Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

губанова ольга юрьевна

По программе Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._literatura_8_klass.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский

Грязинского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский

__________________________Н.Л.Киселева

  Приказ от 29.08.2014 г. № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  литературе  для 8  класса

Год составления   2014 – 2015  учебный год

Общее количество часов в год     70

Количество часов в неделю: 2  

Учитель:     Губанова Ольга Юрьевна

Квалификация:  первая квалификационная категория 

Стаж работы: 25 лет 

I. Пояснительная записка

Статус документа

      Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-    Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О  внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-   Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;

-   Приказ от 30.08.2013 г. №82 «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных  предметов, курсов (модулей) МБОУ  ООШ п. свх. Песковатский,  реализующего  образовательные программы основного общего образования»;

-   Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53  «Об утверждении основной образовательной программы  основного общего образования».

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта,  программы  по литературе Т.Ф. Курдюмовой

(Курдюмова Т.Ф., Демидова Н.А., Колокольцева Е.Н. Программа по литературе.  5 – 9 классы. Москва, ««Дрофа»,  2006 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Для реализации данной программы используются следующие книги:

1.Т.Ф.Курдюмова. Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - 14-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009

    Обоснование выбора программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.

           Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

         Цели обучения 

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.                                                                                      Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – проблема литературы и времени, исторического прошлого и его осмысление в художественном произведении.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

     

Место и роль предмета литературы в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся заключаются в том, что изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Основными формами организации образовательного процесса по литературе в 9 классе являются:

- традиционный урок;

- лекция;

- семинар;

- диспуты;

- экскурсия;

- другие.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устные ответы, самостоятельные работы, сочинения, эссе, доклады, контрольные работы, тестирование);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Рабочая программа составлена на 70 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.

Информация о внесенных изменениях.

В авторскую программу изменения не внесены, т.к. программа Т.Ф. Курдюмовой  для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации рассчитана  на 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарному учебному графику.

II. Содержание тем учебного курса

Литература и время (1)

Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Г.Х. Андерсен. Калоши счастья.

Фольклор (2)

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.
Народная историческая песня. Правеж. Петра I узнают в шведском городе. 
Народный театр. Как француз Москву брал.

Древнерусская литература (8)

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического прошлого в литературе.
Летопись.  Повесть временных лет.

Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем.

Житие. Сказание о житии Александра Невского. Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

Литература XVIII века (3)

События истории в произведениях XVIII века. Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой.  Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода.

Литература XIX века (38)

Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Былины и их герои в поэзии XIX века. А. К. Толстой. Илья Муромец. Правда. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В.Скотт. Айвенго. И. А. Крылов. Волк на псарне. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка. Герои исторической повести.                      Историческая повесть и исторический труд. М. Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Героическая личность.

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. В. А. Жуковский. Воспоминание. Песня. А. С. Пушкин. Воспоминание. Стансы. Анчар. Д. В. Давыдов. Бородинское поле. И. И. Козлов. Вечерний звон . Ф. Н. Глинка. Москва. А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А. Дюма. Три мушкетера. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь Серебряный.

Вымысел и реальность в художественном произведении. 

Народная речь в литературном тексте. Л. Н. Толстой. После бала.

Контраст как композиционный прием.

Литература XX века (18)

Автор и время на страницах произведений XX века. 

Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е. М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. Подпоручик Киже. Восковая персона. М. Алданов. Чертов мост. С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».

Великая Отечественная война в лирике XX века. А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев. Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста. Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны. Л. М. Леонов. Золотая карета

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С. Гумилев. Старина. Прапамять. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам двенадцатого года. Е. А. Евтушенко. Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»

Поведём итоги

III. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Количество часов на развитие речи

Количество часов на тестовые и контрольные работы

1

Вводный урок. Литература и время

1

-

-

2

Фольклор

2

-

-

3

Древнерусская литература

8

1

-

4

Литература XVIII века

3

-

-

5

Литература XIX века

38

5

1

6

Литература XX века

18

-

1

ИТОГО:

70

6

2

V. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс VIII класса

В результате изучения литературы ученик должен:

Знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-понятийные понятия;

-базовые теоретико-литературные понятия;

-содержание программных произведений;

Уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

 использовать приобретенные знания и умения в практической      деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

   Стержневые понятия за курс 8 класса.

  • уметь сравнивать исторический образ, эпоху в сходных по тематике художественных произведениях;
  • адекватно воспринимать события и характеры далёкого времени; видеть исторические приметы, реалии в художественном произведении;
  • осознавать, как тот или иной исторический эпизод оценивает народ, автор художественного произведения;
  • различать время историческое и время автора в художественном пространстве произведения;
  • ощущать связь дня сегодняшнего с ушедшим временем.

VI. Учебно-методическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  1. Егорова Н. В.. Поурочные разработки по литературе 8 класс, М.: ВАКО, 2007
  2. Журнал « Литература в школе»
  3. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.   8класс, Москва «Вако», 2006
  4. Курдюмова Т. Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М.: Дрофа, 2009
  5. Курдюмова Т. Ф. Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - 14-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2010
  6. Курдюмова Т. Ф. Литература. 8 класс: методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2006
  7. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой. 5-9  классы
  8. Литература. Библиотека  электронных  наглядных  пособий.        ООО   «Физикон»  ООО «Дрофа»        Зинина  Е.А.  Теория  литературы  в  таблицах.
  9. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000
  10.  Литература. Приложение к газете «Первое сентября»
  11.  Савина Л.Н.  Поурочные разработки по литературе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007
  12.  Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998

Для обучающихся

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998
  5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998
  6. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Таблицы по литературе

2. Тесты

3. Контрольные работы

4. Задания к олимпиадам

5. Дидактический материал

6. Тематические презентации

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://lit.1september.ru/  Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы"
  2. http://litera.edu.ru Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
  3. http://www.bibliogid.ru ВiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
  4. http://www.likt590.ru/project/museum/ Виртуальный музей литературных героев
  5. http://skolakras.narod.ru В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской
  6. http://metlit.nm.ru Методика преподавания литературы
  7. http://slova.org.ru Слова: поэзия Серебряного века
  8. http://litera.ru/stixiya/ Стихия: классическая русская / советская поэзия
  9. http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"
  10. http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов

ПИСАТЕЛИ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru 
  2. Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru 
  3. Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru 
  4. Лев Толстой и "Ясная Поляна" http://www.tolstoy.ru 
  5. Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
  6. Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru 
  7. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru 
  8. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru 
  9. Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru 
  10. Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru 
  11.  Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...