Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Материал предназначен для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 5 - 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады

5 КЛАСС

Фонетика

1. Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с] ?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

2. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать?

 3. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:

люк, яр, лед, краб?

        Словообразование

1.        Разберите слова по составу:
приморский, переоценка, разулыбаться, стульчик, перчик, загорались.

2.        Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, ссылка, конный.

Орфография

1.        Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, отметьте нужную орфограмму:

флаг разв…вается, разв...тие способностей, св...рить грибы, отв...рить двери, подр...внять ряды, выр…вненная дорога, ум...лять о пощаде, ум...лять достоинство, зам...рять рост, прим...рить врагов.        

2.        Определите вид орфограммы, графически ее обозначьте, вставьте буквы:

а)        вид.. .т, дума.. .т, ненавид.. .т;

б)        в тетрад..., о брат..., с ветк...;

в)        вес...ник, чудес..ный, вкус.ный;

г)        дрож..., крыш..., знаеш...

Лексика

  1. У писателя С. Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
  2. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, золотой будут употреблены в переносном значении.
  3. Какое из данных слов является родственным слову «нос»?

а) носильщик; б) поднос; в) переносица; г) подношение; д) занос.

  1. Подберите антонимы к словам добрый, горячий, веселый.
  2. Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Морфология

1. Выпишите из предложения слова, которые

а)        склоняются;

б)        спрягаются.

Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

        2. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли,
если перенести ударение с последнего слога на первый?

Синтаксис

   1. Какие примеры не являются словосочетанием?

а) кончить дело; б) чудесный день; в) вдали от Родины; г) проходит мимо; д) день прошел; е) синий и красный.

        2. В каком словосочетании неправильно определено
главное слово?

а) любить Родину; б) верный друг; в) жить далеко; г) в нашем доме; д) собрал гербарий.

3. В каком предложении неправильно определено подлежащее?

а) Дети с увлечением слушали рассказ охотника.

     б) Хмуро тянется непогожий день.

в) Лед покрыл пруд.

6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия

1.        Найдите слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь.

2.        Расставьте ударения в словах:
процент, каталог, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, средства, добыча.

Словообразование и орфография

1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,        

А я не хочу улетать.        

2.        Обозначьте состав слов:

зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.

3.        Найдите слово или слова, образованные с помощью приставки при:        

препятствие, присутствовать, пр...образовать, превратить, пр...стукнуть, пр...огромный, пр...вокзальный.

Лексика

1.        Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

2.        Замените синонимами устаревшие слова:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, брадобрей.

3.        Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

вить веревки, ни бе ни ме, разжевать и в рот положить, молоть языком.

Морфология. Синтаксис

1.        Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

 Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

2.        В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:

читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.

Комплексный анализ текста

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (тропы). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

7 КЛАСС

Фонетика

1.        Расставьте ударения в словах:

дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

2.        В каком слове количество букв и звуков совпадает?
семь, еж, прелестный, боюсь, сеют.

Словообразование. Морфология

1.        От глаголов неопределенной формы образуйте возможные формы причастий прошедшего времени: смотреть, сидеть, наблюдать, вести, нести, кричать.

2.        Придумайте к существительным определения — действительные причастия настоящего времени: облако, солнце, ветер, ребенок, заяц.

3.        От какого глагола можно образовать только одну форму причастий:

возвратить, купаться, читать, свернуться.

4.        Какое слово образовано с помощью приставки: восстановление, подрубить, пригорок, степной, отзывчивый.

5.        Придумайте слова с указанными ниже морфемами (частями слова). Укажите, какая это часть речи. -ащ- -ущ--ем- -вш--ешь- -т--а- -ся-

6.        Определите состав следующих слов:

половик — полоть; солить — солист; морской — уморить; резать — резкий.

Лексика. Культура речи

1.        Составьте предложения, используя данные словосочетания. Как называются эти словосочетания?

С треском провалился, заварить кашу, держаться в тени, повесить нос.

2.        Подберите как можно больше синонимов к словам:

отважный, холодный, дом, друг, говорить.

Синтаксис и пунктуация.

1. В каких словах пишется буква О?

