Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

губанова ольга юрьевна

По программе Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._literatura_5_klass.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский

Грязинского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский

__________________________Н.Л.Киселева

  Приказ от 29.08.2014 г. № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  литературе  для 5  класса

Год составления   2014 – 2015  учебный год

Общее количество часов в год     105

Количество часов в неделю: 3  

Учитель:     Губанова Ольга Юрьевна

Квалификация:  первая квалификационная категория 

Стаж работы: 25 лет 

I. Пояснительная записка

Статус документа

      Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-    Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О  внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-   Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;

-   Приказ от 30.8.2013 г. №82 «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных  предметов, курсов (модулей) МБОУ  ООШ п. свх. Песковатский,  реализующего  образовательные программы общего образования»;

-   Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53 «Об утверждении основной образовательной программы  основного общего образования»;

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта,  программы  по литературе Т.Ф. Курдюмовой  (Курдюмова Т.Ф., Демидова Н.А., Колокольцева Е.Н. Программа по литературе.  5 – 9 классы. Москва, ««Дрофа»,  2006 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Для реализации данной программы используются следующие книги:

1.Т.Ф.Курдюмова. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - 14-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2010

Обоснование выбора программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели обучения

•        воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

•        освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

•        овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Место и роль предмета литературы в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся заключаются в том, что изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Основными формами организации образовательного процесса по литературе в 7 классе являются:

- традиционный урок;

- лекция;

- семинар;

- диспуты;

- экскурсия;

- другие.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устные ответы, самостоятельные работы, сочинения, эссе, доклады, контрольные работы, тестирование);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Рабочая программа составлена на 102 учебных часа (из расчета 3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.

Информация о внесенных изменениях.

В авторскую программу изменения не внесены, т.к. программа Т.Ф. Курдюмовой  для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации рассчитана  на 3 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарному учебному графику.

II. Содержание тем учебного курса

Происхождение и развитие литературы (1)

Литература- искусство слова

Мифы народов мира (4)

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид».

Устное народное творчество (15)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.

Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке

Русские народные. Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. «Тысяча и одна ночь».

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской культуры. «Озорник Петрушка». Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.

Русская литература XIX века (38)

Русская классическая литература XIX века

Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом». «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады. «Спящая царевна».  Сюжет и герои сказки.

А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (пролог). Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья. Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. «Парус»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из  Гете»          

Н.В. Гоголь. Цикл повестей  «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота».

И.С. Тургенев. Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа «МуМу». Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и МуМу. Богатырский поступок.                Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «МуМу». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «МуМу». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева «МуМу».

Поэтический образ Родины. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С  «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»,  «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.  Фет «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.

Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке.  Последний бой и героическая  гибель как кульминация  подвига. Теория. Роман-эпопея. (Анализ эпизода). М.А. Булгаков. «Петя Ростов». (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке.  Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX века.

Литература XX века (29 ч)

Связь веков. Век  XIX и век XX.  Связь веков. Богатство литературы XX века.  Теория. Тема лирики.

Литературные сказки XIX – XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский «Рождение сказки», «Теплый хлеб». Внеклассное чтение. Викторина по  сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов «Волшебное кольцо». Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией  человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.  

Дж. Родари «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей XX  века к краткости и оперативности. Дж. Родари «Старые пословицы». Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Внеклассное чтение. Джанни Родари «Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков «Аня в стране чудес». Алиса (она же Аня) – героиня сказок. Игра словами в сказке «Аня в стране чудес». Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».

Проза русских писателей  XX века. И.С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева «На святой». Е.И. Замятин «Огненное А». Рассказ о мечте подростков начала  XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».

Поэтический образ Родины. А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших (стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»  и В.В Маяковского  «Хорошее отношение к лошадям»).

Героическое прошлое России. Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова  о Великой Отечественной войне.

Современная литература. В.П. Астафьев «Игра», «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Т.Янссон «Последний в мире дракон». Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».

Путешествия и приключения на страницах книг (15)

Покорение пространства и времени. Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена «Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера». А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Викторина по книге А. Лингрен «Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.

Новая жизнь знакомых героев. Н.С. Гумилёв «Орёл Синдбада», «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян «Новые приключения Синдбада- морехода». Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения». М.И. Цветаева «Книги в красном переплёте».

III. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

 Количество часов

всего

развития речи

1

Происхождение и развитие литературы

1

2

Мифы народов мира

4

3

Устное народное творчество

15

4

Русская литература XIX века

38

2

5

Литература XX века

29

1

6

Путешествия и приключения на страницах книг

15

Итого:

102

3

V. Требования к уровню подготовки обучающихся

за курс 5 класса

знать/ понимать:

•        образную природу словесного искусства;

•        содержание изученных литературных произведений;

•        изученные теоретико-литературные понятия;

 уметь:

•        воспринимать и анализировать художественный текст;

•        выделять смысловые части художественного текста,

•        составлять тезисы и план прочитанного;

•        воспринимать и анализировать художественный текст;

•        выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

•        выражать свое отношение к прочитанному;

•        выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•        строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

•        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

•        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

VI. Учебно-методическое обеспечение

1)        Литература. 5 кл.: В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. -  М.: Дрофа, 2007;

2)        Зельманова Л. М. , Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 5- 7 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.;

3)        Золотарева И.В, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.- М. «ВАКО», 2008;

4)        Красухин Г.Г. Я иду на урок литературы. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2007;        

5)        Программа  по литературе для общеобразовательных учреждений (5—11 классы)  под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.

Медиаресурсы:

http://stepanenkoo.ucoz.ru/

http://www.drofa.ru/documents/22442/2017950o1.pdf

http://www.ikt.oblcit.ru/24/Abramova/members.htm  

http://www.edu54.ru/taxonomy/term/6718  

http://peressa2009.narod.ru

http://26316-blagsosh1.edusite.ru/p14aa1.html

 http://mojo11.ucoz.ru/

http://mulganov.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...