Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (тема самообразования)
материал по русскому языку на тему

Бучма Ирина Олеговна

Планирование самообразовательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie2007-2012.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:


Общие сведения

Учитель –Бучма Ирина Олеговна

Окончила  в 2002 году Иркутский государственный педагогический университет;

Прошла обучение:

 - в 2004 году курсы повышения квалификацииПоташника М. М. по проблеме «Дети с девиантным поведением: проблемы и технология работы»;

 - в 2005 году прошла курсы повышения квалификации в  Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Преподавание русского языка и литературы в профильных классах»;

- в 2006 году в ИПКРО по проблеме « Информационные технологии в управлении образованием»;

- в 2007 году в ИПКРО по проблеме « Новые ориентиры в деятельности классного руководителя»;

- в 2009 году в ИПКРО по проблеме «Коррекционно-развивающее обучение на современном этапе развития, основные направления»;

 - в 2011 году прошла курсы повышения квалификации в педагогическом университете «Первое сентября» по теме «Способы построения и содержание интересного урока литературы»;

- в 2012 году в ОГАОУ ИПО г. Иркутска по теме «Пользователь ПК».

Методическая тема школы «Развитие ключевых  компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов и обучающихся школы с учетом гуманизации ОП, использования ППО, сохранения здоровья педагогов и учащихся.

Задачи:

1. Повышение профессионального уровня и совершенствования педагогического мастерства учителей.

2. Изучение и внедрение   в учебный процесс и внеклассную деятельность современных  педагогических  технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся

3. Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

4. Совершенствование качества ЗУН обучающихся.

5. Подготовка условий для перехода на ФГОС.

6.Укрепление учебно-методической базы педагогов.

Методическая тема ШМО: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Индивидуальная тема

самообразовательной работы

Работа по теме начата в сентябре 2007 года.

Предполагаемый срок завершения работы – май 2012 года.

Цели и задачи самообразования:

Цель: создание условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Задачи:

  1. Изучение и внедрение  проектной технологии в учебный процесс и во внеклассную деятельность.  
  2. Развитие коммуникативных умений детей, освоение ими содержательной части и практической части образовательного стандарта.
  3. Формирование личностных качеств в процессе групповой и коллективной работы.

Этапы  работы

1  этап           2007 - 2008  учебный год – подборка и изучение материалов по теме. Изучение метода проектов.

2  этап    2008 – 2011 (2009-2010 уч. год - декретный отпуск ) учебный год -   реализация практической части  программы. Практическое применение проектной технологии на уроках русского языка и литературы. Проектная деятельность во внеурочное время.

3  этап           2011 – 2012 учебный год – завершающий этап.  Внедрение и распространение собственного опыта.

Литература, изучаемая в течение года

  1. Журнал «Русский язык в школе».
  2. Приложение к газете «Первое сентября» «Литература».
  3. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык».
  4. Газета «Педсовет».
  5. Опыт учителей-практиков.
  6. Ресурсы Internet.
  7. Журнал «Литература в школе».
  8. Газета «Последний звонок».

Проблемно-ориентировочный анализ

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности
, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию  самоорганизации.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.

Практические выходы (см. приложения)

  1. Уроки русского языка и литературы в 5-11 классах.

  1. Доклад на XI научно-практической конференции «Русский язык и литература в системе школьного образования» 13 марта 2009 года.

  1. Доклад на XIV научно-практической конференции «Русский язык и литература в системе школьного образования» 28 марта 2012 года.

  1. Публикация статьи «Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе проектной деятельности» в сборнике работ по материалам Всероссийского заочного форума педагогов «Перспективы образования», 2011-2012г.

  1. Подготовка и участие на районной НПК исследовательских проектов:  «Стилистически сниженная лексика в отечественных и зарубежных мультфильмах. Её роль в речевом развитии младших школьников», 8 класс, III место; «Кто ты, Фразеологизм?», 5 класс,  I место; «Функционирование тропов в рекламных текстах», 9 класс, I место.
  2. Краткосрочные проекты в рамках изучения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...