к словам Лихачёва: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

-   Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

    Не притупить свой слух там, где ему всё  ново,

    И, выплавив строку,  дождаться светлых встреч

    С  прозреньем  Пушкина и красками  Рублёва.

                                                   (В.Рождественский)

Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).

Чем же сегодняшний урок был полезен? Что вы взяли для себя? Я предлагаю вам свои мысли выразить с помощью синквейна. Как вы считаете, какое слово будет главным в нём?  Составление синквейна

Хочется надеяться, что урок был для вас полезным, и многое то, о чём мы сегодня говорили, вы будете использовать в жизни.

Использованная литература:

1.Г.Е. Фефилова, И.Л.Челышева Русский язык 10-11 класс. Планы-конспекты уроков. Ростов-на-Дону.Феникс.2013.

http://www.pandia.ru/text/77/271/38810.php

http://litirus.ru/prepodavanie/urok-russkogo-yazyika-v-11-klasse-po-teme-podgotovka-k-ege.-gramotnaya-rech-kak-pokazatel-kulturyi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за...

презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."

Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.Цели урока:Познавательный аспект:  повт...

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Урок направлен на понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.В ходе урока проводится продуктивная подготовк...

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека. Подготовка к ЕГЭ."

Данная презентация содержит материалы к уроку-практикуму по русскому языку в 11 классе (Подготовка к ЕГЭ), позволяет повторить следующие курсы русского языка: орфоэпические нормы, лексические нормы, р...