Урок русского языка "Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок по русскому  языку предназначен для проведения в 8 классе при изучении темы "Обособленные члены предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblennye_obstoyatelstva.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обособленные обстоятельства.

Цель: Углубить понятие о синтаксической роли одиночных деепричастий и          

           деепричастных оборотах; выработать пунктуационный навык  

           постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств  в  

           предложении.

Задачи:

  1. Углубить понятие о роли одиночных деепричастий и деепричастном обороте в предложении.
  2. Формировать умения обособлять обстоятельства в предложении.
  3. Развитие синтаксической грамотности у обучающихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Записать  в рабочих тетрадях число, тему урока, сообщить цель урока)

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 317 (2 часть)

     

3. Лингвистическая разминка.

Задание: Расставьте ударение в словах, выпишите 1вариант – слова, в которых ударение падает на 1,2 слог, 2 вариант - слова, в которых ударение падает на 3,4 слог. (Слова записаны на доске)

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля.

  1. Повторение изученного о деепричастии.

1) работа с текстом (текст написан на доске)

Когда девочка подошла ближе я развернул бумагу вынув из нее матрешку. Она увидев матрешку остановилась и засмеялась прижав к груди смуглые пальцы. Я протянул матрешку девочке. Она перестала смеяться сдвинув темные брови. Я схватил ее за руку и силой заставил взять куклу.

                            Задание: расставьте знаки препинания и  

                                           объясните их постановку графически.

2) Фронтальный опрос.(Пока обучающий работает у доски)

- Найдите в домашнем упражнении предложение с деепричастным оборотом и объясните знаки препинания.

- Назовите грамматические признаки деепричастия (скользя)

- Что называется деепричастием?

- Что общего у деепричастия с глаголом?

- Что общего у деепричастия с наречием?

- Какова синтаксическая роль деепричастия?

(ответы учащихся с использованием схемы)

              добавочное действие- Д.- неизменяемая ч.р.

                 глагол                                            наречие

               н.в.- что делая?

               с.в.- что сделав?

- Что такое деепричастный оборот, как он выделяется на письме?

   (ответ с использованием схемы)

гл.

Х, | -. -. -. -. -|

                       гл.

| -. -. -. -. -| ,  Х.

  1. Проверка текста.
  2. Синтаксический разбор предложения (класс)

Она, увидев матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы.

  1. Изучение новой темы
  1. Чтение правила (учебник)
  2. Составление схемы правила.

-. -. -. -. - -. -. -. -. -

Обособляется                   Не обособляется

гл.              Д.О.; О.Д.

Х,  | -. -. -. -. --. -. -. -.-|                   1. наречия, фр.об.

                                     

  Д.О.; О.Д.                  гл.                                            О.Д., н.в.

 | -. -. -. -. --. -. -. -.-| ,Х                       2. | -. -. -. -. --. -. -. -.-|

  1. Закрепление.

1) Выполнить упражнение № 325 (1 часть)

  1. Синтаксический разбор предложения у доски.

 

    Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

  1. Объяснительный диктант.

Татьяна любит не шутя.

Не одеваясь, она подняла шторы.

Вокруг дома стояли, задумавшись, огромные каштаны.

Ветер дул теперь с востока, разметывая снежные тучи.

Все побежали сломя голову в парк.

Она сидела отвернувшись.

  1. Игровая разминка.

Задание: Замените деепричастный оборот устойчивым сочетанием слов. (На столе у каждого лежит карточка.)

Мы слушали, забыв обо всем,  рассказ о жителях леса.                                           (Затаив дыхание)

Всю ночь ребята пролежали, не заснув ни на миг, у костра.                          ( Не смыкая глаз)

Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

( Сломя голову)

Просители ушли, ничего не добившись.

 (Не солоно хлебавши)

  1. Проверочная работа.

Задание: Подчеркнуть деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1 вариант.

1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

2) Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца.

3) Ребятишки прыгали, любуясь пожаром.

4) Кошка бегала по кровле, недоумевая, куда спрыгнуть.

5) Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние.

6) Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски.

                                                                                             (А.С. Пушкин)

2 вариант

   1)  Герасим шел, не торопился, не отпуская Муму с веревки.

   2) Поставя лестницу на загоревшую кровлю, кузнец полез за кошкою.

 3) Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана   дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника.

 4) Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей   травли.

5) Кибитка тихо подвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг…(А.С. Пушкин)

8. Домашнее задание: Параграф 30, упражнение 326


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

презентация урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" (урок 1)

данная презентация предназначена для темы урока русского языка в 8 классе по теме      "Обособленные обстоятельства" ( урок 1)...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку

Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...