Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Наумова Елена Валерьевна

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Наумова Елена Валерьевна

ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Тема: Поговорим о культуре речи

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цель: обсудить основные проблемы культуры речи.

Задачи:

- обсудить негативные явления, происходящие в современном русском языке;

- воспитывать культуру устной и питсьменной речи.

 

На предыдущем уроке ученики писали ответ на вопрос, для чего люди употребляют в своей речи жаргонные слова. Работы проверены.

 Раздаточный материал: у каждого на столе лист с заданиями.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Тема урока. Наша цель – поговорить о культуре речи, обсудить, что отличает речь культурного человека от речи некультурного человека. Поговорим о том, что такое хорошая, правильная речь, какими свойствами она должна обладать. В конце урока вы должны будете ответить, что надо сделать, чтобы наш язык был чистым, а не «загрязненным».

- Как вы понимаете слова эпиграфа, записанные на доске?

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно (Н.В. Гоголь)

- Обсуждение.

- Почему о языке говорится «живой»? Он постоянно обогащается, в нем появляются новые слова, а какие-то слова умирают. Какие-то закрепляются, какие-то исчезают бесследно.

- Книга К.И. Чуковского «Живой как жизнь».

В нашем языке почти миллион слов. А 200 лет назад было всего 20 тысяч. Т.о. с каждым годом появляется все больше новых слов и значений.

Но не все люди умеют пользоваться этим богатством. Героиня повести Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка обходилась в жизни только 30 словами. А насколько богат ваш язык?

3. Задание. Прочитать текст.

Я… это… в кино… Клевый фильм. В общем, это… Ну, здорово. Он как даст ему, а этот… значит, это самое… как упал! А он, так сказать, того… Удрал. Здорово!

- Удалось ли рассказчику передать мысль? Почему?

А какие особенности речи показывают, что перед нами не очень культурный человек?

Ученые выделяют несколько проблем, которые существуют в речи современных людей. Они считают, что эти проблемы очень серьезные. Это губит наш язык, наносит ему невосполнимый ущерб.

  1. Вульгарная речь.
  2. Жаргонная речь
  3. Использование слов-паразитов
  4. Неуместное использование иностранных слов.
  5. Неправильное ударение в словах.

- Что такое вульгарная речь? Ученица читает определение слова «вульгарный».

Вульгарный – 1) пошлый и грубый, непристойный;

                          2) упрощенный до искажения, опошления.

(С.И. Ожегов)

- Что же такое вульгарная речь? Грубая, пошлая, упрощенная, это проявление бестактности, хамства, бескультурья.

- А что вы считаете вульгарным в речи? (Использование ненормативной лексики, грубых слов.

- Как это характеризует человека?

Чуковский в своей книге приводит примеры:

Вместо будешь побит – схлопочешь

Вместо неудачник – слабак

Вместо рассказывать анекдоты – травить анекдоты

Вместо знакомиться с девушкой – клеиться.

Вместо великолепно – потрясно.

Слово «достал». Его употребляют повсеместно. Напишите синонимы, которыми это слово можно заменить. 2 минуты. (Действует на нервы, раздражает, я от него устал, он меня злит, надоел, опротивел, наскучил).

Однако и чрезмерная боязнь употребить слишком грубое слово – тоже плохо. Гоголь: есть барышни, которые никогда не скажут «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», никогда не скажут «этот стакан воняет» - они скажут «я облегчила нос», «я обошлась посредством платка», «этот стакан нехорошо себя ведет».

4. - Что такое жаргон? Он тоже делает нашу речь вульгарной. Иногда бывает уместным жаргонное словечко, но чаще такие слова делают нашу речь примитивной. Вы писали работу «Зачем люди используют жаргонные слова». Ваши ответы.

- Ученый-лингвист П. А. Клубков называет такие слова « словесной грязью». Почему?

К словесной грязи относятся и слова-паразиты. Почему они так называются? (Паразиты живут за чужой счет, они не несут никакой функции, только мешают). Часто мы употребляем их в речи и даже не замечает этого.

5. Читаем диалог.

- Петя, ты почему вчера не был в школе?

- Я, это, Марья Ивановна, как бы заболел.

- Заболел или как бы заболел?

- У меня, это самое, типа голова болела.

- Поверила ли учительница ученику? Почему? Какие слова-паразиты использовал ученик?

- Каких еще есть слова-паразиты, которых надо избегать? (это самое, ну, вот, типа, как бы).

- А как вы думаете, почему люди их используют? Чем-то занять паузу, пока думаешь.

Лингвист П.Клубков говорит, что использование слова «как бы» происходит из стремления говорящего снять с себя ответственность за неточность речи: «сказал как бы – и тем самым как будто извинился за небрежность».

6. Исправить текст.

Поставили мне, значит, «двойку» за правило. А ведь еще вечером я его типа учил. Но перед самым уроком как бы забыл. Надо будет, это самое, в другой раз получше учить.

7. Неуместное использование заимствованных, иностранных слов.

Язык, как мы сказали, подобен живому организму. И в него постоянно проникают новые слова. Какие новые слова вы можете назвать (которых не было лет 20 назад)?

В наш язык приходят новые слова. Всегда были ученые, которые негативно отзывались о таких явлениях. Считались вульгарными слова «факт, солидарность». Известен спор писателя Карамзина и ученого-филолога Шишкова. Шишков: заимствования вредны, от них надо избавляться. Он был против внедрения в язык новых слов. Предлагал:

Бильярдный кий – шаротык

Величие – велелепие

Будущий – грядый

Тротуар – топталище.

