Мнемоника на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Федчун Светлана Владимировна

Мнемоника на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

     

              1. Способы запоминания на уроках русского языка  

                                        1.1. Понятие мнемоники.

  Искусство запоминания (мнемоника) – это различные правила, придуманные с незапамятных времен. Пример мнемонического правила для запоминания порядка цветов спектра знаком всем: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Здесь мы ориентируемся на первые буквы слов и легко запоминаем спектр – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

  Что же такое мнемоника? Мы обратились к словарю С.И. Ожегова. «Мнемоника – это совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.» [1,с. 357]      Согласно словарю иностранных слов мнемоника (греч. mnemonikon – искусство запоминания) – иначе мнемотехника – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов. [2, с.325]

  А как давно возникло понятие «мнемоника»?

  Искусство запоминания было особенно важным в дописьменный период человеческой истории. Так шаманы, сказители должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма – все это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в пути во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

   Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове ценилась очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить – откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

   Мы считаем, ассоциативные модели очень важны на уроках русского языка.

Они могут распространяться почти на все его разделы: фонетику, орфографию, орфоэпию, морфологию, синтаксис и др. Суть ассоциативной модели в том, чтобы найти зацепку, мостик между изучаемым правилом и жизненным опытом. На первом этапе ассоциация включается в эмоционально-образный контекст сказки, истории, стихотворения. Органичное соединение словесного образа с графическим создает прочную основу для активного и долговременного запоминания, так как существует возможность выбора  между механическим и ассоциативным запоминанием.

  В настоящее время основными приемами запоминания являются:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  2. Рифмизация.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

      4.   Нахождение ярких ассоциаций – картинки, фразы

                   

                 1.2. Модели запоминания орфоэпических норм.

   Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, слов и грамматических форм подчиняется определенным правилам – орфоэпическим нормам.  

   И  мы обратились к особому орфоэпическому словарю. Это «Словарь ударений русского языка» И.Л. Резниченко.

   Автор предлагает несколько способов, которые помогут нам прочно укрепить в памяти звуковой облик слова. Мы рассмотрели некоторые словарные статьи.

   I способ - иллюстрированные приемы, подобранные в основном из стихотворений известных русских поэтов, и слова-опоры.

Например, балОванный – прилагательное.

     

     Я все-таки должен сознаться открыто,

     Что часто завидую им:

     В их жизни так много поэзии слито,

     Как дай бог балОванным деткам твоим.

                                                  (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)

     В детстве тоньше жизни нить,

     Дни короче в эту пору…

     Не спешите их бранить,

     Но балУйте без зазору.

                                               (И.Ф. Анненский «Дети») [3, с. 15 ]

    Мы не сделаем ошибку в ударении, если, используя формы глаголов баловАть, баловАться, будем мысленно ориентироваться на глаголы целовАть, целовАться:

целУю – балУю, целовАлся – баловАлся. Попробуем связать их в памяти: Малышку постоянно целУют, балУют.

    А также нами были рассмотрены  имена существительные :банты и кудри.    

       И шелест потертого бАнта

       Навеки уносится прочь –

       Курсанты, курсанты, курсанты,

       Встречайте прощальную ночь!          

                                                             (В.А. Луговой «Курсантская венгерка»)

  Мы не сделаем ошибку в ударении,  если, склоняя слово бант, будем мысленно ориентироваться на слово лЕнта:  лЕнты – бАнты, лЕнтами – бАнтами и т.д.

       

         Без ножа ему неволя

         Кольца срезала кудрЕй,

         Чтоб раздольней стало поле,

         Песня – вихорь удалей.

                                                  (Н.А. Клюев «На припеке цветик алый»)  [3, с. 16 ]

  Поговорка: шапочка с ушАми, молодчик с кудрЯми – также подсказывает правильное ударение. Мы не сделаем ошибку в ударении, если, склоняя слово кУдри, будем мысленно ориентироваться на слово вОлосы:  волОс – кудрЕй, волосАм – кудрЯм.

  II способ -  запоминание правильной постановки ударения в некоторых словах с помощью подбора к ним рифм и составления из получившихся пар двустиший. Такие мнемонические рифмовки помогают успешнее освоить слова.

  1. Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

  1. Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит!

  1. Снова бегемот

Сломал нефтепровод.

   Для запоминания слов с правильным ударением также можно использовать рисунки – ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной гласной буквы с каким-то предметом. Например, в слове откУпорил ударная гласная – буква У – изображается в виде штопора, а в слове дОверху – находящаяся под ударением буква О рисуется похожей на овальную вазу, до самых краев заполненную водой, льющейся из-под крана.

   И мы решили составить ассоциативный орфоэпический словарь, используя различные ассоциативные модели для более успешного запоминания слов (Приложение I),  (Приложение II), (Приложение III).

                     1.3. Роль ассоциативного словаря в орфографии.