а) р...стение; б) отр...сль; в) р...сточек; г) отв...рить дверь; д) отв...рить грибы; е) п...лить цветы; ё) солнцем п…лимы; ж) разг…рается; з) з...ря;

и) прик...сается.

2. Списать, отметить орфограммы. Расставить знаки препинания, отметить причастные обороты, начертить схемы.

Я н...когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно (не)сущейся с севера и нагоняющ...й ужас на всех.

Ветер стих и листья только что шептавш...ся о чем(то) зам...рли.

8 КЛАСС

Фонетика

1.        Прочитайте слово «тир». Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

2.        Есть в русском языке слова, которые состоят из одного звука. Приведите такие примеры, укажите часть речи.

Лексика

1.        Объясните значение слов и составьте с 1-2 словами (по выбору учащегося) предложения.

Космос, беспрекословно, брошюра, пребывать, тунеядец.

  1. Как вы понимаете выражения: собачья жизнь; собака на сене; вот где собака зарыта; жить как кошка с собакой?
  2. Подберите прилагательные-определения к словам: какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.
  3. О каком языковом явлении говорится в стихотворении?

Много разных есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Морфология

1.        К каким частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых?

2.        Какой глагол имеет только форму несовершенного
вида:

бедствовать, закрывать, поспеть, вить, рисовать?

Синтаксис и пунктуация

1.        В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

Третий участник, тонкий лед, весьма отчетливо, танцевать красиво.

2.        Укажите односоставное предложение:

а)         Новое в жизни требует и новых названий.

б)         В читальном зале просят соблюдать тишину.

в)         Белая береза под моим окном принакрылась снегом.

      г) Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.

Словообразование

1. Найдите слово, образованное а) суффиксальным, 6) бессуффиксным способом:

изыскательский, подписать, обрадоваться, ход, подберезовик.

Орфография

Приведите примеры всех известных вам случаев слитного-раздельного написания не с разными частями речи.

9 КЛАСС

Фонетика

1. В каких словах количество звуков и букв не совпадает. Почему?

Аллея, зайчик, веер, праздник, восстановление, юла, подъезд, сельдь.

2. Установите количество звуков <з> в предложении:
   Зина обратилась с просьбой к Лизе.


        
Словообразование

1. Укажите состав слова:

отложение, прослезился, тремстам, зайчик, напрочь, извивающиеся, уверовав, по весеннему (небу), по-весеннему (тепло)

2. Какое слово образовано не так, как остальные?
Лоботряс, сердцеед, зубоскал, лизоблюд, людоед.


                                                    
Морфология

    1. Охарактеризуйте морфологические особенности выделенных слов. Определите, какая это часть речи.

а) Светло, легко и своенравно

   Она блестит среди болот

   И к старой мельнице так плавно

   Несет стекло весенних вод.

(И. Бунин)

б)        Мне грустно и легко;
Печаль моя светла.

в)        Легко и бледно небо голубое.

(И. Бунин)

Лексика

1.        Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, атеист, ситуация, триумф, лозунг?

2.        Составьте словосочетания (предложения) с каждым
из глаголов:

телефонировать — телефонизировать, усвоить — освоить, сыскать — снискать, заблудиться — заблуждаться, поглотить — проглотить.

Как называются подобные слова?

Орфография

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно оказалась у горизонта; бл...снула огне...ая нить; смеша...ый лес; проб...рались (на)угад; мгнове...о оз...ряется; обиже...о прор...котал; (не)решительный, но как (будто) тревожный; (не)встречавшийся с нею; пока ливень (не)пустился (во)всю; (не)укр...тимыми.

Комплексный анализ текста

Определите стиль, тип текста, обоснуйте свое мнение. Выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их.

Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещенные звездами, казалось блестели и дымились словно были натерты фосфором. Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. Но еще выше было небо, все засыпанное, зимними звездами. Особенно прекрасно сверкали звезды на черном, бархатном треугольнике неба, который соприкасаясь с белым треугольником бегущей дороги, дрожал и переливался как алмазы. А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше звезд и даже выше самого черного бездонного неба.

Напишите творческое продолжение в жанре миниатюры на тему данного текста.

Литература

1. Водолазькая С. В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады / С. В. Водолазькая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...