Галоши - мокроступы

Карамзин ввел в язык слова промышленность, будущность, потребность, общеполезный, усовершенствованный.

8. Как вы думаете, что означали в прошлом эти слова? Письменно, 3 минуты.

Ветрило

Ланиты

Десница

Толмач

Дружество

Богачество

Лечба

Зерцало

Гошпиталь

Хоробрый

Клоб

Пиит

Оператор

Плеск

Позор

(Ответы: парус, щеки, правая рука, переводчик, дружба, богатство, лечение, зеркало, госпиталь, храбрый, клуб, поэт, хирург, аплодисменты, зрелище. Театр – позорище)

Хотя многие и протестовали, но это нормально, что в язык проникают новые слова и что какие-то слова изменяются. В том числе приходят иностранные слова. Очень многие слова в нашем языке заимствованные.

Прочитаем, какие слова пришли к нем из других языков:

9. Слова, пришедшие к дам от арабов: алгебра, альманах, алкоголь.

 Слова, пришедшие от тюркских народов: ирмяк, артель, аршин, балаган, бакалея, базар, башмак, болван, караул, кутерьма, чулан, чулок.

Слова, пришедшие из Италии: почта, купол, кабинет, бюллетень, скарлатина, газета, симфония, соната, касса, кассир, галерея, балкон, опера, оратория, тенор, сопрано, сценарий и др.

Слова, пришедшие из Англии: митинг, бойкот, клуб, чемпион, рельсы, руль, агитатор, лидер, спорт, вокзал, ростбиф, бифштекс, хулиган и т.д.

Слова, пришедшие из Франции: наивный, серьезный, солидный, массивный, эластичный, репрессия, депрессия, партизан, декрет, батарея, сеанс, саботаж, авантюра, авангард, кошмар, блуза, бронза, метр, сантиметр, декада, парламент, браслет, пудра, одеколон, вуаль, котлета и т.д.

Слова, пришедшие из Германии: бутерброд, шлагбаум, брудершафт, бухгалтер, вексель, штраф, флейта, мундир.

Это нормальное явление. Однако часто из-за своеобразной моды люди начинают использовать иностранные слова неуместно.

Американизмы – хай, хелло. Вечеринка – корпоратив, бизнес-ланч – про обыкновенный обед, секьюрити – охрана. Эксклюзивный – модное слово. Неуместное употребление. Избегайте этого. Почему люди используют эти слова, как вы думаете? Много их – в средствах массовой информации, в рекламе. Это все влияет на нас.

10. С течением времени изменяются и ударения в словах.

Раньше – музЫка, симвОл, призрАк.

- Как правильно ставить ударения в словах? Выучить, а в случае сомнений заглядывать в словарь.

11. Поставьте ударения в словах. Проверим!

Апостроф

Баловать

Втридорога

Досуг

Жалюзи

Завидно

Звонит

Закупорить

Каталог

Ломоть

Намерение

Недуг

Откупорить

Хвоя

Черпать

Щавель

Эксперт

- Неверные ударения в словах также выдают не очень грамотного человека.

12. Какие основные проблемы в современном русском языке мы обозначили?

13. Самостоятельная работа. Письменно ответить на вопрос: «Что надо сделать, чтобы наша речь была чистой?»

Раздаточный материал:

  1. Я… это… в кино… Клевый фильм. В общем, это… Ну, здорово. Он как даст ему, а этот… значит, это самое… как упал! А он, так сказать, того… Удрал. Здорово!

- Петя, ты почему вчера не был в школе?

- Я, это, Марья Ивановна, как бы заболел.

- Заболел или как бы заболел?

- У меня, это самое, типа голова болела.

 3. Поставили мне, значит, «двойку» за правило. А ведь еще вечером я его типа учил. Но перед самым уроком как бы забыл. Надо будет, это самое, в другой раз получше учить.

4. Ветрило

Ланиты

Десница

Толмач

Дружество

Богачество

Лечба

Зерцало

Гошпиталь

Хоробрый

Клоб

Пиит

Оператор

Плеск

Позор

5. Слова, пришедшие от тюркских народов: ирмяк, артель, аршин, балаган, бакалея, базар, башмак, болван, караул, кутерьма, чулан, чулок.

Слова, пришедшие из Италии: почта, купол, кабинет, бюллетень, скарлатина, газета, симфония, соната, касса, кассир, галерея, балкон, опера, оратория, тенор, сопрано, сценарий и др.

Слова, пришедшие из Англии: митинг, бойкот, клуб, чемпион, рельсы, руль, агитатор, лидер, спорт, вокзал, ростбиф, бифштекс, хулиган и т.д.

Слова, пришедшие из Франции: наивный, серьезный, солидный, массивный, эластичный, репрессия, депрессия, партизан, декрет, батарея, сеанс, саботаж, авантюра, авангард, кошмар, блуза, бронза, метр, сантиметр, декада, парламент, браслет, пудра, одеколон, вуаль, котлета и т.д.

Слова, пришедшие из Германии: бутерброд, шлагбаум, брудершафт, бухгалтер, вексель, штраф, флейта, мундир 

6. Апостроф, баловать, втридорога, досуг, жалюзи, завидно, звонит, закупорить, каталог, ломоть, намерение, недуг, откупорить, хвоя, черпать, щавель, эксперт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока развития речи в 7 классе

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"

Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...