  Мы обратились к книге «Ассоциативный орфографический словарь для пятого класса», составитель Т.А.Захарова,который демонстрирует нам механизм запоминания словарных слов: безударная гласная запоминается по ассоциативному слову – опоре, орфография которого не вызывает затруднений. И мы проанализировали некоторые способы запоминания словарных слов.

   Вот один из способов запоминания написания буквы Ю в словах жюри, брошюра, парашют.

    Буква Ю – пилот отважный,

    Выбрав по брошюре план,

    Точно парашют бумажный,

    С юга прилетела к нам.

    Как довольно, посмотри,

    Трюком строгое жюри.  

    Вот перед нами пилот – буква Ю, спустившаяся на парашюте по маршруту, описанному в брошюре, и поразившая строгое жюри. Чтобы не ошибиться в написании слов-исключений жюри, брошюра, парашют, нужно вспомнить об отважном пилоте –

букве Ю. [4, с.43]

    А вот нелепица, совершенная плотником-чудаком. Она помогает нам запомнить правописание словарных слов.

    Плотник-чудак постелил на арене паркет.

    Пол в гардеробе газоном укрыл…Все не то!!!

    Мастер, однако, помог нам запомнить А-Е:

    Арена, паркет, гардероб.

    Слова не связаны по значению, их объединяют буквы А и Е и порядок расположения этих гласных в слове. Слово «мастер» можно назвать словом-помощником.[4, с.197]

    А для запоминания слова «хоккей» в ассоциативном словаре предлагается следующее стихотворение:

    Две буквы «ка», как два конька,

    На шайбу буква «о» похожа.

    Нужна в нем меткость для броска.

    Упорство, воля, скорость – тоже!

    Надень защиту – и смелей:

    Мальчишкам нравится хоккей.

    А в книге  Т.Я. Фроловой «Минуя рифы русской орфографии» мы познакомились с нетрадиционными приемами проверки орфограмм.

    Следует запомнить слова иностранного происхождения, в которых после шипящей пишется О: шорты, шоссе, шофер, жокей, шовинизм, а также слова с затемненным составом или непродуктивными суффиксами: трущоба, чащоба, изжога.

    Запомнить исключения поможет рифмовка:

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжора,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоколад, шоссе, шофер –

Вот и весь набор.

    Запомним: пишется Ё в следующих словах:

Бечевка, ночевка и раскорчевка,

Тяжелый, дешевый, стажер, ухажер,

Печенка, тушенка и дирижер. [5, с.21]

   Мы рассмотрели интересный способ запоминания корней с чередованием Е/И в книге Г.Г. Граник «Секреты орфографии».

    Орфограмма с девчачьим именем.

В некоторых словах «забралось» сочетание букв, похожее на девчачье имя Ира. Сочетание складывается из части корня -..ир- и идущего за ней суффикса -а-: -..ира-. Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях: удИРАет, натИРАет, замИРАет, забИРАет, отпИРАет. Важно запомнить, что если за корнем –а-, то в корне и. «Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой». [6, с.178]

    Мы решили провести лингвистический эксперимент и предложили учащимся пятых классов написать слова «рассчитать» и «расчет».

     Только 10% учащихся справились с заданием.

После этого мы предложили ребятам запомнить правописание слов «рассчитать» и «расчет» с помощью рифмовки:

    В трудном слове рассчитать

    Будем мы две «эс» писать.

    А расчетливый, расчет,

    Пишем только корень чет!

В данном случае 90% учащихся смогли верно выполнить задание.

Поэтому мы приходим к выводу , что разнообразные ассоциативные рифмовки помогают запоминать трудные слова.

                            1.4. Грамотное употребление паронимов.  

    Термин паронимы образован от греческих элементов: пара - возле и онима - имя. Паронимия охватывает различные части речи, о чем можно судить по таким примерам: представить-предоставить, подпись-роспись, сыто-сытно. Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относиться к созвучным, похожим словам, анализировать оттенки их значений.

    Тонкий знаток русского языка А.Т. Твардовский, обращая внимание на ошибки в употреблении паронимов, заметил: « Я сам, как песчинку в хлебе, попадающую на зуб, не выношу слова – одел шапку, а так упорно почему-то пишется вместо  надел.» [стр.32] .

    В речи, действительно, смешивают эти паронимы: «Одень пальто, на улице холодно»; «На мебель одели чехлы». Глагол надеть, который следовало употребить в этих случаях, как правило, имеет при себе предлог на или позволяет нам мысленно его подставить: надень пальто(на сына), надень очки (на нос). Дополнение при этом глаголе обычно выражено неодушевленным существительным.

    Слово одеть обычно имеет дополнения без предлога, оно часто выражено одушевленным существительным.

    Это стихотворение Новеллы Матвеевой поможет  различать паронимы и правильно употреблять их в речи.

                                      Одень, надень…Два слова

                                      Мы путаем так бестолково!

