Язык - самое лучшее и самое худшее, что есть на свете
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пятовская Мария Вячеславовна

Урок развития речи в 7 классе . Посвящен международному дню борьбы с ненормативной лексикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока65.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 14

с углубленным изучением отдельных предметов»

Фестиваль

«Живое слово»

Номинация «Активная грамотность»

Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете

урок русского языка

Пятовская Мария Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

тел. 911-563-66-81

2014 год

УРОК  7 класс

Тема: Р/р  Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете.

Тип урока: урок   развития   речи.

  1. Цели как деятельность учеников:

М/р: самостоятельно формулировать тему,  составлять  план   работы, прогнозировать и корректировать свою деятельность.

М/п: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) и рефлексировать вид чтения.

М/к: свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, формулировать собственное мнение, координировать его с позицией партнёров, участвовать в речевом общении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания с помощью ИКТ

  1. Ученики работали дома с пересказом легенды о древнем баснописце Эзопе и языке. (Приложение 1)

Назовите ключевые фразы. (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). (Слайд №3. Презентация). Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

2. Находить и извлекать из текста необходимую информацию.

3. Пользоваться информацией на разных носителях, в том числе электронных.

III. Введение в тему урока на основе проверки домашнего задания

  • Опираясь на ключевые фразы, попробуйте назвать тему урока

(Слайд №3. Презентация)

Согласны ли вы с суждениями Эзопа? Докажите, что он прав.

Ученики делают предположение, что слово может и принести человеку пользу, и причинить вред.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

IV. Углубление в тему и развитие речевых умений

  1. Ученики сравнивают цитаты и легенду, делают выводы.

Что общего между тем, что сказал Эзоп и высказываниями, которые записаны на слайде? (Слайд №4)

Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”.

 В. Шефнер писал: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”.

Вывод: Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести.

  1. Ученики в группах работают со словарем понятий, составляют таблицу.

Словарь понятий. (Слайд №5)

  • Скверна (устар. и книжн.) – это нечто гнусное, мерзкое, порочное.
  • Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.
  • Ругательство означает “грубое, бранное выражение”,
  • Ругаться – Произносить грубые, бранные слова. 2. Поносить друг друга бранными словами, ссориться. 3. Издеваться, заниматься надругательством, т.е. ругательство имеет направленность чаще всего  на ближнего.
  • Скабрёзный - неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.

Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда “скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов).

– Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).

  1. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Приложение 2). Читает подготовленный ученик.

– Как вы относитесь к тому, что “язык дикарей” грозит стать нормой?

  1. Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?” 

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры.
  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.
  • Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех.

Из истории сквернословия

Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

Чтение учащимся и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”. (Приложение 3)

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

Проблемный диалог.

– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”) (Слайд № 20)

– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей)

– На каких исторических фактах оно базируется?

(Слайд №21)

Предлагается составить таблицу или схему, как менялось отношение к мату. В конце делается вывод, к чему все это привело.

Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские – язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу.  Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро-монголы. После нашествия Батыя русские научились тому мату, который мы слышим сегодня.

Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других   праздниках и обрядах, где оставались языческие корни.  Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами.  Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет  Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.

 Матерный язык в массовости был присущ   рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти.  Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям.  Во время “оттепели” стали появляться все новые и новые матерные частушки. 

После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.

  1. Как же избавиться от сквернословия? (Слайд №24-29)

Работа в группах. Ученики разрабатывают рекомендации, а потом их презентуют.

  • Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
  • Осознавать, ценить и беречь свой авторитет.
  • Уметь культурно отдыхать..
  • Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.
  • Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.
  • Постоянно заниматься самосовершенствованием.
  • Читать хорошую литературу.
  • Быть разборчивым в выборе друзей.
  • Искренне любить людей и бояться их обидеть.

Личностные результаты (духовно-нравственное) 

Воспитание эстетического вкуса, формирование культурных, нравственных ценностей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, таблица), преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять взаимодействие в группе, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

ТОУУ

V. Итог урока.

Рефлексия

  • Я сегодня задумался о….
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я остался при своем мнении…
  • Я изменил мнение о…
  • Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой?)

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.

Оформить  социальную рекламу. Примерные варианты плакатов.

- Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

- Мат - помоев ушат!

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Мат-это ядов концентрат!

- В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Список литературы:

1.Асадов Э.А. Избранное, Изд-во «Русич», М., 2003

2. Зайковская, Т. В. Проблемы культуры молодежной речи (Пути пополнения словарного состава молодежного жаргона). - К. : Business-Elita, 2005.

3. Шевалдышева Л.  Умеем ли мы общатья?//«Учительская газета», №6 от 5 февраля 2008 года

2. http://mvdrus.ru/news/242823-nenormativnaya-leksika.html

3. cbs-kurgan.com/uploads/userfiles/bez_mata.doc‎

4. http://www.epochtimes.ru/content/view/70369/9/

6. http://festival.1september.ru/

Приложение 1

        

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!  При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают  и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа.

Приложение 2

А. Лысов “Дикарь”.

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст,
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

Приложение № 3         Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Пятовская М.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 г.Архангельск 2014 г

Слайд 2

Легенда древнего баснописца Эзопа о языке Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете; наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Слайд 3

Высказывания писателей о языке Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей». В.Шефнер писал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Слайд 4

Словарь понятий Скверна (устар. и книжн.)– это нечто гнусное, мерзкое, порочное. Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами. Ругательство означает «грубое, бранное выражение», РУГАТЬСЯ – Произносить грубые, бранные слова. 2. Поносить друг друга бранными словами, ссориться. 3. Издеваться, заниматься надругательством , т.е. ругательство имеет направленность чаще всего на ближнего. Скабрёзный - неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.

Слайд 12

Э. Асадов «О скверном и святом» “ самое святое”- “сквернейшее” (“Мать” – “мат”) отношение к русскому мату Э.Асадова: Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова; Оскорбление имени и чести матерей

Слайд 13

Из истории русского сквернословия матерщина – это пережиток язычества; мат на Русь занесли татаро – монголы; при первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами; с читалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю; матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые, естественно, были необразованны; любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение; сталинские репрессии дали мощный толчок развитию мата в России; после наведения демократического порядка мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни.

Слайд 14

Отношение русских писателей к сквернословию А. С. Пушкин : умело и со вкусом использовал русский мат в своих произведениях ; Н. А. Некрасов : не чурался «крепких» слов; И. А. Бунин : создал «Словарь матерных слов»; А.И. Куприн : ругался он виртуозно; Л. Н. Толстой : мог вставить солёное мужицкое слово; В. М. Шукшин ; входил в роль и мог сочно выматериться; В. П. Астафьев : признаётся, что матерился в молодости.

Слайд 20

Язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов). Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.

Слайд 21

Рефлексия Я сегодня задумался о…. Мне сегодня понравилось… Я остался при своем мнении… Я изменил мнение о… Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой?)