                                      Морозный выдался рассвет,

                                      Оделся в шубу старый дед.

                                      А шуба, стало быть, надета.

                                      Одень, надень…Давай глядеть:

                                      Когда одеть и что надеть.

                                      Я полагаю, что на деда

                                      Три шубы может быть надето.

                                      Но я не думаю, что дед

                                      На шубу может быть одет.   [7, с.25]

                 

       Некоторые ребята путают слова компания и кампания. Различать и правильно употреблять их помогает стихотворение А.Т. Твардовского:

  1. Но со страстью неизменной

Дед судил, рядил, гадал

О кампании военной,

Как в отставке генерал.

  1. Шел наш брат, худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один, как перст, подчас.  [8, с.10]

                                                  Заключение

                             Сделаем несколько выводов:

1) Применение ассоциативных слов-опор  дает прекрасный результат:правописание слова

остается  в памяти надолго,так как вызывает яркие,оригинальные ассоциации.

2) Стихотворные произведения помогают глубоко и осмысленно запомнить  правописание слов и их произношение.

3) Ассоциативный орфографический словарь демонстрирует нам приемы и способы запоминания непроверяемых написаний.

4) Работа со словарями нацеливает нас  на самостоятельный поиск эффективных способов запоминания слов.

 

                           

                                             Список литературы

  1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», под ред. Н.Ю. Шведовой М.: «Русский язык», 1989
  2. Словарь иностранных слов, М.: «Русский язык», 1990
  3. Русский язык в школе №1 2006
  4. Ассоциативный орфографический словарь для пятого класса, составитель Т.А. Захарова, М.: «Планета» 2011
  5. Т.Я. Фролова «Минуя рифы русской орфографии» С.: «Таврида» 1994
  6. Г.Г. Граник «Секреты орфографии» М.: «Просвещение» 1991
  7. Русский язык в школе и дома №6 2012
  8. Русский язык в школе № 5 2008
  9. Словарь паронимов русского языка О.В. Вишнякова, М.: «Русский язык» 1984
  10. Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян «Наш родной язык», М.: «Просвещение» 1971
  11. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Секреты стилистики», М.: «Айрис Рольф» 1996

                                                    Приложение

                                   

                                   Приложение II

                      Ассоциативный орфоэпический словарь

ВключИт – вручИт

ДоговОр – приговОр

ЖалюзИ - привезИ

ЗвонИт – звенИт

КаталОг -диалОг

МусоропровОд – завОд

ОптОвый - дешЕвый

СвЕкла – ФЕкла

СлИвовый – грУшевый

СтолЯр – малЯр

ФарфОр - задОр

ЦемЕнт – момЕнт

ШАрфы – бАнты

ШофЕр – монтЕр

                                 Приложение III

     «Стихотворный» ассоциативный орфоэпический словарь

                                             Дремота – зевота

Бродили по дороге ДремОта и ЗевОта.

Дремота забегала в калитки и ворота.

                                                                 (С.Я. Маршак)

                                             Квартал  

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартАл.

                                    (А. Барто)

                                                Верба

Мы из школы номер восемь,

Там, где вЕрба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Говорящего скворца.

                                  (А. Барто)

                                               Столяр

Вот и стал я столярОм,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер.

                             (С.Я. Маршак)

                                       

                                                 Щавель

На болоте журавЕль

Собирал с утра щавЕль.

                                      (М. Стельмах)

                                                  Кроить

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроИт и ставит латку.

                                      (С.Я. Маршак)

                                                  Цемент

Всю ночь из дальних городов

В Москву идут составы,

Всю ночь в Москву они везут

ЦемЕнт, железо и мазут.

                                           (А. Барто)      

                                         Приложение IV

                 О.В.Вишнякова «Словарь паронимов русского языка»

                                            Невежа/Невежда

Невежа. Грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Синоним: грубиян.

Невежда. Малообразованный человек, неуч…

Антоним: эрудит.

                                       Поэтический/Поэтичный  

Поэтический. Относящийся к поэзии, проникнутый ею.

Антоним: прозаический.

Поэтичный. Содержащий элементы поэтичности, проникнутый повышенной эмоциональностью.

Синоним: возвышенный.

                                  Артистический/Артистичный

Артистический. Относящийся к артисту.

Синоним: актерский.

Артистичный. Отличающийся артистизмом, художественным вкусом.

Синоним: искусный, виртуозный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Мнемоника на уроках русского языка

Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Использование мнемоники на уроках английского языка

Как известно, основной целью изучения иностранного языка в современной школе является решение коммуникативной задачи. Другими словами, учащиеся должны научиться выражать свои мысли, обмениваться инфор...

Мнемоника на уроках русского языка, или как быстро запомнить трудное

Презентация включает слайды, которые помогают ученикам быстро запомнить,  как правильно произносятся слова, как правильно склонять числительные. (Мнемотехника (то же, что...